Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 07:12, контрольная работа

Описание

Финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Работа состоит из  1 файл

ф.docx

— 49.42 Кб (Скачать документ)
  1. Сущность, содержание, функции  финансов государства, система финансов государства, звенья финансовой системы  государства.
 
1.1. Содержание и сущность  финансов государства.

  Финансы – это особая форма экономических  отношений по поводу образования  и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих  в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Их  возникновение  произошло  в  условиях  перехода   от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и  было  тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

       Одним из  главных  признаков   финансов  является  их  денежная  форма выражения и  отражения  финансовых  отношений  реальным  движением  денежных средств.

       Реальное движение денежных средств происходит  на  второй  и  третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

       На второй стадии  движения  стоимости  в  денежной  форме   происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением  (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым  обособлением  (в  рамках одного владельца) каждой части стоимости.

       На  третьей  стадии  распределенная  стоимость  (в  денежной   форме) обменивается  на  товарную  форму.  Отчуждения  самой  стоимости  здесь   не происходит.

       Таким  образом,  на  второй  стадии   воспроизводства   имеет   место одностороннее  движение  денежной  формы   стоимости,   а   на   третьей   – двустороннее движение стоимостей,  одна  из  которых  находится  в  денежной форме, а другая в товарной.

       Так как на третьей стадии  воспроизводственного  процесса  происходят постоянно  совершаемые   обменные   операции,   не   требующие   какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

       Областью возникновения и функционирования  финансов  является  вторая стадия воспроизводственного процесса, на  которой  происходит  распределение стоимости  общественного  продукта  по  целевому  назначению   и   субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в  произведенном продукте. Поэтому, важным признаком  финансов  как  экономической  категории является распределительный характер финансовых отношений.

       Финансы существенно отличаются  от  других  экономических   категорий, функционирующих на стадии стоимостного  распределения:  кредита,  заработной платы и цены.

       Первоначальной сферой  возникновения   финансовых  отношений  являются процессы первичного распределения стоимости  общественного  продукта,  когда эта  стоимость  распадается  на  составляющие  ее  элементы,  и   происходит образование  различных  форм  денежных  доходов  и  накоплений.   Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и  конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

       Распределение  и   перераспределение   стоимости  с  помощью   финансов обязательно сопровождается   движением   денежных   средств,   принимающих специфическую форму финансовых  ресурсов.  Они  формируются  у   субъектов хозяйствования и государства за  счет  различных  видов  денежных  доходов, отчислений и поступлений, а  используются  на  расширенное  воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных  и  других потребностей   общества.  

          Финансовые   ресурсы   выступают    материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить  финансы   из  общей совокупности   категорий, участвующих  в стоимостном  распределении.  

          Это происходит вне  зависимости  от  общественно-экономической формации,  хотя формы и методы, с помощью которых образуются   и   используются   финансовые ресурсы,  менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

       Использование финансовых ресурсов  осуществляется  в  основном  через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно  и  нефондовая форма их  использования.  К   преимуществам   фондовой   формы   относятся: возможность   теснее   увязать   удовлетворение    любой    потребности    с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на  основных направлениях  развития общественного   производства,   возможность   полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

       На основании всего вышесказанного можно дать  следующие  определения: финансы – это денежные отношения, возникающие в результате  распределения  и перераспределения  стоимости  валового  общественного   продукта   и   части национального  богатства  в  связи  с  формирование   денежных   доходов   и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также  использованием их на расширенное воспроизводство, материальное  стимулирование  работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

       Условием функционирования финансов  является наличие денег, а причиной появления финансов   служит   потребность   субъектов   хозяйствования   и государства в ресурсахобеспечивающих их деятельность.

       Финансы  незаменимы  потому,  что  позволяют  приспособить  пропорции производства  к  нуждам  потребления,  обеспечивая  в  сфере  хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся  воспроизводственных  потребностей.  Это происходит с  помощью  формирования  денежных  фондов  целевого  назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и  структуры денежных  (финансовых)  фондов,   создаваемых   в   распоряжении   субъектов хозяйствования.

