Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:29, реферат
Сегодня речь пойдет о самой крупной реформе Николая I. Общее мнение, что русские финансы постоянно «поют романсы», я думаю, никого не удивляет. Напомню вкратце, что собою представляли финансы при Александре I
С XVIII века у нас фактически были две денежные единицы: серебряный рубль и бумажный рубль, имелся постоянно плавающий внутренний курс бумажных ассигнаций по отношению к серебряному рублю. При этом ходило еще множество самых разнообразных дензнаков: в XIX веке доходило до того, что ввозились значительные партии малопонятных монет, отчеканенных для пользования ими здесь. У нас фигурировали «ефимки
Основная статья: Денежная реформа в России (1839—1843)
Своим научным взглядам он старался быть верным и в должности министра финансов, к которой был призван в 1823 году, на место графа Гурьева, и которую занимал до 1844 года. Никто из русских министров финансов так долго не оставался на этом месте, как Канкрин. За указанный период времени вполне сложилась и достигла своего апогея финансовая система, первым основанием которой послужило введение подушной подати. Нося сословный характер, она была построена всецело на обложении наименее имущих податных классов. Когда Канкрин занял свой пост, следы Отечественной войны 1812 года и последующих войн были ещё весьма заметны. Население многих губерний было разорено, долги правительства частным лицам платились неаккуратно; внешний долг был огромным, равно как и бюджетный дефицит. С именем Канкрина тесно связаны восстановление металлического обращения, укрепление протекционной системы и улучшение государственной отчетности и счетоводства. Прекратив изъятие ассигнаций из обращения путем заключения иностранных займов, Канкрин направил свои усилия на фиксирование ценности ассигнационного рубля, колебавшейся между 380—350 копеек за серебряный рубль. В некоторых местностях, однако, ценность звонкой монеты возвышалась так называемым простонародным лажем, доходившим до 27 % (см. Ассигнации). Так как восстановление номинальной стоимости ассигнаций не представлялось возможным, то решено было произвести девальвацию. Переходной ступенью было учреждение депозитной кассы (1839), выпускавшей депозитные билеты, обеспеченные рубль за рубль серебром; затем взамен ассигнаций в 1841 году выпущены кредитные билеты и, наконец, в 1843 году — государственные кредитные билеты.
Денежная единица была принята крупная — рубль, хотя это был удобный момент для перехода к мелкой денежной единице. В таможенной политике Канкрин строго придерживался протекционизма. После тарифа 1819 года, который, по словам Канкрина, убил у нас фабричное производство, правительство нашло вынужденным прибегнуть к тарифу 1822 года, составленному не без участия Канкрина. За время его управления министерством финансов состоялись частные повышения окладов тарифа, завершившиеся в 1841 году общим его пересмотром. В заградительных таможенных пошлинах Канкрин видел не только средство покровительства русской промышленности, но также и способ получения дохода с лиц привилегированных, свободных от прямых налогов. Понимая, что именно при системе протекционизма особенно важно поднятие общего технического образования, Канкрин основал в Санкт-Петербурге Технологический институт и способствовал изданию полезных сочинений в этой области. Он заботился также об улучшении отчетности и внесении большего порядка в финансовое управление. До него смета о предстоящих доходах и расходах представлялась в Государственный совет весьма неаккуратно и в крайне несовершенной форме, а отчет о расходах уже исполненных — лишь через несколько лет; о расходах 1812 и 1813 годов совсем не было представлено отчета. Канкрин принял меры к исправлению этого недостатка.
