Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа
Цель исследования – определить пути оздоровления финансовой системы РФ.
Задачи исследования:
-изучить теоретические основания финансовой деятельности государства
- провести анализ финансовой деятельности государства.
- разработать мероприятия по оздоровлению финансовой система РФ.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
1.1 Функции, признаки и особенности финансов 6
1.2 Структура финансовой системы РФ 11
1.3 Анализ финансовой деятельности государства 26
ГЛАВА 2 ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1 Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории 31
2.2 Признаки кризиса финансовой системы России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ключевым
остается вопрос о тoм, насколько
адекватны российской
экономике современные макроэкономические
модели валютного курса. Отечественным
исследователям предcтoит разработать
концепции и методики учета институциональных
факторов процесса трансформaции, не отражающихся
в краткосрочном периоде на фундаментальных
макроэкономических индикатoрах, но меняющих
общие политико-экономические условия
формирования эффективной кредитно-денежной
политики государства.
2.2 Признаки кризиса финансовой системы России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей.
В условиях реформирования экономики страны, перевода ее предприятий и организаций на рыночные отношения значительно ухудшилось финансовое положение государственных и негосударственных организаций, появились признаки кризиса всей финансовой системы РФ. Эти признаки стали появляться с 1992 г., когда было отменено государственное планирование и управление предприятиями, отпущены розничные и оптовые цены, стало проводиться внедрение несоциалистических организационно-правовых форм хозяйствования. Пик кризиса пришелся на август 1998 г.
Признаками кризиса финансовой системы можно считать следующие явления:
1. Наличие с 1992 по 2000 г. ежегодного дефицита государственного бюджета. Бюджетный процесс предполагает сбалансирование государственных расходов и доходов, однако на практике в 1992-2000 гг. имело место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами, вследствие чего вырос бюджетный дефицит.
В 1995 г. он составлял 49,1 млрд деноминированных рублей, а уже в 1999 г. дефицит федерального бюджета достигал максимальных размеров - 101,4 млрд руб., или 17,7% расходов федерального бюджета, или 2,5% по отношению к валовому внутреннему продукту. На 2000 г. был установлен предельный размер дефицита федерального бюджета в сумме 57,8 млрд руб., или 1,08% объема валового внутреннего продукта.
Причин, способствующих росту дефицита бюджета, много, но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни: на содержание армии и увеличение военных расходов, на содержание возрастающей численности государственного аппарата, в том числе Администрации Президента РФ.
Возрастание бюджетных расходов не компенсировалось увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохранялся и рос бюджетный дефицит.
С 1991 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что послужило толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ стало использовать государственные ценные бумаги и кредиты международных финансовых организаций, главным образом международного народного валютного фонда. Государство стало жить в долг. В 1999 г. на покрытие дефицита федерального бюджет была направлена сумма доходов от государственных драгоценных металлов.
Бюджетный дефицит, будучи следствием несбалансированости государственных финансов, стал причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения.
2. Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, что ведет к нарушению законов денежного обращения, падению покупательной способности денег. В международной практике принято различать следующие виды инфляции: ползучая - когда средний темп роста цен составляет 5-10% в год; галопирующая – от 10 до 50% со скачками до 100%; гиперинфляция - рост цен на 100% и выше.
В России за годы реформ цены на товары и услуги возросли. В тысячи раз, в том числе на продукты первой жизненной необходимости (хлеб, молоко и молокопродукты, и др.), обувь, одежду.
Инфляция
оказывает отрицательное
При инфляции возникает социальная напряженность обществе в связи с тем, что происходит перераспределение национального дохода в ущерб менее обеспеченных слоев общества, снижаются реальные доходы населения, обесцениваются сбережения граждан, Она ложится тяжелым бременем на социально незащищенные слои населения.
Происходит падение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Так, в 1960-1970 гг. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб. (округленно), в 1997 г. курс доллара достиг уровня 5,56 руб.; в январе 2000 г. Центральный банк РФ установил новый курс доллара США: 1 долл. США был приравнен к 28,52 руб., в июне 2001 г. - к 29,12 руб., в сентябре 2003 г. - к 30,61 руб.