       С помощью государственных финансов  происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном  аспектах,  защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

       Финансы объективно  необходимы,  так  как  обусловлены   потребностями общественного  развития.  Государство   же   может,   учитывая   объективную необходимость  финансовых  отношений,  разрабатывать  различные   формы   их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять  формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать  то, что  объективно  не   подготовлено   ходом   общественного   развития.   Оно устанавливает только формы  проявления  объективно  назревших  экономических отношений.

       Без финансов  невозможно  обеспечить  индивидуальный  и  общественный кругооборот производственных  фондов  на  расширенной  основе,  регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики,  стимулировать  быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять  другие  общественные потребности.

       Финансы – неотъемлемая часть  денежных отношений, поэтому   их  роль  и значение  зависят  от  того,  какое  место  денежные  отношения  занимают  в экономических отношениях.  Однако  не  всякие  денежные  отношения  выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию,  так и по выполняемым функциям.

       Деньги – это всеобщий эквивалент, с  помощью  которого  прежде  всего измеряются  затраты  труда  ассоциированных  производителей,  а  финансы   – экономический  инструмент   распределения   и   перераспределения   валового внутреннего продукта  (ВВП)  и  национального  дохода,  орудие  контроля  за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их  назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов  обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах,  но  и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

       Финансы выражают денежные отношения,  которые возникают между:

          .  предприятиями  в  процессе  приобретения  товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

          .  предприятиями  и  вышестоящими  организациями   при   создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;

          . государством и предприятиями  при уплате или налогов в  бюджетную систему и финансировании расходов;

          .  государством  и  гражданами  при  внесении   или   налогов   и добровольных платежей;

          . предприятиями, гражданами и  внебюджетными фондами при   внесении платежей и получении ресурсов;

          . отдельными звеньями бюджетной  системы;

          . органами имущественного и личного   страхования,  предприятиями, населением при уплате страховых взносов  и  возмещении  ущерба, при наступлении страхового случая;

          .   денежные   отношения,   опосредующие    кругооборот    фондов предприятий.

       Главным материальным источником  денежных  доходов  и  фондов  служит национальный доход    страны  –  вновь  созданная  стоимость  или  стоимость валового  внутреннего  продукта   за   вычетом   потребленных   в   процессе производства орудий  и  средств  производства.  Объем  национального  дохода определяет возможности  удовлетворения  общегосударственных  потребностей  и расширения   общественного   производства.   Именно   с   учетом    размеров национального дохода и его отдельных частей – дохода  потребления и    фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура.  Вот почему во всех странах придается важное  значение  статистике  национального дохода.

       Без участия финансов национальный  доход не  может  быть  распределен. Финансы – неотъемлемое связующее  звено  между  созданием  и  использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение  и потребление, носят объективный характер.  Они  выражают  определенную  сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

       Современная  экономика  не  может  существовать  без   государственных финансов. На определенных этапах  исторического  развития  ряд  потребностей общества   могут   финансироваться   только   государством.   Это    атомная промышленность, космические исследования, ряд  новых  приоритетных  отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф  и некоторые другие).

       Финансы   отражают уровень  развития производственных сил  в  отдельных странах и  возможности  их  воздействия  на  макроэкономические  процессы  в хозяйственной  жизни.  Состояние  экономики  страны   определяет   состояние финансов. В условиях постоянного  экономического  роста,  увеличения  ВВП  и национального  дохода  финансы   характеризуются   своей   устойчивостью   и стабильностью;  они  стимулируют  дальнейшее  развитие  производства   жизни граждан страны.