Местная финансовая администрация мало привлекала к себе внимание министра и оставалась весьма неудовлетворительной. Усилиями Канкрина улучшено металлическое производство на казенных заводах, увеличена добыча золота. Стремясь к поднятию фабричной и заводской промышленности, он упускал из виду сельскохозяйственные промыслы и вообще сельское хозяйство. В начале своей деятельности он интересовался судьбой казенных крестьян и с целью противодействия малоземелью предполагал расселять их, но затем был отвлечен другими делами, вследствие чего император Николай I признал необходимым выделить управление государственными имуществами из ведомства министерства финансов и поручить его особому министерству (1837). За время управления Канкрина сумма прямых налогов была увеличена на 10 млн руб. серебром путем привлечения инородцев к платежу подушной подати и пересмотра налога на право торговли. В 1842 году увеличен был гербовый сбор. Взамен государственной монополии (с 1818 года) на продажу вина, понижавшей сборы и оказывавшей деморализующее влияние на чиновничество, Канкрин ввёл откупную систему, выгодную в финансовом отношении (по сравнению с 1827 годом питейный доход увеличился на 81 млн руб.), но ещё более вредную для народной нравственности. При Канкрине введён акциз на табак. Учреждение в России частных банков Канкрин не допускал, опасаясь развития в стране искусственных капиталов, могущих принести вред частным лицам. На том же основании он был противником устройства сберегательных учреждений. Даже от казенных банков он не ожидал пользы. Стремясь к сведению росписи без дефицита, путем сбережений в расходах, Канкрин сначала успел достигнуть уменьшения расходов по военному ведомству; но так как частичные изменения далеко не приводили к желанным результатам, он добился в 1836 году установления нормальной сметы государственных расходов. Политические обстоятельства, однако, влекли за собой новое увеличение расходов, для покрытия которых приходилось обращаться к заимствованиям из казенных банков, выпуску в обращение билетов государственного казначейства (серий) и внешним займам. Однако, и в затруднительных обстоятельствах он ни разу не прибегал к выпуску неразменных бумажных денег (ассигнаций). В конце концов Канкрин, хотя и стоявший по образованию гораздо выше многих современных ему государственных деятелей, не создал своей особой финансовой системы. Частные улучшения, им достигнутые, рушились с его уходом и особенно с наступлением реформ, заставших государственное хозяйство врасплох. Вся деятельность Канкрина проникнута одним коренным противоречием: с одной стороны, высоким тарифом поддерживалось фабричное производство, с другой — налогами, ложившимися на массу народа, уничтожался внутренний рынок.
Тем не менее, проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской войны[1].
Во время заведования министерством финансов К. обращал особенное внимание на казенные леса, но, не имея возможности управиться со всей их «необъятной массой», принужден был распределить эти леса, смотря по частному их назначению, между разными ведомствами. Для лесов, предназначенных снабжать древесными материалами горные заводы, составлена самим Канкриным (на немецком языке) известная «Инструкция об управлении лесной частью на горных заводах хребта Уральского, по правилам лесной науки и доброго хозяйства», русский перевод которой напечатан в 1830 году. Эта инструкция должна была заменить собой на время Лесной Устав и служить «руководством к исполнению существующих узаконений». Она представляет собой очень хороший для того времени учебник лесного хозяйства. «Науку лесного хозяйства» на заводах Канкрин считал не менее важной, чем собственно горные науки. Вместе с тем инструкция касается и многих частных вопросов, например, о возращении дубовых низкоствольников на корье для дубления кож. При Канкрине было создано Алешковское лесничество, призванное сдерживать расширение Алешковских песков — крупнейшего песчаного массива в Европе.
1 января 1832 года — награждён орденом Андрея Первозванного
|
за 8-летнее управление министерством Финансов, отличную благоразумную попечительность и непоколебимое рвение к благоустройству сей важной части Государственного управления, за многие полезные предначертания, точное исполнение оных и бдительный надзор, при коих доходы Государства, при всех обстоятельствах, не только удержаны от упадка, но и важные, чрезвычайные расходы по войнам с Персией и Турцией и по неожиданным событиям в Царстве Польском и в западных губерниях, успешно удовлетворены, мануфактуре и промышленности отечественным дано быстрое, полезное направление. |
|
22 апреля 1834 года получил алмазы к ордену[2]
|
за неутомимые труды и благоразумную распорядительность в продолжении 11-летнего управления министерства Финансов. |
|
Когда в 1840 году Канкрин попросил у Николая I об отставке, тот ответил:
|
Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы: ты и я. |
|
Ушёл в отставку по болезни и возрасту в 1844 году и умер в 1845 году.
Похоронен на Смоленском евангелическом кладбище в Санкт-Петербурге.
