Финансовая система страны, её сферы и звенья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:55, реферат

Описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры финансовой системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- определение понятия и сущности финансовой системы;
- рассмотрение принципов формирования финансовой системы;
- раскрытие основных звеньев финансовой системы.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие финансовой системы
2. Основы формирования финансовой системы
3. Сферы и звенья финансовой системы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ по дисциплине.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     Для финансовых систем индустриально развитых стран характерен иной принцип построения финансовой системы, при котором  осуществляется четкое распределение функций между различными уровнями системы государственного управления. В США эти уровни представлены федеральным правительством, правительствами штатов и местных органов власти (муниципалитетами). Принцип получил название налогово-бюджетного (фискального) федерализма. На практике применение этого принципа означает полную независимость федерального правительства в целях, касающихся интересов нации в целом: расходы на оборону, космос, международные отношения. А органы власти штатов и муниципалитетов самостоятельно финансируют на своей территории образование, охрану общественного порядка и окружающей среды и т.п. Местные бюджеты не входят ни своими доходами, ни расходами в госбюджет (федеральный бюджет). В то же время принцип фискального федерализма предполагает проведение единой налогово-бюджетной политики и межправительственное перераспределение средств для покрытия бюджетного дефицита, в основном муниципальных органов власти, за счет субсидий федерального правительства и правительств штатов. 

     3. Сферы и звенья  финансовой системы 

     Финансовая  система отличается двойственной структурой. С одной стороны, она является совокупностью групп и звеньев  финансовых отношений, а с другой, – совокупностью финансовых органов  и институтов страны (табл. 1 и 2). 

     Таблица 1. Финансовая система – совокупность групп и звеньев финансовых отношений

Группа  финансовых отношений Звенья финансовых отношений
Государст-

венные  финансы

Финансы государственных  унитарных предприятий 

Финансы государственных учреждений и организаций некоммерческой деятельности

Финансы отраслей народного хозяйства 

Консолидированный бюджет

Государственные внебюджетные фонды 

Государственный кредит

Финансы государственного имущественного и  личного страхования

Финансы государственных банков

Финансы негосударст-

венных  пред-

приятий и организаций

Финансы акционерных  обществ 

Финансы хозяйственных товариществ 

Финансы производственных кооперативов

Финансы хозяйственных обществ 

Финансы предприятий смешанных форм собственности

Финансы совместных предприятий

Финансы иностранных предприятий

Финансы коммерческих банков

Финансы негосударственных страховых компаний

Финансы специализированных финансовых институтов

Финансы част-

ного  предпри-нимательства

Финансы частного предпринимательства (юридическое лицо)

Финансы частного предпринимательства (без  образования юридического лица)

Финансы регионов (территории-альных образований) Финансы республик

Финансы областей в составе Российской Федерации

Финансы межрегиональных программ

Финансы общественных и религиозных организаций Финансы профессиональных союзов

Финансы политических партий

Финансы добровольных обществ

Финансы благотворительных фондов

Финансы религиозных объединений

 

     Разграничение финансовой системы на отдельные  сферы и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и особой ролью в финансовой системе.

     Каждое  звено финансовой системы выполняет  присущие ему функции. Финансы предприятий  участвуют в создании ВВП, который распределяется внутри предприятий и отраслей экономики. Таким образом финансы предприятий обслуживают материальное производство. Государственный бюджет производит мобилизацию финансовых ресурсов в централизованный фонд государства и производит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, социальными группами населения. Внебюджетные социальные фонды имеют строго целевое назначение. Например, Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий пенсионерам страны.

     Таким образом, каждое звено финансовой системы  представляет собой определенную сферу  финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе функционирования которых образуются и используются фонды денежных средств. 

     Таблица 2. Финансовая система – совокупность финансовых органов и институтов РФ

Государственные финансовые органы и институты Негосударственные финансовые институты
Министерство  финансов

Федеральное казначейство

Государственная налоговая служба

Комитет по финансовому мониторингу 

Государственный таможенный

Комиссия  по рынку ценных бумаг 

Российская  инспекция государственного страхования

Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве)

Счетная палата Федерального Собрания

Государственные социальные фонды (пенсионные, социального  страхования, социального обеспечения)

Гильдия финансистов России

Государственные специальные экономические фонды (НИОКР финансового регулирования в отраслях ТЭК и металлургии, поддержки предпринимательства)

Российский  финансово-банковский союз

Российский  центр содействия иностранным инвестициям  при Министерстве экономического развития и торговли

Фондовые биржи

Страховые компании

Валютные  биржи 

Инвестиционные  институты Паевые инвестиционные фонды  Инвестиционные чековые фонды Российский союз инвесторов Негосударственные  пенсионные фонды

Финансово-промышленные группы Аудиторская палата России

Союз  профессиональных аудиторов

Страховой союз

Гильдия финансистов России Федеральный  общественно-государственный фонд по защите вкладчиков и акционеров

 

     В финансовой системе Российской Федерации  в последнее десятилетие произошли  существенные изменения в связи  с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение содержания федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

     Современная финансовая система РФ включает в  свой состав следующие элементы:

     - государственная бюджетная система:

     - внебюджетные специальные фонды;

     - государственный кредит;

     - финансы хозяйствующих субъектов.

     Первые  три блока финансовых отношений  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и социальных отношений  на макроуровне экономики, а финансы  хозяйствующих субъектов относятся к децентрализованным ресурсам и используются для регулирования и стимулирования социально-экономических отношении па микроуровне экономики.

     Таким образом, финансовая система РФ состоит  из двух сфер: государственные финансы  и финансы хозяйствующих субъектов. Эти сферы включают в свой состав звенья финансовой системы (рис. 1). 

       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Сферы и звенья финансовой системы  Российской Федерации

 

     Центральное место  в финансовой системе России занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Федерации, развития местного самоуправления.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система — это  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность всех бюджетов страны и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Бюджетная система РФ включает в свой состав три элемента:

     - федеральный бюджет;

     - республиканские бюджеты республик в составе РФ. Краевые бюджеты, областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов;

     - бюджеты местных административно-территориальных  образований.

     Основой построения бюджетной системы является государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

     В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она  производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

     Внебюджетные  целевые государственные фонды  – новое звено финансовой системы  Российской Федерации, появившееся  в начале 90-х гг. Внебюджетные целевые  фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными  органами государственной власти и местного самоуправления. Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

     Внебюджетные  фонды по целям деятельности делятся  на социальные, экономические и отраслевые внебюджетные фонды. Социальные федеральные внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения, организующие мобилизацию и использование средств в размерах и на цели, регламентируемые государством. К государственным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд обязательного медицинского страхования. Большую часть доходов фондов составляют средства, уплачиваемые работодателями в рамках единого социального налога.

     За  счет средств Пенсионного фонда  финансируется выплата государственных  пенсий по различным основаниям, финансируются  различные программы по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей. Фондом осуществляются как постоянные, так и единовременные денежные выплаты.

     Фонд  социального страхования призван  способствовать материальному обеспечению  лиц, не участвующих по разным причинам в трудовом процессе. Средства данного  фонда направляются на выплату пособий (в основном, пособий по временной нетрудоспособности).

     Задачами  фонда обязательного медицинского страхования являются: обеспечение  реализации Закона РФ «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации», обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного  медицинского страхования в регионах, обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

     Под государственным кредитом принято  понимать прежде всего отношения, посредством  которых образуется государственный  долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Законодательство предусматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита.

     Государственный долг может быть внутренним (порядок  образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

     Вместе  с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.д. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.

Информация о работе Финансовая система страны, её сферы и звенья