         Финансы как научное понятие  обычно ассоциируются с теми  процессами, которые на  поверхности  общественной  жизни  проявляются   в  разнообразных формах и обязательно сопровождаются  движением  (наличным  или  безналичным) денежных средств. Идёт  ли  речь  о  распределении  прибыли  и  формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или  о  перечислении налоговых  платежей  в  доходы  государственного  бюджета,  или  о  внесении средств во внебюджетные  или  благотворительные  фонды  -  во  всех  этих  и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

          Для постижения  сущности  финансов  необходимо  выявить  те  общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

          Если  отвлечься  от  многочисленных  конкретных  форм,  в  которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их  объединяет  - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными  участниками общественного производства, или общественные  отношения.  По  характеру  эти отношения   -   производственные   (экономические),   поскольку    возникают непосредственно в общественном производстве. 

1.2.Функции финансов.

Распределительная функция. 

       Если говорить о финансах в  целом, то, видимо,  следует   считать,  что они выполняют две основных  функции:  распределительную  и  контрольную.  Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального  производства  и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений,  но  и  функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

       Каждая  финансовая  операция  означает  распределение   общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

       Распределительная функция проявляется  при распределении национального дохода, когда происходит создание так  называемых  основных,  или  первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу.  Основные  доходы  формируются при  распределении  национального  дохода  среди  участников   материального производства. Они делятся на две группы:

         1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян,  заняты в сфере материального производства;

         2. Доходы предприятий сферы материального производства.

       Однако первичные доходы еще  не образуют общественных денежных  фондов, достаточных  для  развития  приоритетных   отраслей   народного   хозяйства, обеспечения  обороноспособности  страны,   удовлетворение   материальных   и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее  распределение  или перераспределение национального дохода, связанное:

       с  межотраслевым  и  территориальным   перераспределением  средств   в интересах наиболее эффективного  и  рационального  использования  доходов  и накоплений предприятий и организаций;

       наличие наряду с непроизводственной  сферой,  в  которой  национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное  страхование  и социальное обеспечение, управление);

       перераспределением  доходов   между  различными  социальными   группами населения.

       В   результате   перераспределения    образуются    вторичные,    или производственные доходы. К  ним  относятся  доходы,  полученные  в  отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и  др.).

Вторичные доходы служат для формирования  конечных  пропорций  использования

национального дохода.

       Активно участвуя в распределении   и  перераспределении  национального дохода,  финансы  способствуют  трансформации   пропорций,   возникших   при первичном распределении национального  дохода,  в  пропорции  его  конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого  перераспределения,  должны обеспечить соответствие  между  материальными  и  финансовыми  ресурсами  и, прежде всего между  размером  денежных  фондов  и  их  структурой,  с  одной стороны,  и  объемом  и  структурой   средств   производства   и   предметов потребления – с другой.

       Перераспределение  национального   дохода   в   Российской   Федерации происходит  в  интересах  структурной   перестройки   народного   хозяйства, развития приоритетных отраслей  экономики  (сельское  хозяйство,  транспорт, энергетика,   конверсия   военного   производства),   в   пользу    наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие  и  многодетные матери).

       Таким  образом,  перераспределение  национального  дохода  происходит между производственной и  непроизводственной  сферами  народного  хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами  страны,  формами собственности и социальными группами населения.

       Конечная цель распределения  и перераспределения национального   дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в  развитии  производительных сил,  создания  рыночных   структур   экономики,   укрепление   государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При  этом  роль финансов  подчинена  задачам   повышения   материальной   заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций  в  улучшении  финансово- хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при  наименьших затратах.