литература
Часть 2
Лекция 16
Название: Финансово-кредитная
реформа Е.Ф. Канкрина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение 1. Личность Е.Ф. Канкрина 1.1 Краткая биография 1.2 Взгляды Е.Ф. Канкрина 2. Деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов 3. «План финансов» М.М. Сперанского 4. Финансово-кредитная реформа 1839-1843 гг. 4.1 Причины и цели реформы 4.2 Проведение реформы 5. Дальнейшая судьба Заключение Список использованной литературы
Введение Тема моего реферата –
Финансово-кредитная реформа Е. Исходя из этого, цели моего реферата будут следующие: во-первых, осветить саму реформу, выяснить её причины, этапы проведения и значение; во-вторых, раскрыть вопросы, так или иначе связанные с этой реформой: «План финансов» М.М. Сперанского, экономические взгляды министра финансов Канкрина, а также последствия проведенной им реформы. В начале XIX в. положение России в финансовом отношении было довольно тяжелым. С каждым годом увеличивалась денежная масса находившихся в обращении бумажных ассигнаций (в 1802 г. обмен их даже на медные деньги был окончательно приостановлен), росли темпы инфляции, увеличивались государственные расходы, что приводило к хроническому дефициту бюджета. Возникла реальная угроза полного расстройства денежной системы страны. Необходимо было принимать срочные меры. В этой ситуации спасительным стало назначение министром финансов Егора Францевича Канкрина.
1. Личность Е.Ф. Канкрина
1.1 Краткая биографияНемец по происхождению, Егор Францевич Канкрин все свои знания и силы отдал России, ставшей для него родиной. Приехав в 1797 г. в Россию, где тогда служил его отец, он вынужден был добывать себе средства к существованию разными способами и нередко терпел нужду. Карьера Канкрина началась в 1800 г. с должности помощника управляющего Старорусским соляным заводом. Затем он занимал различные должности по ведомству министерства внутренних дел. В качестве советника по отделению соляных дел Экспедиции государственной экономии он совершил несколько служебных поездок, которые помогли ему изучить страну. Написанная Канкриным в 1809 г. работа, посвященная военному делу, была замечена военным министром Барклаем-де-Толли, а проект «О средствах продовольствия больших армий» заслужил одобрение императора. Указом Александра I в феврале 1811 г. Канкрин был назначен помощником генерал-провиантмейстера в военном департаменте, в 1812 г. генерал-интендантом – 1-й западной армии, а в 1813 г.– генерал-интендантом всей действующей армии. Деятельность в этой области выявила его административные и хозяйственные способности. В апреле 1820 г. по собственному прошению, Канкрин был уволен от должности генерал-интенданта, а затем назначен членом Военного совета, участвовал в работе различных комитетов. В 1821 г. Канкрина назначают членом Государственного совета по департаменту государственной экономии. А 22 апреля 1823 г. был подписан указ императора о его назначении министром финансов. В этой должности он пробыл до 1844 г. В следующем году Е.Ф. Канкрина не стало.
1.2 Взгляды Е.Ф. КанкринаПо своим взглядам Канкрин, безусловно, был консерватором в прямом смысле этого слова, т.е. сторонником сохранения основ существующего порядка, противником каких-либо резких перемен и потрясений, последствия которых непредсказуемы. Признавая несовершенство многих из существовавших общественно-политических и экономических институтов, он выступал за их постепенное улучшение, производимое очень осторожно и без спешки. Настоящим богатством, настоящим капиталом Канкрин считал металлические деньги. Однако при достаточно высоком уровне развития человеческого общества возникают бумажные деньги, которые заменяют звонкую монету и «мысленно совершенно уподобляются ей». По сравнению с металлическими, бумажные деньги имеют ряд преимуществ. Они более подвижны и значительно облегчают денежные сношения. Их изготовление и восполнение обходятся государству значительно дешевле. Бумажные деньги также искусственно увеличивают свободный капитал, создавая дополнительные возможности для развития производства и торговли. Но они имеют и серьезные недостатки. Кредит бумажных денег поддерживать трудно. Нельзя практически определить, сколько их можно выпустить в известное время. В самой природе бумажных денег заключается стремление к их чрезвычайному умножению, а излишний выпуск нарушает необходимое равновесие в денежной системе, звонкая монета вытесняется из обращения, курс бумажных денег падает. По мнению Канкрина, обращаться с бумажными деньгами нужно «умно и рассудительно с государственной точки зрения» и при их использовании соблюдать ряд обязательных условий. Бумажные деньги должны быть обеспечены неприкосновенным разменным фондом, состоящим не из государственных имуществ и бумаг, а из монеты. Новые их выпуски следует производить на умеренную сумму и постепенно. Вновь выпущенные суммы нельзя использовать на покрытие дефицита в обычных государственных бюджетах. В случае войны лучше прибегнуть к помощи займов, выпуску облигаций государственного казначейства и специальным налогам и лишь в самом крайнем случае – к эмиссии бумажных денег. А по окончании войны следует как можно скорее принять надлежащие меры к поддержанию их курса. Канкрин отрицательно относился к заключению займов на погашение ассигнаций. Наиболее разумным он считал поддержание постоянного курса ассигнаций. Канкрин был явным противником негосударственного, коммерческого кредита. Он заявлял: «Частные банки, выпускающие какие-либо кредитные бумаги, не должны быть даже терпимы правительством». Взгляды Е.Ф. Канкрина, конечно же, не могли не отразиться на проводимой им политике. Они также определили направление его реформы.
2. Деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансовПриняв на себя управление российскими финансами, Канкрин застал их в расстроенном виде: дефицит государственного бюджета стал хроническим явлением; обыкновенные государственные доходы снизились с 447 млн. руб. в 1820 г. до 391 млн. руб. в 1822 г., росли недоимки; обыкновенные государственные расходы покрывались за счет средств, полученных от внешних займов и позаимствований из государственных кредитных и других учреждений. Неустойчивость финансовой
системы была во многом связана с
находившимися в обращении У Канкрина были свои взгляды на пути преодоления кризиса. Он не считал нужным выкупать ассигнации, заключая займы или экономя средства из бюджета. По его мнению, изъятие ассигнаций нужно было отложить на длительное время – до тех пор, пока не будет накоплен достаточный фонд серебряных монет. До этого же следовало прекратить новые выпуски, закрепив тем самым стоимость уже циркулирующих бумажных денег. Этот план Канкрин выполнил с удивительным умением: за все его управление не было выпущено ни одного ассигнационного рубля, стоимость же бумажного рубля держалась в пределах 25-27 коп. серебром. В своей деятельности Канкрин опирался на выработанную им общую концепцию подъема российской экономики, в том числе торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также науки и образования. Исходная предпосылка – наведение порядка в государственных финансах, прежде всего, установление равновесия бюджета. В этой связи он постоянно требовал и добивался рационального, бережливого отношения к расходованию финансовых ресурсов. Государственные расходы и доходы в период Е.Ф.Канкрина[1] 1823 и 1833 гг. млн. рублей в ассигнациях, 1843 г. серебряных.
Стремясь выполнить две главные задачи – ликвидировать дефицит бюджета и создать денежные запасы – Канкрин применял некоторые экономические меры, которые и сам в принципе не одобрял. Так, в 1827 г. он ввел откупную систему в винную торговлю, взамен казенного управления, сопровождавшегося большими расходами казны и злоупотреблениями чиновников. Введя откупы, Канкрин не ошибся: доходы от продажи вина заметно возросли. Другой мерой, осуществляемой при непосредственном участии Канкрина в 1822 г. было повышение сниженных за три года перед этим ввозных таможенных пошлин, в результате чего доходы казны возросли в несколько раз. Рост доходов был главной, но не единственной целью: увеличивая пошлины, Канкрин понимал, что протекционизм в данный период полезен для развития слабой отечественной промышленности. Важным мероприятием Е.Ф.Канкрина, расширившим возможности иностранной и отечественной торговли, стимулирующим поиск новых форм, стала гильдейская реформа (1824). Она ограничивала тенденции к монополизации торговли купцами 1-й гильдии и расширяла права среднего городского купечества, ставила в определенные рамки торговлю купцов 3-й гильдии, стимулируя их переход в более высокую гильдию разрешением расширения предпринимательства. Улучшались торговые возможности крестьянства, в том числе крепостного, при условии уплаты всех налогов и пошлин. Тем самым укреплялась мелкая торговля в городах и обеспечивался дополнительный доход в государственный бюджет страны. К недостаткам гильдейской реформы можно отнести тот факт, что она не использовала систему прогрессивного подоходного налога, о чем много писали экономисты того времени, то есть налог брался с перечисленного товара, а не с обращающегося в торговле капитала. Улучшение организации торговли занимали помыслы Канкрина и в дальнейшем: в 1832 году был принят новый устав о векселях, уставы о торговой несостоятельности, о коммерческих судах, о петербургской бирже. Канкрин скептически относился к развитию железнодорожной сети и в особенности к расширению кредита не только в форме развития частных банков, но даже и казенных, а также и к сберегательным учреждениям. Годы, когда Канкрин управлял финансами, были отягощены многими чрезвычайными расходами. Так, в 1827-1829 гг. требовались расходы на персидскую и турецкую войны, в 1830 г. – для подавления восстания в Польше; в 1830 г. в стране свирепствовала холера, в 1833 г. – вызванный неурожаем голод. Особенно тяготили министра военные расходы. Все это время Канкрин готовил проект финансово-кредитной реформы, которая должна была улучшить состояние российских финансов. Но реализовать реформу на практике ему удалось только в 1839-43 гг. 3. «План финансов» М.М. СперанскогоПри подготовке реформы Е.Ф. Канкрин обратил особое внимание на работу М.М. Сперанского «План финансов». В 1809 г. известный в то время
