Финансовая политика российского государства: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:02, реферат

Описание

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Прошлые года показали всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Предыдущие бюджеты, принятые под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на их исполнении.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По финансам.docx

— 34.83 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕОАЦИИ 

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «ФИНАНСЫ»,

Финансовая политика российского  государства: история и современность.

 

 

 

 

Выполнила:

Баскакова Ирина  Сергеевна

Группа ЗЭП-11-2 курс 2

 

 

  • Екатеринбург 2012

 

Введение

 Огромную  роль в структуре рыночных  отношений и в механизме их  регулирования со стороны государства  играют финансы. Они – неотъемлемая  часть рыночных отношений и  одновременно важный инструмент  реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда  важно хорошо знать природу  финансов, глубоко разбираться в  особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного  их использования в интересах  эффективного развития общественного  производства.  Прошлые года показали  всю сложность развития экономических  событий, хода бюджетного процесса  в Российской Федерации. Предыдущие бюджеты, принятые под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на их исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка.  Тема моей работы особенно актуальна в данный момент, потому что активные перемены в сфере российской экономики только сейчас приобрели положительные стороны.  Целью данной работы является рассмотрение финансовой политики государства. Для этого необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с историей политики государства и рассмотреть ее с современной точки зрения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История финансовой политики российского государства

 

 До 1930 г. финансовая политика Советского Союза имела ряд особенностей. Она сформировалась под воздействием теоретических концепций К.Маркса и В.И. Ленина. В марксистко-ленинской теории о сущности социалистического государства предопределялся главный принцип финансовой политики социалистического государства – концентрация финансовых ресурсов в руках государства.  Уже в 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. На государственных предприятиях производилось 94,4 % валовой продукции. Главными производителями сельскохозяйственной продукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.  В 1930-1931 гг. в Советском Союзе была проведена налоговая реформа, в результате которой было сокращено количество налогов, упрощены методики их расчета и порядок перечисления средств в бюджет. Был введен налог с оборота, который заменил 53 ранее действовавших платежа. Налог с оборота был очень удобным для государства и плательщиков. Он просуществовал вплоть до 1992 г. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и вносился в государственный бюджет по мере реализации товаров. Поэтому он обеспечивал регулярное и устойчивое поступление денежных ресурсов в бюджет для финансирования расходов государства.  Был установлен следующий порядок распределения прибыли. В результате распределения прибыли на предприятии оставалось 28% полученной прибыли, из них 12 % предприятие направляло на капитальные значения, 5% - в поощрительные фонды и 3% - на другие цели; 72% прибыли вносилось в бюджет. Сохранялся сельскохозяйственный налог на предприятия сельского хозяйства (колхозы и совхозы).  Такая финансовая политика организации финансов позволила государству успешно выполнить задачи пятилетних планов, бесперебойно финансировать производственный и социальный сектор экономики, обеспечить победу в Великой Отечественной войне. В 1960 г. страна по уровню развития промышленности становится одной из крупнейших индустриальных держав мира.  Объявленная в 1965 г. правительством Советского Союза хозяйственная реформа вводила новую систему распределения и использования прибыли с целью повышения заинтересованности работающих на предприятиях. В основу реформы были положены следующие принципы:  - усиление принципа хозрасчета предприятий, повышение заинтересованности работников результатах работы;  - расширение прав предприятий в расходовании средств за счет прибыли и амортизационных отчислений на мероприятия по совершенствованию производства и внедрению новой техники;  - повышение ответственности за сохранность собственных оборотных средств и т.д. Реформа дала определенные положительные финансовые результаты. В 1990 г. была провозглашена новая цель экономической реформы – переход к регулируемой рыночной экономике. Она предполагала сочетание плана и рынка. Но это цель не была достигнута. В 1991 г. произошел роспуск СССР и создание СНГ.  В 1991-1992 гг. в России произошла смена политических ориентаций. В стране было объявлено о переходе на рыночные отношения, проведение в экономике рыночных реформ.  Правительство РФ объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с 1 января 1992 г. Одновременно Правительство РФ стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы централизованного материально-технического снабжения предприятий и отраслей, был упразднен Госплан, отменено государственное планирование экономики. Государственные предприятия подверглись приватизации. Стало сокращаться производство.  В условиях упадка производства образовался товарный дефицит. Либерализованные цены стали резко расти, вызывая социальное недовольство. Началась безудержная инфляция. Сократились расходы государства на здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение.  Государственное регулирование экономики в период рыночных реформ было малоэффективным. Рыночная экономика усилила роль финансов на микроуровне и ослабила роль финансов в развитии экономики на макроуровне. Финансовая политика стала неустойчивой, зависящей от кризиса.  Но тем не менее в финансовой политике государства с 1999 г. стали проявляться перспективные направления, которыми было предусмотрено:  добиться снижения дефицита бюджета путем регулирования налогообложения предприятий и граждан, уменьшение государственных расходов на содержание аппарата управления;  упорядочить и упростить систему налогообложения предприятий и физических лиц, значительно сократить количество налогов, снизить уровень инфляции, создать свободу предприятиям в выборе предпринимательской деятельности  решение этих задач требует прежде всего оживления промышленного и сельскохозяйственного производства в стране, расширения подготовки специалистов, способных оживить производство и финансовые отношения. Необходимо достижение стабилизации и затем устойчивых темпов экономического роста во всех сферах экономики.  поднять роль банков и других кредитных учреждений в мероприятиях по стабилизации экономики.  упорядочить систему кредитных отношений и др. К сожалению, в практических действиях правительств не наблюдается последовательности в осуществлении указанных направлений.  Финансовая политика государства, как утверждает Сабанти Б.М., неразрывно связана с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика государства – составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.  Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем: - определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности. Сейчас приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ. В РФ приняты и финансируются из федерального бюджета десятки федеральных целевых программ, среди них программа «Дети России» (2003-2006гг.), Федеральная программа «Жилище» (2002-2010гг.), «Социальная программа» и др.  - приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.  - предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности.  - расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.  - сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования.  