       Контрольная функция 

       Будучи инструментом формирования и использования денежных  доходов  и фондов,  финансы  объективно  отражают  ход   распределительного   процесса. Контрольная  функция  проявляется  в  контроле  за  распределением  ВВП   по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

       В   условиях  перехода  на  рыночные  отношения  финансовый  контроль направлен на  обеспечение  финансового  развития  общественного  и  частного производства, ускорение научно-технического прогресса,  всемерное  улучшение качества  работы  во  всех  звеньях  народного  хозяйства.   Он   охватывает производственную  и   непроизводственную   сферы,   нацелен   на   повышение экономического  стимулирования,  рациональное  и   бережливое   расходование материальных,  трудовых,   финансовых   ресурсов   и   природных   богатств, сокращение    непроизводительных    расходов    и     потерь,     пресечение бесхозяйственности  и   расточительства.   Благодаря   контрольной   функции финансов,  общество   знает  о  том,   как    складываются    пропорции    в распределении денежных средств, насколько  своевременно  финансовые  ресурсы поступают в распоряжение  разных  субъектов   хозяйствования,   экономно   и эффективно  ли  они  ими  используются  и  т.д.

       Одна  из  важных  задач  финансового   контроля  –  проверка   точного соблюдения  законодательства  по  финансовым  вопросам,  своевременности   и полноты  выполнения  финансовых  обязательств  перед   бюджетной   системой, налоговой службой, банками, а  также  взаимных  обязательств  предприятий  и организаций по расчетам и платежам.

       Контрольная функция финансов  проявляется  также  через   многогранную деятельность финансовых органов.

       Работники   финансовой   системы   и  налоговой  службы  осуществляют финансовый контроль в  процессе  финансового  планирования,  при  исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития  рыночных отношений  направления  контрольной  работы,  формы  и  методы   финансового контроля существенно меняются.

       Распределительная и контрольная  функции – это две  стороны   одного  и того  же  экономического  процесса.  Только   в   их   единстве   и   тесном взаимодействии  финансы   могут   проявить   себя   в   качестве   категории стоимостного распределения.

       Инструментом  реализации  контрольной   функции   финансов   выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых  показателях  имеющихся в бухгалтерской,   статистической   и   оперативной   отчетности.   Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и  оценить результаты  хозяйственной  деятельности.  На  их  основе  принимаются  меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

       Контрольная    функция,    объективно    присущая   финансам,   может реализоваться     с  большей  или  меньшей  полнотой,  которая   во   многом определяется  состоянием  финансовой  дисциплины   в   народном   хозяйстве.

Финансовая  дисциплина – это обязательный для  всех предприятий,  организаций, учреждений  и  должностных  лиц  порядок  ведения   финансового   хозяйства, соблюдения   установленных   норм   и   правил,    выполнения     финансовых обязательств.

        Другие функции. 

       К числу дискуссионных относится   вопрос о функциях  финансов.  Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную  и контрольную.  Хотя  в  литературе  можно найти  утверждения,  что  финансам, помимо этих двух   функций,   присущи  и  другие:  производственная  (разные авторы называют ее по-разному),  стимулирующая,  регулирующая  и  т.  д.  Но при этом происходит подмена вопроса  о  функциях  финансов  вопросом  об  их роли  в   общественном    воспроизводстве,   так  как  это  разные,  хотя  и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в  общественном воспроизводстве,   с   их   помощью   может   стимулироваться    эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные   пропорции, обеспечиваться  условия  для  проведения  режима       экономии  и  т.  д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря  функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

       Помимо распределительной и контрольной  функции, по  мнению  некоторых экономистов,  финансы выполняют также  регулирующую  функцию.  Эта  функция связана  с  вмешательством  государства   через   финансы   (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

       Некоторые авторы  не  признают  распределительной  функции   финансов, считая, что она не выражает их специфику,  поскольку  процессы  стоимостного распределения   обслуживаются   разными   экономическими   категориями.   Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают,  что  она  порождена самими   факторами    функционирования    финансов    на    второй    стадии воспроизводственного   процесса,   а   наоборот,   они   связывают   ее   со специфическими общественными  назначениями  финансов,  подчеркивая,  что  ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения,  не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний  день регулирующая функция в России развита слабо.

       В   условиях   рыночных   отношений    финансы    должны    выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы  обеспечить для  всех  хозяйствующих  субъектов   и   граждан   стабильные   условия   в экономических и  социальных  отношениях.  Особое  значение  при  этом  имеет вопрос о стабильности  финансового  законодательства,  поскольку  без  этого невозможно осуществление инвестиционной политики  в  производственную  сферу со стороны частных  инвесторов.  Достижение   стабилизации   рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики  к социально ориентированному экономическому   росту.

