Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:22, контрольная работа
Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.
К элементам финансовой политики можно отнести:
- налоговую политику;
- бюджетную политику;
- денежно-кредитную политику;
- ценовую политику;
1.ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ
ПОЛИТИКИ
Политика государства
в области финансов зависит от развитости
финансовой системы и меры самостоятельности
отдельных ее звеньев.
К элементам финансовой политики
можно отнести:
- налоговую политику;
- бюджетную политику;
- денежно-кредитную политику;
- ценовую политику;
- таможенную политику;
- социальную политику;
- инвестиционную политику;
- политику в области международных финансов.
Под бюджетной политикой
понимают определение государством:
- источников формирования доходов государственного
бюджета;
- приоритетных направлений расходов бюджета;
- допустимых пределов разбалансированности
бюджета;
- источников финансирования бюджетного
дефицита;
- принципов взаимоотношений между отдельными
звеньями бюджетной системы.
В свою очередь, в составе бюджетной
политики приобретают относительную самостоятельность
налоговая политика, инвестиционная политика,
политика управления государственным
долгом. Налоговая политика определяет
выбор состава налогов, размера их ставок,
льгот и санкций по каждому виду налогов.
Она должна строиться на компромиссе интересов
государства и налогоплательщиков. Интересы
государства основаны на принципе достаточности
налогообложения. Одновременно налогообложение
не должно подрывать мотивацию к эффективной
деятельности.
Под кредитно-денежной политикой
понимают обеспечение устойчивости денежного
обращения через управление эмиссией,
регулирование инфляции и курса национальной
денежной единицы; обеспечение своевременности
и бесперебойности расчетов в народном
хозяйстве и в различных звеньях финансовой
системы через регламентацию и регулирование
деятельности банковской системы; управление
деятельностью финансового рынка через
регламентацию эмиссии и размещения государственных
и корпоративных ценных бумаг и регулирование
их оборота (курса покупки и продажи) и
др. В кредитно-денежной политике относительную
самостоятельность приобретают эмиссионная
политика, ценовая политика, валютная
политика, кредитная политика - а в ней,
в свою очередь, например, процентная политика
и инвестиционная политика.
Ценовая политика основана
на регулировании цен и тарифов на монопольные
товары и услуги.
Инвестиционная политика
предполагает повышение роли бюджета
в развитии РФ, создание условий для инвестирования
сбережений населения, развитие ипотечного
кредитования, привлечение прямых иностранных
инвестиций.
Социальная политика
проводит мероприятия по следующим направлениям:
разработка механизмов компенсации доходов
наименее обеспеченных слоев населения,
упорядочение системы социальных льгот,
регулирование вынужденной миграции и
др.
Все большее значение
приобретает международная финансовая
политика. В ее основе лежит управление
валютно-финансовыми и кредитными отношениями
в сфере международных отношений, связанных
как с международным разделением труда,
с формированием и погашением государственного
долга, так и с участием в деятельности
международных организаций, в том числе
и в международных финансовых организациях.
Международная финансовая политика отдельных
государств, как правило, направлена на
развитие производительных сил своей
страны, и соответственно каждое государство
старается занять свое весомое место на
международных рынках сырья, товаров,
рабочей силы и капитала.
Государство защищает
свои интересы через таможенную и валютную
политику, особенности которых определяются
степенью заинтересованности государства
в расширении или сокращении своего экспорта
или импорта. В соответствии с этим применяется
система таможенных платежей или конкретный
таможенный режим. Основная цель таможенной
и валютной политики - сохранение и увеличение
золотовалютных резервов государства.
Государство защищает
свои интересы и содействуя росту авторитета
страны, участвуя в деятельности международных
организаций, принимая участие в формировании
финансовых фондов этих организаций и
в финансировании совместных программ.
Финансовая политика международных финансовых
организаций направлена на оказание финансовой
помощи государствам, переживающим финансовый
кризис или испытывающим финансовые трудности.
Помощь, как правило, оказывается в форме
предоставления кредитов или в форме реструктуризации
уже имеющегося внешнего государственного
долга.
Помощь международных
финансовых организаций оказывается не
безвозмездно и сопровождается рядом
экономических или политический условий,
не всегда выгодных для страны заемщика.
В период эволюционного
развития общественной жизни и стабильного
государственного устройства внутренняя
и внешняя финансовая политика государства
решает одну главную задачу - обеспечение
сохранения и упрочения существующей
в государстве системы общественных отношений.
2.ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ
ПОЛИТИКИ.