государственный деятель М.М. Сперанский
по поручению императора занимался
подготовкой проекта «План финансов» состоял из двух частей. Первая включала первоочередные меры, которые следовало провести в 1810 году. Во второй рассматривались принципы организации финансовой системы в целом. Значительное внимание уделялось вопросам государственного бюджета, его сбалансированности. В плане Сперанского развивалась мысль, что ассигнации, масса которых постоянно растет, превратились в своеобразный налог, с разной степенью тяжести ложившийся на различные части общества. Главные потери от него несли: 1) казна, получавшая фиксированные подати, в сумме которых не компенсировалось падение курса ассигнаций, а расходовавшая все больше из-за повышения товарных цен; 2) все те, кто получал от казны жалованье, пенсионы и другие фиксированные выплаты, так как они выплачивались ассигнациями по их номинальной цене; 3) частные лица, вступившие в договоры и давшие деньги взаймы, так как условия, составленные по одной цене ассигнаций, будут выполняться по другой, значительно понизившейся, поэтому реальная плата будет ниже, чет обусловленная договором. И если такое положение долго сохранится, все части государственного устройства будут расстроены. Сперанский считал, что
для устойчивого улучшения По "Плану финансов"
предполагалось провести денежную реформу
посредством изъятия и После долгих колебаний правительство
приступило к претворению некоторых
положений "Плана финансов". Идеи
М.М. Сперанского частично получили
отражение в манифесте 2 февраля
1810 г. В соответствии с ним все
выпущенные ранее в обращение
ассигнации объявлялись долгом государства,
обеспеченным всем богатством Российской
Империи. В манифесте было заявлено
о прекращении дальнейшего Для постепенного погашения
долга правительства по ассигнациям
манифестом 27 мая 1810 г. было объявлено
о выпуске внутреннего Е.Ф. Канкрин с уважением относился к М.М. Сперанскому и его работам о деньгах, он внимательно изучил их, о чем свидетельствует специальная работа**, а также схожие методы, используемые Канкриным при проведении финансово-кредитной реформы. 4. Финансово-кредитная реформа 1839-1843 гг.4.1 Причины и цели реформыЦелями финансово-кредитной реформы было введение новых принципов организации денежной системы, устранение из обращения обесценившихся государственных ассигнаций, а в более широком смысле – стабилизация денежного обращения и вывод страны из кризиса. Была и более конкретная причина проведения реформы – это разные курсы рубля: вексельный, податной, таможенный, биржевой и простонародный. Они менялись по времени и местностям, что усложняло и запутывало расчеты. Так, разница между биржевым и простонародным курсами достигала 18%. Попытки устранить этот лаж делались и до реформы. В 1837 г. было запрещено оформлять сделки на монету по простонародному курсу. Но это особого эффекта не дало. 4.2 Проведение реформы1 июля 1839 г. вышел манифест
«Об устройстве денежной В один день с манифестом
был опубликован указ «Об учреждении
Депозитной кассы серебряной монеты
при Государственном Кроме депозитных билетов в 1841 г. были выпущены также кредитные билеты Сохранных Казен Воспитательных домов и Государственного заемного банка. Билеты выдавались под ссуды, выдаваемые под залог имений; размер эмиссии не должен был превышать 30 млн. рублей. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались как обычное платежное средство. Как и депозитные, кредитные билеты были, в сущности, квитанциями на серебро. Они носили исключительно временный, переходный характер. Конечной целью реформы был выпуск полноценных кредитных билетов. 1 июня 1843 г. в манифесте
«О замене ассигнаций и других
денежных представителей Новые кредитные билеты вместе
со звонкой монетой стали 5. Дальнейшая судьба
|