Финансовая политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства
1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства
1.2 Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан
Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики
3.3 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика Республики Казахстан.rtf

— 563.01 Кб (Скачать документ)

Цели инвестиционной политики: Дальнейшее улучшение инвестиционного климата, достижение высокого уровня привлечения инвестиций в экономику и эффективности их использования, увеличение объемов инвестиций в приоритетные секторы экономики. [12]

Пути решения. Реализация государственной инвестиционной политики в предстоящем периоде будет осуществляться в соответствии со Стратегией индустриально - инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года, Государственной агропродовольственной программой Республики Казахстан на 2003 - 2005 годы и отраслевыми программами.

В целях увеличения объемов притока отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные виды деятельности и создания эффективной системы мониторинга инвестиционных обязательств будут осуществлены: разработка комплексной методологии по определению приоритетных видов деятельности для оказания мер государственной поддержки частным инвестициям; создание электронной базы данных по мониторингу контрактных обязательств инвесторов.

В период до 2006 года будут приняты активные меры, направленные на:

создание и развитие системы страхования инвестиций;

создание и развитие частных инвестиционных фондов;

совершенствование инвестиционного законодательства.

Приоритетами бюджетных инвестиций будут обеспечение эффективной реализации функций государственного управления, развитие социального сектора, инфраструктуры, содействие развитию аграрного сектора, развитие города Астаны. Большое внимание будет уделено модернизации научной и научно - технической инфраструктуры.

Кроме того, в предстоящий период будет создана целостная система планирования государственных инвестиций, предусматривающая качественную разработку инвестиционных проектов в соответствии с отраслевыми и региональными приоритетами развития экономики.

При изучении внешнеторговой политики РК необходимо помнить, что до 1991 года развитие республики осуществлялось в условиях централизованной системы планирования и глубокой интеграции в рамках экономического пространства бывшего СССР. В советский период была осуществлена индустриализация Казахстана и развитие экономики, но республика специализировалась на поставках в другие республики СССР топливно-энергетических ресурсов, зерна, сельхозпродукции, т.е. носила сырьевой характер.

Вся внутренняя, межреспубликанская и внешняя торговля регулировалась системой государственных заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялись почти на 200 наименований товаров, экспорт стратегических товаров осуществлялся только через монопольные внешнеэкономические структуры. Практически вся торговля со странами бывшего СССР регулировалась двусторонними межправительственными соглашениями и проводилась на клиринговой основе.

Становление внешнеэкономической и внешнеторговой политики Казахстана связано с приобретением государственной независимости и проведением экономических реформ. Самостоятельная внешнеторговая политика - это необходимое условие вхождения республики в мировое сообщество.

После провозглашения независимости Казахстан встал на путь либерализации внешнеэкономической деятельности. Был принят Указ Президента, имеющий силу закона, "Об организации внешнеэкономической деятельности РК на период стабилизации экономики и проведения экономических реформ" от 25 января 1992 г. Также были приняты ряд документов, касающихся либерализации цен по различным видам продукции.

Импорт РК 90 - гг. характеризовался ростом ввоза товаров из России по причине девальвации российского рубля, в связи с этим удешевлением российских товаров и падением конкурентоспособности по цене соответствующих товаров казахстанского производства. Открытые границы в рамках Таможенного союза способствовали проникновению российских товаров по демпинговым ценам, причем особенно в приграничные с Россией районы. В свою очередь снизился экспорт казахстанских товаров в РФ.

В связи со всеми вышеуказанными причинами в январе 1999 г. Казахстан принял ряд антидемпинговых мер. Правительствами РК и РФ был подписан Протокол "О временном запрете ввоза товаров первой категории из РФ".

Позже был введен 200% таможенный тариф на товары, ввозимые из Кыргызстана и Узбекистана.