Итак, исходя из задач, поставленных
перед финансовой политикой, к которым
можно отнести такие как:
-обеспечение высокой занятости,
- стимулирование экономического роста,
- выравниванием платежного баланса и
др.,
ведущие экономисты разделяют ее на три
вида: политика экономического роста (стимулирующая),
политика стабилизации и политика ограничения
деловой активности (сдерживающая).
Под первой, то есть политикой
экономического роста понимают систему
финансовых мер, направленных на увеличение
фактических объемов валового национального
продукта и повышение уровня занятости.
Данная стимулирующая финансовая политика
включает:
- рост государственных расходов;
- снижение налогового бремени.
Если же правительство пытается
удержать объем выпуска продукции на его
типичном для рассматриваемой страны
уровне и поддержать стабильность цен,
то считается, что государством проводится
политика стабилизации. При этом было
бы неверно считать, что политика стабилизации
подменяет стимулирующую и сдерживающую
финансовую политику в их стремлении к
выравниванию экономической ситуации
в государстве, так как между данными понятиями
существуют серьезные различия. Например,
политика экономического роста может
проводиться государством и в период,
когда свойственный стране объем производства
уже превышен и производство стремится
к его потенциальному уровню, в то время
как стабилизационная политика таких
целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения
деловой активности, напротив направлена
на уменьшение реального объема ВНП по
сравнению с его потенциальным уровнем
и применяется правительством в период
подъема или бума с целью избежания кризиса
перепроизводства, и инфляции возникающей
вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
- уменьшение правительственных расходов;
- увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика
должна ориентироваться на положительное
сальдо правительственного бюджета, если
перед экономикой стоит задача контроля
над инфляцией.
Роль финансовой политики в
экономическом и социальном развитии
Российской Федерации трудно недооценить.
От степени ее рациональности зависят
темпы развития промышленности, сельского
хозяйства, транспорта, связи и других
отраслей, а также субъектов РФ.
Целью финансовой политики
государства (и субъекта РФ в частности)
должно быть увеличение или сохранение
уровня реальных доходов на душу населения
и на этой основе обеспечение социальных
нормативов уровня жизни в стране, в том
числе на уровне каждого региона. При этом,
конечно, возрастает роль и значение разработки
и принятия таких нормативов на уровне
РФ, которые сегодня разработаны во многих
субъектах РФ. В то же время только централизованно
их разработать невозможно. Не могут же
быть одинаковыми нормативы наполняемости
школьных классов в городах и в сельской
местности, нормативы выделения средств
на строительство автомобильных дорог
в центре России и на Дальнем Востоке.
Однако и без разработки и принятия нормативов
на уровне государства не обойтись. Поэтому
должен быть, как можно скорее, принят
закон РФ, который имел бы «рамочный характер»
для финансовых и социальных нормативов
или стандартов, а также определял методику
определения конкретных значений внутри
этих показателей.
Формирование целей - это
также управляемый (регулируемый) процесс.
Например, в настоящее время реальный
рост доходов населения пока не приводит
к качественным изменениям в целенаправленности
его расходов. Среди них, к сожалению, почти
отсутствуют долгосрочные потребности:
покупка или постройка жилья. И государство
пока сделало недостаточно необходимых
усилий по развитию жилищного строительства,
в том числе на базе становления ипотечного
кредитования. Возможные усилия государства
в этом деле, направленные на такую корректировку
интересов людей и, следовательно, целей
финансовой политики способствовали бы
значительному притоку средств населения
в качестве инвестиций в развитие реального
сектора экономики - в сферу строительства
и в сферу промышленности строительных
материалов. И далее повлекло бы за собой
развитие других отраслей экономики. В
конечном счете, все это привело бы к увеличению
доходов предприятий, налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней и, следовательно,
к росту потенциала самой финансовой политики.
Ресурсами финансовой политики
являются:
-во-первых, величина развития производительных
сил, т.е. совокупности людей, находящихся
в трудоспособном возрасте, обладающих
определенными профессиональными знаниями
и пригодных по состоянию здоровья к участию
в производственном процессе, основных
фондов предприятий всех отраслей экономической
деятельности, а также расположенных на
данной территории и изученных природных
ресурсов;
-во-вторых, величина собственного финансового
капитала;
-в-третьих, степень развития финансовой
инфраструктуры.
Взаимодействие в процессе
производства этих трех составляющих
и образует все основные финансовые потоки.
