Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, контрольная работа
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
В сфере финансов субъектов
хозяйствования примерами
Под формой организации финансовых
отношений понимается внешний порядок
их организации, т. е. установление механизма
аккумуляции, перераспределения и использования
финансовых ресурсов и условий его реализации
на практике. В ходе организации бюджетных
отношений используются различные формы
расходЪв бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления
средств в процессе межбюджетного распределения
и перераспределения финансовых ресурсов
(отчисления от регулирующих доходов,
дотации, субвенции и др.). При формировании
налоговых доходов бюджета в порядок их
образования будут включаться регламентируемые
нормами налогового права источник уплаты
налога и налоговая база, процентные ставки,
система налоговых льгот и санкций, а также
порядок уплаты налога. На микроуровне
используются различные формы финансового
обеспечения воспроизводственного процесса:
самофинансирование, кредитование и государственное
финансирование.
Методами организации финансовых
отношений в финансовой науке называются
способы формирования финансовых ресурсов
и практического осуществления операций,
связанных с финансами. Можно выделить
четыре основных метода формирования
финансовых ресурсов:
1) финансовый метод используется
для формирования финансовых ресурсов
преимущественно на безвозвратной и безвозмездной
основе. Финансовым методом, как правило,
формируются собственные финансовые ресурсы
коммерческих и некоммерческих организаций
(аккумулирование членских взносов внекоммерческих
организациях соответствующих организационно-правовых
форм; формирование амортизационных отчислений
и прибыли в коммерческих организациях
происходит на безвозмездной и без возвратной
основах);
2) метод кредитования связан с
предоставлением денежных средств на
условиях срочности, возвратности и платности.
На макро уровне этот метод используется
в ходе предоставления бюджетных кредитов
и бюджетных ссуд другому бюджету (ст.
6 БК РФ), а на микро уровне — при получении
юридическими лицами кредитов банков,
бюджетных кредитов (ст. 1Ь—11 БК РФ), налоговых
кредитов, доходов в результате выпуска
долговых ценных бумаг коммерческими
организациями;
3) налоговый метод подразумевает
аккумулирование денежных средств для
финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований
в форме денежных платежей (налогов) юридических
и физических лиц на обязательной, принудительной
и безвозмездной основах. В условиях функционирования
рыночной экономики налоговый метод является
преобладающим при формировании финансовой
базы деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления. Однако
при его использовании следует обеспечивать
необходимый баланс между объемом аккумулируемых
с помощью налогов финансовых ресурсов
на макроуровне и размером финансовых
ресурсов, остающихся в распоряжении организаций
и населения с целью обеспечения финансовой
устойчивости организаций и финансовой
защиты населения от различных экономических
и социальных рисков;
4) страховой метод предполагает
формирование финансовых ресурсов за
счет поступления страховых взносов. Его
использование в рыночной экономике, характеризующейся
проявлением многих элементов стихийности
в ходе ее функционирования, непосредственно
связано с особенностями осуществления
финансовой деятельности субъектами хозяйствования
и органами власти в условиях, когда возрастает
возможность наступления непредвиденных
событий в социально-экономической жизни
общества. В этой ситуации страховые фонды,
созданные в денежной форме, позволяют
обеспечить устойчивое функционирование
экономики и социальной сферы при наступлении
различного рода непредвиденных событий,
имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную
деятельность субъектов хозяйствования,
бюджетную систему государства и социальное
обеспечение населения.
Методы практического осуществления
операций, непосредственно связанных
с формированием и использованием финансовых
ресурсов, которые также входят в состав
финансового механизма, можно рассматривать
в разрезе отдельных функциональных элементов
управления финансами (методы финансового
планирования и прогнозирования, методы
оперативного управления финансами, методы
финансового контроля).