 

 

 

 

  1. Современная финансовая политика России

 

 Современная финансовая политика  является составной частью экономической  политики Российской Федерации,  основные цели и задачи которой  разрабатываются и реализуются  исполнительными органами власти  во главе с Президентом РФ  и утверждаются законодательными  органами власти в ходе рассмотрения  и утверждения бюджетов каждого  уровня бюджетной системы РФ  на очередной финансовый год.  Региональные органы власти и  органы местного самоуправления  строят финансовую политику на  подведомственной территории с  учетом целей и задач финансовой  политики Российской Федерации.  Поскольку именно финансовая  политика на федеральном уровне  является определяющей по отношению  к политике, проводимой на других  уровнях управления, этот факт  обусловливает необходимость рассмотрения  ее особенностей на современном  этапе.  Финансовая политика Российской  Федерации в настоящее время  определяется положениями Программы  социально-экономического развития  Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2003 2005 гг.) , Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 2006 гг. , Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. , Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» и Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003 2004 гг. и на период до 2006 г.  В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста , повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.  Главной стратегической задачей бюджетной политики на современном этапе является проведение бюджетной реформы, предполагающей переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.  В связи с этим к основным задачам бюджетной политики на среднесрочную перспективу относятся:  переход от сметного финансирования бюджетных учреждений и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами. Для реализации этой задачи предлагается провести инвентаризацию действующей сети получателей бюджетных средств с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам; уточнить правовой статус и провести реорганизацию действующих бюджетных учреждений; внедрить новые формы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг нормативно-душевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ;  реформирование бюджетного учета, что предполагает изменение Бюджетной классификации РФ в соответствии с требованиями международных стандартов, а также с учетом функций, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления, которые изменяются в результате проведения в Российской Федерации административной реформы;  выделение «бюджета действующих обязательств», в состав которого включаются расходные обязательства Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования), обусловленные действующими нормативно-правовыми актами, и «бюджета принимаемых обязательств», куда входят расходные обязательства, возникающие в связи с введением в действие новых нормативно-правовых актов, увеличивающих нагрузку на бюджеты. Такое разделение бюджета позволит упростить и ускорить процедуру составления и рассмотрения бюджета в части, касающейся исполнения действующих обязательств, и сосредоточить ее на принимаемых обязательствах для оценки возможностей их реализации в планируемом периоде и среднесрочной перспективе;  совершенствование среднесрочного бюджетного планирования, которое должно приобрести не только долгосрочный характер, но также подразумевает разработку надежных, достоверных и стабильных среднесрочных финансовых прогнозов развития экономики и перспективного финансового плана (ст. 174 БК РФ). В целях повышения роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе на федеральном уровне предлагается утверждать порядок его разработки постановлением Правительства РФ;  переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые позволят обеспечить взаимосвязь между распределением бюджетных средств и фактическими (или планируемыми) результатами их использования. При этом предполагается ввести практику предоставления субъектами бюджетного планирования докладов об основных результатах и направлениях их деятельности. Должна измениться методология разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ. На текущем этапе планируется провести инвентаризацию действующих программ, преобразовать часть из них в ведомственные, упразднив неэффективные целевые программы, а предоставление бюджетных средств для реализации новых целевых программ осуществлять на     конкурсной основе;  упорядочение процедур составления и рассмотрения федерального бюджета, предполагающее совершенствование взаимодействия федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств с палатами Федерального Собрания РФ на этих стадиях бюджетного процесса на основе оценки приоритетов бюджетной политики и более четкого разграничения в нем бюджетных полномочий и ответственности между законодательными и исполнительными органами власти.  