Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:26, реферат

Описание

Финансовая система это сеть финансовых учреждений (коммерческие банки, строительные общества и т.д.) и рынков (денежный рынок, фондовая биржа), которые ведут свою деятельность при помощи различных финансовых операций (банковских депозитов, ценных бумаги акций и т.д.), занимаются переводом денег из одного пункта в другой, а также предоставляют ссуды и кредиты

Содержание


• 1. Дайте понятие «финансовой системы». Назовите и охарактеризуйте ее основные звенья. Каково их назначение
• 2. Охарактеризуйте правовой статус и полномочия Центрального Банка РФ как органа управления банковской системы в России
• 3. Из бюджета, какого уровня бюджетной системы финансируются следующие объекты финансирования и почему
• 4. Задание 4
• 5. Задание 5
• Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Уровни фин системы.docx

— 26.40 Кб (Скачать документ)

Содержание

  • 1. Дайте понятие «финансовой системы». Назовите и охарактеризуйте ее основные звенья. Каково их назначение
  • 2. Охарактеризуйте правовой статус и полномочия Центрального Банка РФ как органа управления банковской системы в России
  • 3. Из бюджета, какого уровня бюджетной системы финансируются следующие объекты финансирования и почему
  • 4. Задание 4
  • 5. Задание 5
  • Список литературы

1. Дайте понятие «финансовой  системы». Назовите и охарактеризуйте  ее основные звенья. Каково их  назначение

Финансовая система это сеть финансовых учреждений (коммерческие банки, строительные общества и т.д.) и рынков (денежный рынок, фондовая биржа), которые ведут свою деятельность при помощи различных финансовых операций (банковских депозитов, ценных бумаги акций и т.д.), занимаются переводом денег из одного пункта в другой, а также предоставляют ссуды и кредиты Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 1996.- с.34.

Финансовые учреждения и рынки занимают ключевые позиции  в экономике как посредники в  направлении сбережений и других средств заемщикам и инвесторам. Они осуществляют стыковку различных  интересов сберегающих вкладчиков и заемщиков и таким образом  обеспечивают более высокий уровень  сбережений и инвестиций в экономике, чем он был бы без них. Вкладчики, прибегающие к услугам финансовых организаций, стараются найти относительно не связанный с риском источник изменения  позиционирования для своих денег, соединяющий легкий доступ к деньгам  с долговременным доходом от инвестиций, который обеспечивает постоянный доход  и/или переоценку капитала. Заемщикам  обычно необходим доступ к средствам, выраженным в различных суммах, для  финансирования кратковременных, средних  и долговременных долгов и инвестиционных проектов, особенно для инвестиций в бизнес, сопряженных с существенным риском.

Финансовые организации  могут состыковать эти различные  требования несколькими способами:

а) комбинируя депозитные счета  и сбережения многих лиц, можно давать большие ссуды;

б) привлекая средства от многих вкладчиков и сберегателей, обеспечивать лицам возврат их средств  по первому требованию, имея в то же время достаточное количество средств и стабильную финансовую базу для предоставления долгосрочных кредитов;

в) владея диверсифицированным  портфелем активов и предоставляя ссуды на различные цели, обеспечить доход по операциям, сопряженным  с риском.

В Великобритании финансовая система регулируется центральным  банком страны (Банком Англии) в комбинации с различными специализированными  органами контроля и регуляции деятельности, такими как управление по ценным бумагам  и инвестициям.

В процессе создания сложной  финансовой системы синтез и анализ могут использоваться поочередно, а  сам процесс имеет характер ряда последовательных приближений - итераций. При этом синтез чаще выполняют эвристически. В процессе анализа ранее эвристически синтезированный вариант может  быть проверен на гибкость, надежность, стойкость, безопасность.

По причине сложности  не всегда возможно исследовать и  провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции - разделению системы на части - и  исследуют эти части как самостоятельные  объекты. В частности, выделяют субъект  и объект управления. Каждая из этих подсистем в ОПС является сложной  системой. Необходимо помнить, что декомпозиция может нарушать свойство эмергентности  системы.

Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами.

В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование  и т.д.

Структура финансовой системы - это совокупность ее элементов  и связей между ними. Известно, что  государственная финансовая система  развитых капиталистических стран  включает четыре звена (подсистемы)

1) государственный бюджет;

2) местные финансы;

3) специальные внебюджетные  фонды;

4) финансы государственных  корпораций Финансы/ Под ред.  В.М. Родионовой. -М.: Финансы и  статистика, 2004.-.

Финансовый институт - любой  из субъектов финансовых отношений, являющийся подсистемой (или элементом) финансовой системы, при реализации соответствующей функции финансовой системы. На множестве “финансовых  институтов” может быть установлена  иерархия, соответствующая иерархии: государство - местные финансы - финансы  предприятий.