В настоящее время плановое
регулирование всех составляющих ресурсов
финансовой политики отсутствует. Например,
экспортные таможенные пошлины на продукцию,
отсутствующие у экономически развитых
стран, повышают себестоимость продукции
и снижают прибыль отечественных предприятий
и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными,
сдерживают их техническое перевооружение
и, следовательно, в конечном счете, фактически
помогают зарубежным конкурентам снижать
объемы производства в стране, «тормозят»
экономическое развитие и приводят в конечном
счете к снижению получаемых государством
этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы
финансовой политики.
Российская Федерация, как
и ее большинство субъектов, обладает
одними из крупнейших в мире производительными
силами, включая людской потенциал, находящий
далеко не полное полезное применение;
производственные мощности предприятий,
загруженные лишь частично; огромными
запасами разведанных полезных ископаемых
и лесов, используемых в значительной
мере неэффективно (вывоз на экспорт в
необработанном виде, не комплексное освоение
месторождений и т.д.,). Неполное использование
возможностей объясняется отсутствием
необходимых денежных средств, необходимых
для переобучения людей, технического
перевооружении предприятий, освоения
выпуска новой продукции, создания новых
мощностей по более комплексному освоению
и более полному использованию сырья.
В то же время по официальной
оценке значительные финансовые ресурсы
ежегодно вывозятся за пределы страны
и оседают в зарубежных банках. В целом
банковская, налоговая и таможенная политики
должны достичь такого уровня совершенства,
чтобы честно работающему и соблюдающему
российское законодательство предпринимателю
было невыгодно вывозить свободный капитал
зарубеж.
Развитие финансовой
инфраструктуры имеет не менее важное
значение, чем рост финансового капитала.
Без нее денежные средства будут, по-прежнему,концентрироваться
в основном в Москве и частично в десятке
крупнейших городов России. Такой процесс
будет неизбежно приводить к притоку в
эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов,
снижению объектов производства в других
регионах страны, снижению роста, а затем
падению развития экономики в таких регионах
и, следовательно, к уменьшению финансовых
ресурсов государства.
Еще одним значительным дополнительным
ресурсом финансовой политики является
более рациональное использование всех
средств, в т.ч. тех, которые в настоящее
время направляются не по целевому назначению
или остаются по различным причинам не
собранными у налогоплательщиков. Привлечение
этого значительного резерва в основном
зависит от повышения эффективности работы
всех бюджетополучателей, финансовых
органов, Главного управления федерального
казначейства, Департамента государственного
финансового контроля и Департамента
организации аудиторской деятельности
Министерства финансов РФ, Министерства
налогов и сборов РФ, а также их территориальных
органов, от их слаженности и согласованности
в работе.
Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются
реальной базой проведения финансовой
политики субъекта РФ.
После того, как определены
цели и задачи финансовой политики, а также
имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо
выбрать наиболее рациональные пути их
достижения при данных возможностях. В
этой связи нередко понимают лишь разработку
бюджета, его принятие и реализацию. В
дополнение к этому предусматриваются
лишь частичные изменения валютной, налоговой
и таможенной политик. Никогда не приходилось
встречать в этой связи серьезных проработок
совершенствования политики в области
антимонопольной, банковской, страховой
и фондовой сферах. Последние реализуются
как бы сами по себе, т.е. фактически независимо
друг от друга. Думается, что такая практика
снижает эффективность проведения единой
финансовой политики и нуждается в серьезной
корректировке. Так, например, для успешной
бюджетной политики не менее важно прогнозировать
и закладывать в расчеты правильные цифры
не только о мировых ценах на нефть, курсе
рубля по отношению к доллару США, уровне
ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне
цен и тарифов естественных монополий,
т.к, от их величины прямо зависит степень
выполнения доходной и расходной частей
бюджетов всех уровней. Но возможность
удержания таких цен и тарифов на заданном
уровне прямо зависит от антимонопольной,
налоговой и таможенных политик.
Вот почему выбор путей реализации
финансовой политики должен, с одной стороны,
логически связывать все ее направления,
а, с другой, все мероприятия данной политики
должны быть согласованы по времени их
осуществления и проводиться строго в
намеченные сроки.
При этом подразумевается под
такими путями процесс определения приоритетов
достижения поставленных задач, составление
примерного графика поступления средств
на их решение, принятия мер по своевременному
финансированию всех намеченных мероприятий,
а также проведения комплекса мероприятий
по всем направлениям финансовой политики
с целью получения намеченных результатов.