Рассматривая отдельно составные части бюджетной политики РФ, следует остановиться на основных направлениях политики мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней, основу которой составляет налоговая политика. Проведение в нашей стране налоговой реформы уже имеет определенные положительные результаты. К ее позитивным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие отмены оборотных налогов, снижения за последние годы ставки налога на прибыль с 35 до 24%, ставки НДС — с 20 до 18%, единого социального налога с 38,5 до 35,6% (с 1 января 2005 г. будет снижена до 26%), введения пропорциональной ставки налога на доходы физических лиц (что в свою очередь способствовало снижению масштабов уклонения от уплаты налогов).  Основная цель современной налоговой политики формирование налоговой системы, которая будет необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса. Для реализации поставленной цели в рамках проведения налоговой политики в ближайшее время предполагается снижение эффективной ставки единого социального налога на 5% при изменении шкалы налога и количества интервалов, снижение ставки налога на добавленную стоимость в 2006 г., совершенствование налогообложения природных ресурсов и завершение реформы имущественных налогов, а также проведение мероприятий по разграничению правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противозаконного уклонения от налогов.  Текущая политика в области бюджетных расходов в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономического комплекса ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Эти отрасли могут успешно развиваться только в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инвестиционной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области бюджетных расходов. В настоящее время задачами этой составляющей бюджетной политики являются:  в образовании: расширение практики программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования (бюджет развития образования);  планирование расходов федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования с учетом прогнозов потребности в соответствующих специалистах на рынке труда;  адресный характер предоставления стипендий студентам; организация по согласованию с субъектами РФ экспериментов по введению душевого финансирования общеобразовательных учреждений , специальных форм финансирования для школ, расположенных в сельской местности, и школ для детей с ограниченными возможностями;  постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования финансированием конкретных образовательных услуг, оказываемых гражданину, из бюджетов различного уровня с учетом результатов эксперимента по финансированию высших и средних специальных учебных заведений с использованием государственных именных финансовых обязательств;  введение системы образовательных субсидий и кредитов; выработка оптимального механизма со финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников;  в здравоохранении: вывод из системы государственного финансирования медицинских учреждений, не обеспеченных государственными заданиями;  переход от сметного принципа финансирования медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи на основе утверждения стандартов медицинских услуг;  в транспорте: определение приоритетных объектов финансирования за счет бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в отрасль для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры;  в оборонном комплексе: проведение реформы социальных гарантий военнослужащим путем создания ипотечно-накопительной системы, которая позволит обеспечить военнослужащих жильем на условиях ипотечного кредита;  создание прозрачной системы финансирования Вооруженных Сил с целью эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование национальной обороны;  в инвестиционной сфере: определение стратегических приоритетов государственной инвестиционной политики и финансирование федеральных целевых программ, направленных на реализацию крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и (или) структурных проектов, которые позволят обеспечить инновационное развитие экономики;  разработка механизма ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;  установление способов обеспечения ресурсной сбалансированности федеральных целевых программ;  в области управления государственным долгом Российской Федерации: последовательное снижение объема государственного долга РФ (в 2004 г. его объем равен 31,5% ВВП) и величины процентных расходов федерального бюджета путем проведения эффективной политики по минимизации стоимости обслуживания долга на основе удлинения срока заимствований, снижения доходности по государственным ценным бумагам, использования возможностей досрочного погашения долговых обязательств при сохранении высокого кредитного рейтинга России и обеспечении своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами.  Современная политика в сфере межбюджетных отношений реализуется в соответствии с положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 2005 гг.) и Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. Стратегическими задачами политики в сфере межбюджетных отношений являются: предоставление гражданам независимо от места их проживания равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям; обеспечение на каждом уровне бюджетной системы соответствия между доходными источниками и расходными полномочиями; создание условий для заинтересованности региональных органов власти и органов местного самоуправления в оценке и использовании налогового потенциала подведомственной территории и для эффективной реализации закрепленных за ними полномочий.  