Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:51, лекция
Понятие финансовой системы, теоретические подходы к определению финансовой системы в экономической литературе.
Состав сфер и звеньев финансовой системы, их взаимосвязь.
Характеристика современной финансовой системы Российской Федерации. Изменения, произошедшие в финансовой системе РФ за годы рыночных преобразований.
Дискуссионные вопросы состава финансовой системы в современной экономической литературе
Целью создания некоммерческих организаций, функционирующих в экономиках всех стран, независимо от уровня экономического развития, является производство общественных благ. В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой роль некоммерческих организаций возрастает многократно, поскольку они обеспечивают достижение целей и задач социальной политики. В законодательствах всех стран основным отличительным признаком некоммерческой организации является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и распределения полученной прибыли между участниками
Организационно-правовые
формы некоммерческих организаций также
оказывают влияние на их финансовые отношения,
например, на наличие в их составе членских
взносов, бюджетных средств, на право использования
заемных средств и т.д.
Для
некоммерческих организаций в РФ
предусмотрены следующие
потребительский кооператив,
общественные или религиозные организации (объединения),
учреждения,
благотворительные и иные фонды и др.
В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.д. Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.д.
Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством.
В Российской Федерации большинство некоммерческих организаций созданы именно в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых впервые определен Бюджетным кодексом РФ. При этом в Бюджетном кодексе РФ уточнено (по сравнению с Гражданским кодексом РФ), кто является собственником бюджетного учреждения и за счет каких средств оно финансируется. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса бюджетное учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью.
Под
предпринимательской
Любой гражданин РФ может заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (глава 23) граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Для некоторых видов деятельности необходимо иметь лицензию.
В
настоящее время
Название
следующей сферы применительно к
Российской Федерации - «государственные
и муниципальные финансы» определили
конституционные изменения, произошедшие
в нашей стране в 90-годах прошлого века.
Конституция Российской Федерации провозгласила
принцип самостоятельности местного самоуправления,
органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти.
В 1998 г. Федеральным Собранием Российской
Федерации была ратифицирована принятая
Советом Европы Хартия местного самоуправления,
которая вступила в силу на территории
Российской Федерации с 1 сентября 1998 года2.
Местное самоуправление – одно из проявлений
народовластия, предполагающее самостоятельную
деятельность (непосредственно или через
органы местного самоуправления) по решению
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, исторических и иных
местных традиций. Будучи выражением народовластия,
местное самоуправление составляет одну
из основ конституционного строя Российской
Федерации. Эти изменения привели к тому,
что и рассматриваемая сфера финансовых
отношений стала называться «государственные
и муниципальные финансы», что подчеркивает
самостоятельность последних3.
Звено
бюджетов органов государственной
власти и местного самоуправления власти
в РФ называется «бюджеты органов государственной
власти и местного самоуправления». В
него включаются бюджеты соответственного
уровня власти: федеральный
бюджет, бюджеты субъектов
Российской Федерации (региональные
бюджеты) и местные бюджеты.
Федеральный
бюджет предназначен прежде всего для
финансирования расходов органов государственной
власти Российской Федерации по предметам
ведения Российской Федерации. К ним относятся
такие важные вопросы, как финансирование
фундаментальных исследований; обслуживание
государственного долга Российской Федерации;
финансирование национальной обороны,
государственная поддержка субъектов
хозяйствования, осуществляющих деятельность
в приоритетных для страны в целом отраслях
экономики (капиталоемких, стратегических)
и другие расходы. На федеральном уровне
происходит формирование основных направлений
проводимой бюджетной политики в стране,
определяется основные принципы построения
межбюджетных отношений.
В
соответствии с Конституцией, Российская
Федерация является федеративным государством,
поэтому в финансовой системе бюджеты
органов государственной власти представлены
помимо федерального бюджета еще и бюджетами
субъектов РФ (региональными бюджетами).
Из этих бюджетов финансируются расходы,
соответствующие полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации, например, государственная
поддержка приоритетных для регионов
отраслей экономики (сельское хозяйство,
пищевая, легкая промышленность и т.п.);
государственная поддержка пригородного
(железнодорожного, автомобильного, речного)
транспорта; финансирование основных
социальных расходов и т.д.
В
соответствии со ст. 12 Конституции Российской
Федерации, органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной
власти, однако они имеют право на формирование
местных бюджетов, средства которых направляются
на осуществление расходов по решению
вопросов местного значения, например,
финансирование некоторых видов социальных
расходов, благоустройство и озеленение
территории муниципального образования
и т.п..
