Финансовая система Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:29, доклад

Описание

Система валютного контроля Испании формировалась поэтапно, с постепенным переходом от жестко ограничительной (до 1959 г.) к разрешительной (60-70-е гг.), затем к либерально-разрешительной (с середины 70-х годов) и только начиная с 1992 г. к либерализованной. Именно в этом направлении развивалась и законодательная база системы валютного контроля и регулирования Испании: Для формирования и проведения в жизнь валютной политики в 50-60-х годах, когда со стороны государства осуществлялся жесткий административный контроль над валютно-финансовыми операциями, был создан Институт Иностранной Валюты, который входил в структуру Министерства торговли Испании.

Работа состоит из  1 файл

ИСПАНИЯ (финансы).doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)


ИСПАНИЯ

 

Валютно-финансоваясистема.
Система валютного контроля Испании формировалась поэтапно, с постепенным переходом от жестко ограничительной (до 1959 г.) к разрешительной (60-70-е гг.), затем к либерально-разрешительной (с середины 70-х годов) и только начиная с 1992 г. к либерализованной. Именно в этом направлении развивалась и законодательная база системы валютного контроля и регулирования Испании: Для формирования и проведения в жизнь валютной политики в 50-60-х годах, когда со стороны государства осуществлялся жесткий административный контроль над валютно-финансовыми операциями, был создан Институт Иностранной Валюты, который входил в структуру Министерства торговли Испании. Институту были предоставлены широкие полномочия по регулированию ввоза и вывоза валюты, организации валютного рынка, открытию валютных счетов, делегированию прав по осуществлению валютных операций банком. Испанское руководство сознательно не включало этот Институт в состав Министерства финансов, считая, что его функции в большей степени соответствуют целям и задачам, стоящим перед Министерством торговли.Переход в середине 70-х годов от политики автаркии к новой экономической политике, в основе которой лежало активное привлечение иностранного капитала, привел к необходимости либерализации норм, регулирующих иностранные капиталовложения, и соответственно, норм валютного регулирования. Был упразднен Институт Иностранной Валюты. Его функции перешли к Центральному Банку Испании. Кроме того, для регулирования внешнеэкономических операций, в рамках Министерства торговли было создано Управление внешнеэкономических операций (в настоящее время Генеральное управление торговой политики и иностранных инвестиций Министерства экономики и финансов).До середины 80-х годов основными особенностями системы валютного контроля явились следующие.

Денежные средства внешнего происхождения аккумулировались:

а) на счетах типа "А". Эти счета открывались иностранными, юридическими и физическими лицами в испанских банках в национальной валюте - песетах, полученных от конвертации иностранной валюты, для использования в Испании, без права обратной конверсии. При открытии такого счета вкладчики пользовались правом льготного курса, в компенсацию риска девальвации песеты и ее не конвертируемости;
б) на счетах типа "Б", которые образовывались в испанских песетах как следствие торговых операций (валютной выручки экспортеров) с правом их конвертации и перевода за границу. Песеты, зачисленные на счета типа "Б" не исключали для вкладчика риска возможной девальвации испанской валюты.

Иностранные юридические лица, за исключением их представительств в Испании, а также физические лица, не проживающие в Испании, могли использовать денежные средства на этих счетах во внутренних песетах для осуществления инвестиций в Испании с предварительного разрешения Главного Управления внешнеэкономических операций Министерства торговли и туризма.Этот тип счетов открывался иностранными юридическими и физическими лицами в испанских банках с разрешения испанской Администрации и использовался для аккумулирования сумм в песетах, являвшихся результатом финансово-коммерческой деятельности на территории Испании без права перевода средств за границу.Сохранен обязательный порядок уведомления о валютных операциях. При этом вся полнота ответственности возлагается на испанские физические и юридические лица, имеющие статус резидентов. В уведомлении указываются: предмет операции, назначение и валюта платежа, данные заявителя (личный фискальный номер, паспортные данные, специальный статус и т.д.). Валютные операции осуществляются специально уполномоченными Банком Испании, коммерческими банками, которые ежемесячно представляют информацию в Центральную регистрационную службу Банка Испании для контроля и составления платежного баланса страны. В случае осуществления расчетов без участия банковских служб (например, по почте) отправитель валютных средств обязан в течение 30 дней от дня отправки направить информацию в Банк Испании непосредственно.Резидентам Испании предоставлено право открывать банковские счета за границей, как в песетах, так и в иностранной валюте, которые могут быть использованы для осуществления внешнеторговых сделок. При этом они обязаны дать информацию об открытии таких счетов в течение 30 дней от дня открытия в Банке Испании. Эти счета могут быть использованы для расчетов с нерезидентами, однако обязательным условием при этом является предоставление информации Банку Испании, если размер расчетной операции превышает 1 млн. песет.Нерезиденты, открывающие счета в Испании и осуществляющие вклады наличными как в песетах, так и в иностранной валюте и осуществляющие переводы за границу, обязаны предоставить информацию о происхождении этих денег.В Испании строго регламентирован вывоз и ввоз наличных средств (банкнот, монет, чеков). Так, если сумма превышает 1 млн. песет (около 7 тыс. долл.), она подлежит обязательному декларированию перед таможенными органами, в противном случае эти денежные средства могут быть реквизированы таможней. Эта норма распространяется также на нерезидентов при ввозе валютных средств.