Для решения перечисленных задач в сфере межбюджетных отношений в ближайшее время необходимо реализовать следующие меры:  перераспределить налоговые источники между уровнями власти, создав стимулы на каждом уровне бюджетной системы для расширения собственной налоговой базы;  провести дальнейшее выравнивание бюджетной обеспеченности по основным социальным гарантиям;  перевести межбюджетные отношения на единую методологическую основу; укрепить бюджетную дисциплину и разработать механизм обеспечения ответственности региональных органов власти и органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику, выполнение финансовых обязательств перед населением, бюджетными учреждениями, кредиторами.  Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения. В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных задач политики в области государственного социального страхования и в целом социальной защиты населения:  упорядочение системы социальных пособий и льгот, которые должны получить адресный характер, предполагающий их предоставление социально уязвимым слоям населения;  сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов, которые зависят прежде всего от размера поступлений единого социального налога, с целью обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному минимуму, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности;  разработка механизма обеспечения денежных выплат по принятым ранее и не исполненным до настоящего времени социальным обязательствам государства (не финансируемым социальным мандатам);  использование механизма со финансирования социальных выплат за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы, что будет способствовать поддержанию стабильности финансовой базы реализации социальных гарантий населению в условиях снижения ставки единого социального налога;  применение методов финансирования учреждений социальной сферы по принципу «деньги следуют за потребителем», который предполагает введение по душевого финансирования, использование страховых механизмов мобилизации финансовых ресурсов в социальную сферу и использование государственного социального заказа;  законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовых пенсий, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан пред пенсионного и пенсионного возраста;  усиление контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов.  Практическое осуществление указанных задач политики в области государственного социального страхования позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения и последовательно реализовывать государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ.  Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главной целью государственной  финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.  Существование  рациональной финансовой политики субъектов  Российской Федерации является положительным  фактором развития экономики государства  и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом.  Правительством Российской Федерации на современном  этапе выполняется большая работа по стабилизации финансовой политики, разработке необходимых мер по улучшению  всех сторон финансовой деятельности, вырабатывается четкая финансовая стратегия, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу  и предусматривающий решение  крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Выделяются основные тенденции  развития финансов, формируются основные концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбираются долговременные концепции  и целевые программы, необходимые  для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое  внимание уделяется гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации  задач финансовых связей, перегруппировки  финансовых ресурсов.  Улучшение  управления финансами, кредитом и денежным оборотом требует расширения и углубления национальных научно-практических исследований стратегии и тактики проведения финансовой политики, адаптированных к финансово-кредитному состоянию экономики.  В настоящее время требуется дальнейшая модернизация всей финансовой системы в целях создания комфортных условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.  

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Ковалев В.В. Финансы предприятий. Учебник. – М.: Проспект, 2003.

 

2.Колпакова Г.М.. Финансы. Денежное обращение. Кредит.- М.: «Финансы и статистика», 2005.

3. Крутякова Ю.А. Денежное обращение. Финансы. Кредит. – М.: Приор-издат, 2004.

4.Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки». / Учебное пособие. - Москва 2000.

5. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки /Учебник.- Санкт – Петербург «Знание», 2003

6. Литовских А.М. Финансовый менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004

7. Носова С.С. Экономика. Энцеклопедический словарь. – М.: Гелиос АРВ, 2003

8.www.economy.gov.ru www.finansy.ru www.minfin.ru Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Финансовая политика российского государства: история и современность