Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, контрольная работа

Описание

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит.docx

— 34.61 Кб (Скачать документ)

    В сфере финансов субъектов  хозяйствования примерами видов  финансовых ресурсов коммер-ческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций — доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д. 
    Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходЪв бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование. 
   Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов: 
    1) финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов внекоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и без возвратной основах); 
   2) метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макро уровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микро уровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 1Ь—11 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями; 
    3) налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков; 
    4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения. 
    Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля). 
    Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе. 

3. Принципы и основные направления современной финансовой политики 

   Организация финансовой политики строится на определенных принципах:

     1. Сбалансированность доходов и расходов государства без его вмешательства в экономику (по А. Смиту);

    2. Теоретическая концепция Кейнса – его концепция обосновала необходимость усиления роли государства в развитии экономики. Его концепция допускала возможность бюджетного дефицита и отводила ему активную роль в стимулировании экономического роста;

    3. Марксисто-Ленинская (советской централизации), главный принцип – это финансовая централизация которая предусматривала концентрацию основной части финансовых ресурсов в распоряжение государства. – Административно-командная система управления;

    4.  Современные направления Российской финансовой политики базируются на демократическом централизме: бюджетный кодекс обеспечивает единство экономического пространства, а налоговый – права территорий и субъектов хозяйствования, а также физических лиц.

Т.е. изменение финансовой политики выражается в снижении степени финансовой централизации  и увеличения финансовой самостоятельности  предприятия и отраслей народного  хозяйства.

    5.  Принцип самоокупаемости производства.

  В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

  • бюджетная политика
  • налоговая политика
  • таможенная политика
  • денежно-кредитная политика
  • инвестиционная политика

  

Фискальная  (налогово-бюдже́тная) политика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики.

     Фискальная  политика связана с денежно-кредитной  политикой Центрального банка, регулирующей экономику за счёт изменения ставки налогообложения и объемов государственных расходов. Изменения в налогово-бюджетной политике могут привести к таким изменениям, как перераспределение доходов и ресурсов, изменение уровня экономической активности. Фискальная политика-это финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и части непроизводственной сферы.

     Налоговая политика — часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговых системы и контролю ее эффективности.

     Различают следующие виды налоговой  политики:

  1. политика максимальных налогов;
  2. политика экономического развития;
  3. политика разумных налогов.

     Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую  систему региона, режим налогообложения  предпринимательской деятельности.

     Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

     Денежно-кредитная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

     Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

     Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов.

     Денежно-кредитная  политика является составной частью единой государственной экономической  политики. Государственная экономическая  политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

     Инвестиционная  политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики. 
 
 
 

Заключение 

   Финансовая политика - это система мер по управлению, распределению и аккумулированию финансовыми ресурсами.

   Финансовая политика является составной частью, стержнем экономической политики государства.

   Финансовая политика проявляется в системе форм и методов управления финансами. Главная задача финансовой политики - это обеспечение финансовыми ресурсами программы социально-экономического развития государства.

Содержание  финансовой политики сложное и охватывает широкий комплекс мер:

    1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее целей и задач;

    2) Создание адекватного финансового механизма;

    3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

    Основы финансовой политики составляют стратегическое направление, которое определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривает решение глобальных задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством: это эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование социальных и экономических процессов, стимулирование отдельных отраслей и территорий, передовых направлений развития.

    Успех финансовой политики, ее высокая результативность определяют мощь государства, его способность обеспечивать выполнение всех функций, реализовывать национальные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, социально-экономическую стабильность.

 

Список  литературы 

1.Теория  финансов: Учебное пособие / Н.Е.  Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Высшая школа, 2006 г.

2. Кудрин  А.Л. Федеральный бюджет: итоги и задачи.// Финансы.- 2008 г.

3. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007 г.

4. Колесов  А.С. Финансовая политика: цели и задачи. // Финансы.- 2008 г.

5. Финансы:  Учебник для вузов / под ред.  М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-М, 2009 г.

6. http://ru.wikipedia.org/

7. http://www.yandex.ru/

8. http://www.minfin.ru/

Информация о работе Финансовая политика