Способы количественного определения
параметров финансового механизма, имеющих
мерные характеристики (налоговые ставки,
объем каждого вида финансовых ресурсов
в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных
ассигнований и прочие количественные
параметры), являются наиболее мобильной
частью финансового механизма. К способам
количественного определения параметров
финансового механизма относятся способы
исчисления бюджетных доходов, способы
определения необходимого объема финансовой
помощи соответствующим бюджетам, способы
начисления амортизации и т.п. Необходимость
их постоянного изменения и совершенствования
диктуется переменой государственного
устройства, состава финансовых полномочий
на соответствующем уровне управления,
методов хозяйствования, условий экономического
и социального развития государства и
прочими факторами. Такие изменения, как
правило, обусловлены целями и задачами
финансовой политики государства на современном
этапе.
3.
Принципы и основные
направления современной
финансовой политики
Организация финансовой политики строится на определенных принципах:
1. Сбалансированность доходов и расходов государства без его вмешательства в экономику (по А. Смиту);
2. Теоретическая концепция Кейнса – его концепция обосновала необходимость усиления роли государства в развитии экономики. Его концепция допускала возможность бюджетного дефицита и отводила ему активную роль в стимулировании экономического роста;
3. Марксисто-Ленинская (советской централизации), главный принцип – это финансовая централизация которая предусматривала концентрацию основной части финансовых ресурсов в распоряжение государства. – Административно-командная система управления;
4. Современные направления Российской финансовой политики базируются на демократическом централизме: бюджетный кодекс обеспечивает единство экономического пространства, а налоговый – права территорий и субъектов хозяйствования, а также физических лиц.
Т.е. изменение финансовой политики выражается в снижении степени финансовой централизации и увеличения финансовой самостоятельности предприятия и отраслей народного хозяйства.
5. Принцип самоокупаемости производства.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
Фискальная (налогово-бюдже́тная) политика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики.
Фискальная политика связана с денежно-кредитной политикой Центрального банка, регулирующей экономику за счёт изменения ставки налогообложения и объемов государственных расходов. Изменения в налогово-бюджетной политике могут привести к таким изменениям, как перераспределение доходов и ресурсов, изменение уровня экономической активности. Фискальная политика-это финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и части непроизводственной сферы.
Налоговая политика — часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговых системы и контролю ее эффективности.
Различают следующие виды налоговой политики:
Налоговая
политика проявляется в установлении
налоговых платежей и предоставлении
налоговых льгот, определяющих налоговую
систему региона, режим налогообложения
предпринимательской
Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.
Денежно-кредитная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное
регулирование — это
Денежно-кредитная
политика является составной частью
единой государственной экономической
политики. Государственная экономическая
политика должна предусматривать меры
по решению проблем в каждом блоке.
Центральный банк выполняет свою
часть — денежно-кредитную
Инвестиционная
политика - система мер, направленных на
установление структуры и масштабов инвестиций,
направлений их использования и источников
получения в сферах и отраслях экономики.
Заключение
Финансовая политика - это система мер по управлению, распределению и аккумулированию финансовыми ресурсами.
Финансовая политика является составной частью, стержнем экономической политики государства.
Финансовая политика проявляется в системе форм и методов управления финансами. Главная задача финансовой политики - это обеспечение финансовыми ресурсами программы социально-экономического развития государства.
Содержание финансовой политики сложное и охватывает широкий комплекс мер:
1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее целей и задач;
2) Создание адекватного финансового механизма;
3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основы финансовой политики составляют стратегическое направление, которое определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривает решение глобальных задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством: это эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование социальных и экономических процессов, стимулирование отдельных отраслей и территорий, передовых направлений развития.
Успех финансовой политики, ее высокая результативность определяют мощь государства, его способность обеспечивать выполнение всех функций, реализовывать национальные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, социально-экономическую стабильность.
Список
литературы
1.Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Высшая школа, 2006 г.
2. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет: итоги и задачи.// Финансы.- 2008 г.
3. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007 г.
4. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи. // Финансы.- 2008 г.
5. Финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-М, 2009 г.
6. http://ru.wikipedia.org/
7. http://www.yandex.ru/
8. http://www.minfin.ru/