Движение капиталов - предмет отдельного законодательного регулирования, сохраняющего и в настоящее время ограничительные рамки как по секторам экономики так и по объему, субъектам и распределению капитала создаваемых с иностранным участием фирм.

Испания имеет в своем составе 50 провинций, которые  входят в 17 автономных областей. Глава государства – король, существующий строй – конституционная монархия.

Финансовый контроль в этой стране осуществляют законодательный орган власти – Генеральные Кортесы (двухпалатный парламент) и исполнительная власть в лице Правительства Испании, Министерства экономики и финансов. В Испании казначейские функции делят между собой Канцелярия заместителя секретаря по финансам (СФ) и Генеральный директорат казначейства (ГДК); оба являются подразделениями второго уровня в Министерстве финансов. В стране существует единый счет Казначей­ства в Центральном банке. Все поступления и выплаты по нему конт­ролирует Генеральный директорат казначейства. В части исполнения бюджета по расходам Казначейство устанавли­вает обязательный график месячных или квартальных выплат, остав­ляя за собой исключительное право — откладывать выплаты по неко­торым категориям расходов. Конт­роль осуществляют отраслевые департаменты с учетом бюджетных ассигнований и графика наличных выплат. Объем, сроки и условия любого государственного заимствования определяет Генеральный ди­ректорат казначейства.На Канцелярию заместителя секретаря по финансам (СФ) возложе­ны функции контроля за расходами и организации учета. Секретарь по финансам контроли­рует общее исполнение бюджета. Он готовит скользящий финансовый план на месячной основе и определяет бухгалтерские стандарты. За внутренний контроль и аудит секретарь по финансам отвечает через своих финансовых контролеров. Бюджеты региональных автономных правительств и мес­тных органов государственного управления не контролируются. Одна­ко оба этих уровня зависят от государственных трансфертов и на них распространяются действующие правила заимствования. В стране действует государственная информационная система, за которую отвечает Министерство финансов через секретаря по финансам. Все без исклю­чения правительственные операции должны проходить через систему, которая регистрирует шесть различных этапов исполнения бюджета: бюджетные ассигнования, взятие обязательства, проверка, платежное требование, платежное поручение и фактическое выделение средств.

Расходы бюджета Испании.

Среди мер, предложенных правительством, предусмотрено выделение дополнительных расходов бюджета 2008 года в размере 11 миллиардов евро. Эти средства планируется направить в первую очередь на решение проблемы растущей безработицы и активизацию экономического развития.

Часть этих средств пойдет в специальный фонд, который займется непосредственно созданием более 200 тысяч рабочих мест.

Кроме того, 800 миллионов евро правительство направит в сектор автомобилестроения, дающий работу более 300 тысячам испанцев и который в последнее время сталкивается с серьезными проблемами. Правительство Испании объявило о плане сокращения бюджетных расходов в условиях кризиса. В частности, план предусматривает снижение зарплат бюджетников в среднем на 5 процентов. Помимо снижения зарплат бюджетникам в 2010 году, план предусматривает заморозку зарплат в 2011 году, а также отказ от автоматической индексации пенсий в соответствии с инфляцией. Кроме того, будет уменьшено финансирование регионов - в общей сложности на 1,2 миллиарда евро .Испанские власти оценивают возможную экономию бюджета от сокращения расходов в 15 миллиардов евро в ближайшие два года. Дефицит бюджета Испании должен сократиться в 2010 году до 9,3 процента, а к 2013 году - до 3 процентов, предусмотренных требованиями еврозоны. В 2009 году бюджетный дефицит страны составил 11,2 процента. 7 мая Центробанк Испании сообщил, что экономика страны вышла из продолжавшейся почти два года рецессии, в которой она оказалась впервые за 15 лет. ВВП Испании в первом квартале 2010 года увеличился на 0,1 процента.