Эти меры - шаги Казахстана в сторону протекционизма во внешнеторговой политике. Они имели двоякий эффект: с одной стороны, - должны были стимулировать и поднять заинтересованность отечественных товаропроизводителей в производстве, и укрепить их позиции на местном рынке; поставить заслон дешевым и некачественным товарам из стран СНГ; с другой стороны, - резко возросла контрабанда, упали поступления в государственный бюджет, снизилась конкуренция, уменьшился ассортимент товаров, местные производители не всегда требовательны к качеству своих изделий.

Мировой финансовый кризис, девальвация валют стран - торговых партнеров СНГ, наплыв импорта по демпинговым ценам, падение цен экспорта - все это оказало влияние на принятие такого решения. Кроме того, высокий курс тенге поддерживался НБК искусственно, на эти цели тратились золото - валютные резервы РК.

Таким образом, эта мера осуществлена в целях поддержки экспорто-ориентированных отраслей, ограничения импорта, установления реального обменного курса, защиты отечественных производителей.

На сегодняшний день Казахстан имеет торговые связи с более чем со 120 странами мира. Основными торговыми партнерами являются: Россия и страны СНГ, Турция, Германия, Китай, Голландия, Швейцария, США, Корея и др.

Оценивая структуру экспорта и импорта, можно заметить, что она остается традиционной. В ближайшие годы республика будет выходить на внешние рынки с сырьевой продукцией: нефть, черные и цветные металлы, сельскохозяйственная продукция. Обрабатывающая промышленность сегодня, к сожалению, неконкурентоспособна, требуются огромные деньги и время, чтобы провести реконструкцию и осуществить инвестиции в эти отрасли, но это необходимо, если мы хотим занять достойное место в мировом сообществе. В структуре импорта РК преобладает готовая продукция, машины, оборудование, товары народного потребления.

В настоящее время направлениями развития внешней торговли РК являются:

рационализация структуры импорта;

проведение протекционистской политики для стимулирования отечественных производителей;

стимулирование импорта современных технологий и оборудования для обновления производства.

Со второй половины 1999 г. произошло улучшение экономической ситуации в Казахстане и начался экономический рост, который связан с грамотными действиями Правительства по регулированию ВЭД, отпуском тенге в свободное плавание, ростом цен на мировых рынках сырья и улучшением ситуации на мировых финансовых рынках.

В 1999 г. был принят ряд законов, регулирующих торговый режим Казахстана: Постановление Правительства РК "О программе привлечения прямых инвестиций в РК на период 1999-2000 гг." от 1 июля 1999 г., Закон РК "Об антидемпинговых мерах" от 13 июля 1999 г., Закон РК "О карантине растений" от 11 февраля 1999 г., Закон РК "О стандартизации" от 16 июля 1999 г., Закон РК " О сертификации" от 16 июля 1999 г., Закон РК "О таможенном деле в РК" от 16 июля 1999 г. Все эти меры привели к тому, что нормативно-правовая база республики все больше и больше соответствует нормам и правилам, принятым в мировом сообществе, что является, положительным аспектом внешнеэкономической деятельности.

Для Казахстана 2000 год стал самым удачным во всех отношениях, т.к все макроэкономические показатели достигли высоких отметок. Экспорт в I квартале 2000 г. достиг 1 960 млн. долл. США или 190,7% к I кварталу 1999 г и 97,5% к IV кварталу 1999 г. Импорт (с учетом досчетов по неорганизованной торговле) составил 1 550 млн. долл. США, или 112% к первому кварталу 1999 г. и 96,7% к IV кварталу 1999 г.

Основными итогами развития внешней торговли стала либерализация внешнеэкономической деятельности и приведение нормативной базы страны в соответствие с международным правом.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2004 года N 126 "О вопросах ведения статистики внешней торговли Республики Казахстан" Агентству таможенного контроля РК поручено с 1 января 2004 года осуществлять формирование статистики внешней торговли Республики Казахстан в соответствии с международной методологией и публикацию ежемесячных бюллетеней, экспресс-информации, а также ежеквартальных и годовых бюллетеней таможенной статистики внешней торговли.

В области регулирования внешнеторговой деятельности Казахстан прошел путь от жесткого контроля со стороны государства до значительной либерализации внешней торговли.