3. Рост
неплатежей как государства,
Дебиторская задолженность - задолженность по расчетам с дебиторами за товары, работы и услуги; по расчетам с бюджетом, с персоналом по прочим операциям (задолженность работников предприятия по предоставленным им ссудам за счет средств предприятия или банковского кредита), задолженность подотчетных лиц и др.
Дебиторская задолженность предприятий и организаций, составляла в 1995 г. 362 млрд деноминированных рублей, в 1999 г. она возросла до 1990 млрд руб., на конец 2002 г. составляла 3663,3 млрд руб.
Кредиторская задолженность - задолженность по расчетам с кредиторами за товары, работы, услуги, в том числе поставщикам и подрядчикам за полученные материальные ценности, по выданным векселям, задолженность рабочим и служащим по оплате труда, по расчетам с бюджетом и целевыми государственными фондами, по полученным авансам. Частым явлением стала несвоевременная выплата заработной платы рабочим предприятий и работникам бюджетных учреждений (учителям, врачам, работникам культуры, высших и средних образовательных учреждений).
Кредиторская задолженность предприятий и организаций, по данным Госкомстата России, составляла в 1995 г. 483 млрд деноминированных рублей, в 2002 г. она составила 4832 млрд руб.
4.
Внешняя задолженность
Огромный государственный долг России существенно затрудняет ее выход из затянувшегoся экономического кризиса. Только сумма среднегодовых выплат процентов по внешним кредитам составляет 15-17 млрд долл.
5. Снижение валового внутреннего продукта, который характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных стране во всех отраслях экономики и предназначенных для потребления, накопления и экспорта.
Валовой национальный продукт в 2000 г. по сравнению с 1990 г. сократился в России более чем в два раза. В 2004 г. по-прежнему ниже уровня 1990 г, на 15-16%.
Проявление признаков кризиса финансовой системы негативно сказывается на развитии промышленного и сельскохозяйственного производства, жизненном уровне трудящихся.
Основными путями преодоления кризисных и иных негативных явлений в финансовой системе являются:
во-первых, необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на основе задействования научно-технического и интеллектуального потенциала страны;
во-вторых,
добиваться эффективного использования
бюджетных средств, сокращения непроизводительных
расходов, в том числе на содержание административно-
в-третьих, следует добиться укрепления денежного обращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комплексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста. Определяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конечно, рост выпуска товаров с учетом спроса населения;
в-четвертых, укрепить финансовую дисциплину, упорядочить расчеты между предприятиями. Необходимо навести порядок в банковской системе.
Необходимо добиться рентабельной работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. Рентабельность предприятий характеризует эффективность их деятельности, что является необходимым условием рыночных отношений. Пока же убыточные предприятия составляют довольно большой удельный вес. По данным Госкомстата России, удельный вес убыточных предприятий в 1995 г. составил 36%. На конец 2002 г. в стране убыточных предприятий и организаций было 45,3%, в том числе в промышленности 45,1, сельском хозяйстве 55,6, на транспорте - 45,6%;
в-пятых, устранению кризисных явлений в финансовой системе будет способствовать выплата внешних долгов.
Одна из важных задач - добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта отечественного сырья и продукции, выработанной в России, которая, по сообщениям зарубежной печати, составляет от 15 до 20 млрд долл. ежегодно.
В целом,
безусловно, преодоление кризисных
явлений в финансовой системе
может быть достигнуто на основе роста
промышленного и сельскохозяйственного производства.
Для решения этой глобальной проблемы
необходима, как справедливо указывают
ученые Академии наук России, корректировка
курса экономического развития страны,
разработка плана восстановления народного
хозяйства.
Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.
Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.
История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.
Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.
Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса, может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.
Существует тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.
Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.
В состав децентрализованных финансов, кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий, могут быть включены и денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса;
Информация о работе Финансовая система РФ и пути ее совершенствования