Доходы бюджетов в Испании.

Торговая система Испании, как и в России, трехступенчатая: корпорации и население платят федеральные, региональные и местные налоги. Федеральные налоги и контролируются государственным агентством налоговой службы, имеющим своих представителей в автономных территориях и провинциях. Взаимный интерес далеко не случаен и обусловлен рядом обстоятельств. После налоговой реформы 1994 года в Испании осталось пять основных федеральных налогов, из которых именно подоходный налог обеспечивает наиболее высокие доходы бюджета. (Так, год назад поступления этого налога составили 38 проц.) Подчеркнем, что налогооблагаемая база в Испании гораздо шире, чем в большинстве европейских стран: помимо заработной платы, доходов от предпринимательской и профессиональной деятельности, дивидендов от капитала, в нее включаются также пенсии и пособия по безработице. Не облагаются подоходным налогом только пособия по болезни, государственные стипендии, выигрыши в лотереях, разовые пособия при увольнении с работы. Из налогооблагаемого дохода вычитается 3400 руб. в год на каждого ребенка и иждивенца в семье старше 65 лет. Из годового дохода исключаются также отчисления на социальное страхование и профсоюзные взносы, но не более 5 проц. дохода и не свыше суммы 42 500 руб.. Частично могут быть вычтены из дохода документированные расходы на лекарства. Для полного исчисления налога к доходу добавляется 2 проц. от стоимости недвижимого имущества гражданина. Подоходный налог уплачивается индивидуально или семейной парой. С ростом дохода действует прогрессивная шкала из 16 ставок: минимальная - 20 проц., максимальная - 56. Последняя применяется при доходах свыше 1 623 500 руб. в год у одного человека или свыше 1 870 000 руб. у семейной пары. Нельзя не сказать о том, что 16 ставок подоходного налога создают значительные неудобства в расчетах, потому в настоящее время разрабатываются предложения о сокращении их числа. Система налогообложения граждан многих стран (в том числе и России) из 3-5 ставок более целесообразна. Подоходный налог поступает в федеральный бюджет, откуда 15 проц. передаются в бюджеты регионов. Как и в большинстве стран, в Испании НДС облагается внутренний оборот с освобождением от него экспортных операций; не облагаются налогом медицинские услуги в больницах, финансовые, банковские и страховые операции, образование. В доходной части федерального бюджета НДС составляет почти 25 проц. Одним из важнейших косвенных налогов для федерального бюджета являются акцизы, доля которых в бюджете составляет более 13 проц. Набор подакцизных товаров обычен для европейских стран: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, автомобили, некоторые другие товары. Названные выше четыре налога обеспечивают более 84 проц. доходов федерального бюджета Испании. Налог на собственность (на имущество). Необлагаемый минимум - 2890 тыс. руб.. Далее "работает" прогрессивная шкала со ставками от 0,2 до 2,5 проц. в год, по которой максимум применяется при стоимости имущества свыше 272 млн руб.. Не подлежат налогообложению исторические и культурные ценности. Кроме того, в Испании существуют такие налоги, как налог на возрастающую стоимость земельных участков, налог на строительство зданий общественной значимости, налог на вывоз мусора и другие. Случается, что вводятся специальные налоги, чтобы покрыть стоимость услуг, носящих индивидуальный характер. Скажем, стоимость работ по асфальтированию тротуара раскладывается на заинтересованных жильцов близлежащих домов. Подчеркнем, однако, что введение дополнительных муниципальных налогов возможно только с разрешения вышестоящих органов управления. И в заключение отметим, что даже после передачи регионам некоторых доходных источников в Испании происходит перераспределение налогов "сверху вниз", то есть в основе формирования региональных бюджетов лежат не столько собственные источники, сколько субсидии. Уж в этом-то Испания и Россия - абсолютные близнецы.

 

 

 



Информация о работе Финансовая система Испании