Второе
звено сферы государственных и муниципальных
финансов в настоящее время представлено
в Российской Федерации государственными
внебюджетными фондами. В финансовой системе
бывшего Советского Союза, куда входила
и Россия (бывшая РСФСР), не было внебюджетных
фондов, они появились лишь в условиях
перехода нашей страны к рыночным отношениям.
В 90-х гг. XX века в условиях возрастающих
социальных рисков, а также в соответствии
с требованиями международного права,
средства государственного социального
страхования, которые ранее включались
в Государственный бюджет СССР, были выделены
из состава бюджетной системы. Таким образом,
были созданы Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, фонды обязательного
медицинского страхования и Государственный
фонд занятости населения Российской
Федерации (последний упразднен в 2001 г.).
Кроме того, в 90-х гг. было создано множество
внебюджетных фондов экономического назначения
на всех уровнях управления, появились
дорожные фонды, экологические фонды,
фонды финансирования жилищного строительства
и т. д. Введенный в действие Бюджетный
кодекс РФ внес существенные изменения,
касающиеся состава внебюджетных фондов,
механизма их формирования и использования.
В
настоящее время в России функционирует
только три государственных внебюджетных
фонда, это фонды социального назначения
– Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ и фонды обязательного
медицинского страхования, которые представлены
Федеральным и территориальными фондами
обязательного медицинского страхования,
средства которых используются в качестве
дополнительного источника финансирования
социального обеспечения населения. Органы
местного самоуправления не вправе в настоящее
время формировать внебюджетные фонды.
Пенсионный
фонд Российской Федерации - фонд денежных
средств, образуемый вне федерального
бюджета, является основной материальной
базой пенсионного обеспечения в Российской
Федерации. Пенсионный фонд Российской
Федерации – самый крупный из всех государственных
внебюджетных фондов, важное место данного
фонда в составе финансовой системы Российской
Федерации объясняется его социальной
значимостью (в России около 35 млн. пенсионеров),
и большим объемом мобилизуемых в нем
финансовых ресурсов.
Фонд
социального страхования
Российской Федерации является вторым
среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых
финансовых ресурсов, этот фонд предназначен
для осуществления государственных гарантий
по социальному обеспечению граждан в
случае временной нетрудоспособности
при болезни, инвалидности, рождения и
воспитания детей и др.
Фонды
обязательного медицинского
страхования обеспечивают гражданам
Российской Федерации возможность бесплатного
получения некоторых видов медицинской
помощи и лекарственного обеспечения.
Группировка
финансовых отношений по сферам и
звеньям финансовой системы той
или иной страны не является неизменной.
Кардинально финансовая система претерпевает
изменения под влиянием революционных
преобразований, появления новых видов
собственности. По мере развития экономики,
изменения форм финансовых связей внутри
страны и на международной арене, совершенствования
методов хозяйствования в обществе также
могут появляться новые виды финансовых
взаимосвязей. Несмотря на то, что финансовая
система - это совокупность объективно
существующих финансовых отношений, тем
не менее, на состав ее сфер влияет степень
развития этих отношений в обществе, и
развитие научных взглядов по вопросам
сущности финансов. Так, в составе финансовой
системы СССР в качестве одной из сфер
было страхование4, это объяснялось тем,
что в тот период страхование рассматривалось
в составе финансов как экономической
категории. С развитием рыночных отношений
в стране развивались и сами страховые
отношения, усилилась потребность в страховании
в качестве метода страховой защиты имущества
и доходов физических и юридических лиц,
появились новые виды страхования, произошла
демонополизация страхового дела в стране.
Поэтому страхование в настоящее время
рассматривается в качестве самостоятельной
экономической категории, несмотря на
тесную связь финансовых и страховых отношений,
в настоящее время страхование не включается
в состав финансовой системы Российской
Федерации5.
Специфика
каждой сферы и звена финансовой
системы определяет не только особенности
в составе и структуре финансовых ресурсов,
наличии и организационном построении
финансовых фондов, но и оказывает влияние
на процессы финансового планирования
и контроля в разных в сферах и звеньях
финансовой системы.
Вопрос
4. Дискуссионные вопросы
состава финансовой
системы в современной
экономической литературе
В разных учебниках по-разному дается состав финансовой системы. Рассмотрим несколько отечественных учебников, которые дают представление о финансовой системе РФ в настоящее время.
Схема финансовой системы Российской Федерации, представленная в учебнике «Финансы» под ред. Г.Б. Поляка (Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.)
2. Схема финансовой системы Российской Федерации, представленная в учебнике «Финансы» под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти (Финансы: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти — М.: Юрайт, 2006.)
3. Схема
финансовой системы Российской
Федерации, представленная в
4. Схема финансовой системы Российской Федерации, представленная в учебнике «Финансы» под ред. В.В. Ковалева (Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева, — М.: ПРОСПЕКТ, 2008.)