       Некоторые экономисты  считают,  что  финансам  присущи  три   функции: формирование  денежных  фондов  (доходов),  использование  денежных   фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но  они больше  напоминают  механизм  реализации  распределительной   функции,   чем самостоятельный способ действия категории финансов.

       Наличие дискуссионных вопросов  обуславливает необходимость дальнейшей разработки  теоретических  проблем  сущности  и  функций   финансов.   Более глубокое  знание  экономической  природы  финансов  и  присущих  им  свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной  категории в  практике  хозяйствования,  научно  обосновывать  меры,  направленные   на финансовое оздоровление экономики  и  совершенствование  системы  финансовых взаимосвязей. 

    1. Система финансов государства.

   Понятие финансовой системы является развитием  более общего определения "финансы". Финансы - историческая категория. По своей  природе они тесно связаны  с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства. В докапиталистических  формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно  натуральный характер. Большая часть  государственных потребностей удовлетворялась  за счет различного рода повинностей  и поступлений от натуральных  сборов.  
С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства.  
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.  
В условиях капиталистического способа производства товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности государства. По своей сущности финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.  
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.  
В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена - государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности. 
На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства.  
Государственный бюджет - основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.  
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.  
Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.  
Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.  
В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.  
Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях - и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.  
Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) - процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий - это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.  
Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.  
Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия.  
В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.  
Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь, частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов.  
С учетом вышеизложенного можно расширить определение финансовой системы. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. 
Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
 

    1.   Звенья финансовой  системы государства.

         Финансовую систему можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев -- государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

Главным звеном этой системы является государственный  бюджет -- крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Вторым  по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Под влиянием развития производительных сил, научно-технической революции  происходит повышение роли и влияния  местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и  усложняются функции местных  властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные  финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Структура местных  финансов определяется государственным  устройством и соответствующим  административным делением государства. В США, например, в состав местных  финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов. На долю местных финансов в федеративных государствах (США, ФРГ, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах -- около 30%.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы  государственных предприятий. Государственные  предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом  взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия  они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Особое  финансовое звено образуют специальные  правительственные фонды, которые  имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются  непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального  страхования, различные целевые  фонды, а также государственные  и полугосударственные финансово-кредитные  учреждения. Первоначальной задачей  этих фондов было финансирование отдельных  целевых мероприятий, но затем функции  специальных фондов расширились, они  приобретают значение резервов, к  которым правительство прибегает  в случаях финансовых затруднений, т. е. они используются для повышения  маневренности финансовой системы  в целом.

Государственный бюджет -- центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты -- расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции -- проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных  условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и  расширения основного капитала и  т. п. Формы государственного вмешательства  в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития НТП  в условиях резкого обострения конкуренции  на мировых рынках. В начале 90-х  годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах  от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного  продукта, создавая дополнительный спрос  через государственные закупки  товаров и услуг. Гарантированный  государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

Быстрые темпы НТП повышают требования к  качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы -- просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. В США, например, федеральный бюджет построен по принципу «полного» бюджета и состоит из двух элементов: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды.

Собственно  правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономическими и социальными функциями  государства. В составе его расходов -- военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, выплата процентов по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70% всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература  

  1. Афанасьев М.П. Модернизация государственных  финансов. – М., 2007.
  2. Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит учебник. – М.: Высшее образование, 2007.
  3. Дамодвидов В.С. Экономическая теория государственных финансов. – М., 2006.
  4. Финансы: учеб. Для вузов/под ред. М.В. Романовского, О.В Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива, 2009.
  5. Финансы: учебник /под ред Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
 
 

Информация о работе Финансовая система государства