Вместе с тем, при установлении иерархии могут быть использованы и  иные подходы, например, срочность, важность подлежащих решению задач.

Следует заметить, что финансовая система страны является одной из быстро развивающихся, подвергающихся реформированию. Наименования важнейших  элементов финансовой системы страны и их полномочия довольно часто изменяются.

В настоящее время наблюдается  некоторое пересечение полномочий и задач финансовых институтов, что  может быть и бывает источником ролевых  конфликтов в финансовой системе. Например, известны дискуссии по распределению  функций и сфер ответственности  при аттестации специалистов и лицензировании юридических лиц в части их работы на рынке ценных бумаг и  т.д.

Поэтому функции элементов  перераспределяются в соответствии с текущим этапом развития финансовых рынков и новыми задачами реформирования экономики. Представляется полезным дальнейшее перераспределение функций элементов  финансовой системы и с учетом разделения задач финансовых целеполагания, маркетинга, менеджмента.

Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все  стадии воспроизводственного процесса может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При  этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости  от воли хозяйствующих субъектов. Такое  движение объективно обеспечивает перераспределение  денежных средств даже тогда, когда  нет их пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь  цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять  отнести цену, зарплату, кредит к  категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно  обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу  финансов, являются налоги.

В состав децентрализованных финансов кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий могут быть включены и денежные распределительные и  перераспределительные отношения  в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан  по сохранению или изменению своего социального статуса;

Финансы играют различную  роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке  в рамках сбытовой стратегии или  маркетинговой стратегии;

Наблюдается все более  тесная связь финансовых отношений  и отношений собственности, что  находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.;

2. Охарактеризуйте правовой статус и полномочия Центрального Банка РФ как органа управления банковской системы в России

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка  России) определяются Конституцией Российской Федерации, ФЗ "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

Правовой статус ЦБ РФ складывается из двух составляющих - государственно-властной (публично-правовой) и гражданско- (частно-) правовой. К числу публично-правовых функций ЦБ РФ относятся: издание  нормативных актов, валютное регулирование  и валютный контроль, регулирование  и лицензирование банковской деятельности, банковский надзор и др. Правоотношения между ЦБ РФ и коммерческими банками  при реализации указанных функций строятся на принципе власти и подчинения. В этих отношениях отсутствует равенство сторон, отношения имеют ярко выраженный вертикальный характер. Однако наряду с публичной деятельностью ЦБ РФ также осуществляет масштабную экономическую деятельность.

Особое положение Центрального банка России гарантируется тем, что его Председатель назначается  на должность и освобождается  от должности Государственной Думой (п. "в" ст. 103) по представлению  Президента Российской. Федерации (п. "г" ст. 83). В ч. 3 ст. 75 Конституции предусматривается, что система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются  федеральным законом. Однако при  этом надо учитывать, что в соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции  определение общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации относится к совместному  ведению Федерации и ее субъектов.

Целями деятельности Банка  России являются:

защита и обеспечение  устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.) ст. 3.

Статья 4 ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" определяет компетенцию  Банка России который выполняет  следующие функции:

1) во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и проводит  единую государственную денежно-кредитную  политику;

2) монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  наличное денежное обращение;

3) является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  их рефинансирования;

4) устанавливает правила  осуществления расчетов в Российской  Федерации;

5) устанавливает правила  проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание  счетов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации, если иное не установлено  федеральными законами, посредством  проведения расчетов по поручению  уполномоченных органов исполнительной  власти и государственных внебюджетных  фондов, на которые возлагаются  организация исполнения и исполнение  бюджетов;

7) осуществляет эффективное  управление золотовалютными резервами  Банка России;

8) принимает решение  о государственной регистрации  кредитных организаций, выдает  кредитным организациям лицензии  на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;

9) осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций  и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию  ценных бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

11) осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды  банковских операций и иных  сделок, необходимых для выполнения  функций Банка России;

12) организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок  осуществления расчетов с международными  организациями, иностранными государствами,  а также с юридическими и  физическими лицами;

14) устанавливает правила  бухгалтерского учета и отчетности  для банковской системы Российской  Федерации;

15) устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;

16) принимает участие  в разработке прогноза платежного  баланса Российской Федерации  и организует составление платежного  баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок  и условия осуществления валютными  биржами деятельности по организации  проведения операций по покупке  и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление  и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения  операций по покупке и продаже  иностранной валюты;

18) проводит анализ и  прогнозирование состояния экономики  Российской Федерации в целом  и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений, публикует  соответствующие материалы и  статистические данные;

19) осуществляет иные  функции в соответствии с федеральными  законами.

Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в  международные суды, суды иностранных  государств и третейские суды.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений  и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Информация о работе Финансовая система