Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Содержание финансовой политики:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики.

Работа состоит из  1 файл

Finansovaya_politika.docx

— 24.83 Кб (Скачать документ)

 Финансовая  политика

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций. 

Содержание финансовой политики:

1.   Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2.   Создание адекватного финансового механизма.

3.   Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики. 

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые  определяют долгосрочную и среднесрочную  перспективу использования финансов и предусматривают решение главных  задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы  страны. Одновременно с этим государство  осуществляет выбор текущих тактических  целей и задач использования  финансовых отношений. Все эти мероприятия  тесно взаимосвязаны между собой  и взаимозависимы. 

Важная составная часть  финансовой политики - установление финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства  в области финансов.

Финансовый механизм - система  установленных государством форм, видов  и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового  механизма:

·     формы финансовых ресурсов;

·     методы их формирования;

·     система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

·     организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм

Директивный

Регулирующий

разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для  реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бымаг), либо одна из сторон этих отношений - агент  государства ( финансы государственных  предприятий). 

определяет основные "правила  игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

В этом случае государство  устанавливает общий порядок  использования финансовых ресурсов.


 

 

Исходя из выше сказанного задачами финансовой политики является:  

 

1.   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2.   установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3.   организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4.   выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5.   создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.  

 

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение  ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. 

 

Типы финансовой политики. 

Классическая  политика.

Являлась основным типом  финансовой политики большинства стран  до  конца 20-х годов XX  века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

Основные направления:

·     невмешательство государства в экономику,

·     сохранение свободной конкуренции,

·     использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Государство стремилось к  уменьшению расходов бюджета, сводившихся  в основном к расходам на военные  цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и  управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые  поступления средств для обеспечения  сбалансированного бюджета государства.

Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

Регулирующая  финансовая политика 

 

Получила развитие во многих странах мира с конца 20-х  XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.

В ее основу были положены  труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей.

Основывалась на необходимости  вмешательства и регулирования  государством циклического развития экономики.

Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала  преследовать цель использования финансового  механизма для регулирования  экономики и социальных отношений  в целях обеспечения полной занятости  населения.

Основной инструмент вмешательства  в экономику - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

Кардинально изменилась система  налогов. Главным механизмом регулирования  становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий  обеспечить сбалансированность бюджета  государства при высоком уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе  государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

Изменяется система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета  и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х  годах  стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная  стратегия, связанная с неоклассическим  направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства  государства в экономику и  социальную область в целом, существенно  его ограничила.

Финансовый механизм в  этих условиях исходит их необходимости  сокращения обьема перераспределения  национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как  источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизмаприменяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

Планово-директивная  финансовая политика.

Применяется в странах, использующих административно-командную систему  управления экономикой.

Основана на государственной  собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми  сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Ее цель - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у  государства для их последующего перераспределения в соответсвии  с основными направлениями государственного плана.

Основная задача финансового  механизма - создание инструментов при  помощи которых производится изьятие  всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изьятие средств производилось  у государственных предприятий, населения и органов местной  власти.

Управление финансами  осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми  вопроса использования финансового  механизма в народном хозяйстве.

Планово-директивная финансовая политика проводилась; практически во всех бывших социалистических странах. С показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционированияэкономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

 

 

 

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени  регулирования со стороны государства  финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Финансовый механизм подразделяется на следующие виды:

  • директивный финансовый механизм - разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики ( рынок корпоративных ценных бумаг), либо - одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).
  • регулирующий финансовый механизм - определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов..

Финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

  1. функционирование бюджетного механизма;
  2. механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;
  3. механизм функционирования внебюджетных фондов;
  4. механизм функционирования местных финансов;
  5. функционирование страхового механизма;
  6. механизм функционирования финансового рынка.

Для обеспечения стабильного  и эффективного функционирования финансового  механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

Структура финансового  механизма включает в себя:

  1. финансовое регулирование;
  2. финансовое стимулирование;
  3. финансовые рычаги;
  4. нормативное и правовое обеспечение;
  5. информационное обеспечение.

Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.

Правовое и нормативное  обеспечение включают в себя:

  1. законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.);
  2. указы Президента РФ (по налогообложению);
  3. постановления Правительства РФ;
  4. приказы и письма министерств и ведомств;
  5. устав юридического лица.

Информация о работе Финансовая политика