В республике проведена существенная либерализация внешней торговли:

отменено квотирование экспорта товаров;

сокращен перечень лицензируемой продукции;

отменены экспортные пошлины на все товары за исключением пшеницы, нефти, газа и цветных металлов;

отменена практика предоставления таможенных и налоговых льгот;

упразднен институт спецэкспортеров, экспорта любых товаров;

образован ряд свободных экономических зон;

разработана схема преференций для слаборазвитых и развивающихся стран, которая предоставляет частичное или полное освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин продукции, завозимых из этих стран;

совершенствуется система технического, санитарного, фитосанитарного и иного контроля;

введена система независимой предотгрузочной экспертизы импортных контрактов.

Для содействия развитию внешней торговли и международных экономических связей в республике создана общественная организация - Торгово-промышленная палата (ТПП) РК. Цель палаты - оказание помощи государству в проведении экономической реформы, основная задача - защита интересов отечественного предпринимательства. ТПП объединяет и обслуживает в стране более 400 действительных членов акционерных обществ, фирм, корпораций, компаний разных форм собственности. В компетенции палаты - информация, экспертиза, поиски инвесторов, связи с деловым миром.

В организационную структуру центрального аппарата ТПП входят 5 отделов: внешних связей, информации, инвестирования, право-договорной службы и службы свободных платежных поверенных.

При ТПП постоянно действует арбитражная комиссия, рассматривающая споры и разногласия участников ВЭС. В областных центрах республики функционируют 19 региональных ТПП Казахстана, которые совместно с фирмой "Казахстан экспертиза" осуществляют следующие экспертные услуги предприятиям республики, в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров:

правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности;

рассмотрение в арбитражном суде споров, возникших при осуществлении внешнеторговых и международных связей;

подготовка и проведение в республике международных и национальных выставок, презентаций, семинаров, симпозиумов;

предоставление информации о международных и иностранных выставках в Казахстане и республиканских выставках за рубежом;

экспертиза качества и количества товаров, сырья и оборудования;

удостоверение свидетельств о происхождении товара;

поиск партнеров для установления прямых связей, создания СП;

включение казахстанских предприятий, объединений и организаций, а также частных фирм в "Реестр надежных партнеров";

предоставление услуг по письменному и устному переводу;

организация обучения и подготовки руководящих кадров и специалистов Казахстана за рубежом;

обеспечение информационно-справочными материалами по внешнеэкономической деятельности;

ТПП совместно с Министерством труда РК, Казахским государственным национальным университетом им. Аль-Фараби организовал Национальный центр переподготовки кадров.

Развитию торгово-экономических связей с ближним и дальним зарубежьем, экспорту товаров реально способствует деятельность Казахстанского центра делового сотрудничества (КЦДС), созданного в рамках программы ТАСИС. В границах его территории в г. Алматы указом Президента РК создана свободная торговая зона "Атакент", задачами которой являются:

формирование единого торгово-экономического и экспозиционно-информационного комплекса международного значения;

создание условий, благоприятствующих налаживанию взаимовыгодного делового сотрудничества, расширению промышленно-технологической кооперации и привлечению иностранных инвестиций;

содействие расширению масштабов и ускорению внешнеторговых операций, продвижению на внешний рынок широкого спектра отечественной продукции;

развитие индустрии услуг, включающей информационное, маркетинговое и иное сервисное обслуживание.

 

Заключение

 

В процессе написания курсовой работы были изучены труды мировых финансистов-классиков, а также проанализированы нормативные и законодательные акты Республики Казахстан, имеющие отношение к данной теме.

В результате были сформулированы следующие выводы:

Финансовая система обуславливается взаимодействием следующих элементов - подсистем:

1) совокупности финансовых отношений;

2) совокупности фондов денежных средств;

3) финансового аппарата управления.

Ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства.

От финансовой политики и финансового механизма, как составных частей экономической политики и механизма, зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно работающий финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества.

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан