Финансовое обеспечение национальной инновационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:16, доклад

Описание

Исходя из понимания экономики любого уровня как системного динамического организма, наукой доказано и передовой зарубежной практикой подтверждено, что в современных условиях основополагающими факторами развития любой хозяйственной системы являются инновационные факторы, включающие системную технику нового типа, новые технологии, новую организацию труда и производства, новую инновационную систему предпринимательства.

Содержание

1. Национальная инновационная система , ее сущность
и принципы формирования.................................................................... .........3
2. Развитие финансового обеспечения национальной
инновационной системы......................................................................................6
3. Факторы, препятствующе формированию
национальной инновационной системы........................................................13
Литература........................................................................................................19

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛ ИННОВ1.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КАЗАХСКО-ТУРЕЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ  А. ЯСАВИ

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА»

 

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» 

  

     НАУЧНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ  РАБОТА 

     НА  ТЕМУ: 

     «ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ  ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ » 
 
 
 

            Выполнила:  Жайсанбаев Ерлан

       Группа:             ЭКЖ-825

            Научный руководитель: к.э.н.,профессор Кокебаева  А.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание  
 
 

1. Национальная  инновационная система , ее сущность

и принципы  формирования.................................................................... .........3

2. Развитие финансового обеспечения национальной

инновационной системы......................................................................................6

3. Факторы, препятствующе  формированию

национальной  инновационной системы........................................................13

  Литература........................................................................................................19 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
     
     
     
     
     
     
  •  
  • 1. Национальная  инновационная система , ее сущность

    и принципы  формирования 

               Исходя из понимания экономики любого уровня как системного динамического организма, наукой доказано и передовой зарубежной практикой подтверждено, что в современных условиях основополагающими факторами развития любой хозяйственной системы являются инновационные факторы, включающие системную технику нового типа, новые технологии, новую организацию труда и производства, новую инновационную систему предпринимательства.

                Переход на новый тип развития, основанный на преимущественном использовании совокупности инновационных факторов, придает экономике любой хозяйственной системы интенсивность, экономическую устойчивость и конкурентоспособность в рыночной среде.

               Инновационный тип развития характеризуется следующими объективными экономическими тенденциями:

        -  возрастающая интеграция науки, образования, производства и рынка;

        -  усиление инновационной ориентированности инвестиций;

        - рост согласованной интеллектуализации всех видов труда (физического, научно-исследовательского, управленческого, предпринимательского, посреднического);

        - возрастающая взаимозависимость преимущественного типа развития хозяйственных систем разного уровня в макроэкономике (макрорегионального, корпоративного) [31-35].

               Инновационный тип развития экономики основывается на системной интеграции научно-технической сферы в процессы экономического и социального развития. Условием осуществления такой системной интеграции является формирование системы институтов, стимулирующих генерирование научно-технической сферой нововведений, способных создавать новые рынки национальной  продукции и услуг и укреплять конкурентные позиции на традиционных. В результате формируется национальная инновационная система, создающая новые продукты, соответствующие по качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынок имеющемуся платежеспособному спросу [12,с.7;35,с.65].  

               Национальная инновационная система представляет собой систему взаимосвязанных организаций в сфере создания, производства, коммерческой реализации научных знаний и технологий, а также комплекс институтов в сфере обеспечения инновационных процессов. К последним относятся институты правовой, финансовой, социальной сферы  [12,37-39,].

               В исследовании сущности закономерностной специфики эволюции инновационных систем большой вклад был внесен Й.Шумпетером и его последователями (Б.Лундвалл, К.Фримен, Р.Нельсон, Д.Норт). Й.Шумпетер раскрыл теоретическую основу закономерности технологической эволюции и роли инновации в долгосрочном цикле развития науки и технологии. Его последователям принадлежит разработка идеи о взаимосвязи технологических сдвигов и институциональных изменений, технологической и социально-экономической эволюции, анализ подходов к классификации инноваций. Выдвинутая этими учеными концепция национальных инновационных систем базируется на следующих методологических принципах:

        - причиной, вызывающей формирование новых отраслей и рынков на смену «созидательноразрушаемых» устаревших, является конкуренция, основанная на инновациях, которые создаются в результате научно-исследовательской деятельности;

        - особая роль принадлежит творчеству человека, новатора-предпринимателя, который превращает новые идеи в эффективные экономические решения;

        - инновационная система должна базироваться на сети институциональных структур в государственном и частном секторах экономики, которые, находясь в тесном взаимодействии, вызывают, создают и способствуют распространению и внедрению новых технологий.

                В связи с тем, что инновации реализуются, продвигаются к потребителям с обеспечением обратной связи промышленными предприятиями, им принадлежит центральное место в инновационном процессе. Поскольку НИС представляет собой не только совокупность хозяйствующих субъектов, но и отношений между ними, формирование НИС является сложной задачей. Это объясняется тем, что создание НИС не ограничивается лишь обеспечением необходимого количества организаций, способных создавать и распространять новые знания, преобразовывать их в технологии, а включает в себя более сложную задачу  формирования таких институтов, которые в условиях рыночной экономики, оказывая прямое и косвенное влияние на знания и технологии, определяют взаимодействие организационных структур. Институциональная составляющая инновационной системы охватывает взаимосвязи организаций друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний и взаимодействие с экономическими и в целом общественными институтами [12,с.103; 39].

                Для описания взаимодействия элементов НИС может быть использована модель, суть которой сводится к следующему: на начальных стадиях инновационного цикла на государство возлагается вся полнота ответственности, особенно за фундаментальные исследования, а также за те сферы экономики, которые связаны с обеспечением совокупных интересов общества; реализация конечной стадии инновационного цикла, связанной с освоением и тиражированием инноваций, целиком возлагается на товаропроизводителей, а роль государства ограничивается созданием благоприятных институциональных условий для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

                Национальные особенности НИС, складывающие в условиях этой общей модели, выражаются в следующих характеристиках:

        - распределение роли государства и частного сектора в реализации инновационных процессов;

        -   соотношение между крупным и малым бизнесом;

        -   соотношение между стадиями инновационного цикла;

        -   динамика и отраслевая структура инновационной деятельности [32].

               Хотя состав элементов основных звеньев НИС примерно одинаков для любой страны, их соотношение, характер взаимосвязей между ними, процесс создания инновационной системы, ее эффективность складываются под влиянием таких объективных факторов, как размеры территории, наличие природных, трудовых ресурсов, особенности общественно-экономического развития. При формировании инновационных систем особо выделяется значимость наличия интеллектуальных ресурсов. Несмотря на то, что конкретные характеристики НИС, формирующиеся в зависимости от перечисленных факторов, индивидуальны, выбор ее модели должен строиться с учетом общих закономерностей и тенденции становления и развития НИС в других странах.

               Инновационный тип развития экономики, основанный на системной интеграции научно-технической сферы в процессы экономического и социального развития, приводит к формированию национальной инновационной системы, представляющей собой систему взаимосвязанных организаций в сфере создания, производства, коммерческой реализации научных знаний и технологий, а также комплекса институтов в сфере обеспечения инновационных процессов.

               Концепция национальной инновационной системы базируется на таких методологических принципах, как признание роли конкуренции, основанной на инновациях, творчества новатора-предпринимателя, превращающего новые идеи в эффективные экономические решения, государственных и частных институциональных структур, вызывающих, создающих и способствующих распространению и внедрению новых технологий, формировании новых отраслей и рынков.

                Эволюция национальных производительных сил, приводящая к формированию национальной инновационной системы, складывается  как под влиянием общемировых закономерностей циклического технологического развития, так и под влиянием особенностей их действия в специфических условиях каждой страны.  

                 Казахстанская экономика характеризуется наличием предпосылок для формирования национальной инновационной системы и включения в глобальное технико-экономическое развитие: уровень развития промышленного персонала, уровень образованности населения, обеспеченность ресурсами, доступ к внешним источникам информации, наличие базы для развития по пятому и шестому технологическим укладам, а также факторов, тормозящих этому включению: многоукладность, выражающаяся в сохранении первого и второго укладов, расширенном воспроизводстве третьего уклада, слаборазвитости четвертого уклада и полном отсутствии элементов пятого и шестого технологических укладов, отставание фундаментальной науки, ослабление научно-производственного потенциала, отсутствие действенных механизмов активизации инновационной деятельности.

                 В условиях Казахстана представляется целесообразным применение плюралистической стратегии, основанной на сочетании трех типов скоростей развития согласно модели разноскоростного инновационно-технологического развития. Первый тип развития предполагает избирательное развитие четвертого уклада (авто- и тракторостроение, цветная металлургия, органическая химия и нефтепереработка), по второму типу следует направить развитие отраслей пятого уклада (электроника, вычислительная техника, программное обеспечение, авиапромышленность, телекоммуникации и др.), третий тип развития предусматривает создание предпосылок для шестого технологического уклада (биотехнологии, космические технологии, тонкая химия). При этом следует исходить из необходимости дифференцированного подхода, состоящего в концентрации усилий и ресурсов на технологиях, находящихся на ранних стадиях жизненного цикла.

               

        2. Развитие  финансового обеспечения национальной

        инновационной системы

              В республике созданы основные правовые, экономические и социальные условия, обеспечивающие функционирование науки как особо важной для общечеловеческого прогресса сферы и свободное развитие фундаментальных и прикладных научных исследований. Государственная научно-техническая политика, являясь составной частью социально-экономической политики, реализуется путем выбора и стимулирования развития приоритетных направлений науки и техники, исходя из потребностей общества и уровня развития мировой науки, финансирования научных исследований из государственного бюджета, создания экономического механизма государственной поддержки фундаментальных поисковых и прикладных исследований.

            Государство обеспечивает финансовую поддержку развития науки, техники и технологий, предусматривающую многообразие источников финансирования и их целевую направленность. За счет государственных бюджетных средств финансируются, прежде всего, фундаментальные научные исследования и проекты, разрабатываемые в рамках целевых научно-технических программ. Выделение средств, предусмотренных в расходах бюджета для финансирования научных исследований, осуществляется, как правило, по конкурсному отбору на основе всесторонней независимой экспертизы.

            Финансирование фундаментальных научных исследований предполагает предоставление капитальных трансфертов юридическим и физическим лицам на осуществление фундаментальных и прикладных исследований, выплаты государственных премий стипендий. Проведение инициативных и рисковых научных исследований финансируется через Фонд науки.

            Объем затрат на научные исследования и  источники их финансирования определяются по каждому научно-исследовательскому учреждению и учитываются в планах финансирования. Бюджетное финансирование научных исследований, когда средства выделяются на содержание всего научного учреждения в соответствии с планом финансирования, принято называть институциональным способом. В состав затрат научно-исследовательского учреждения, финансируемого из бюджета, входят общие сведения, включая перечень организаций, подчиненных учреждению, расчет расходов на содержание аппарата управления, расчет численности работников, расчет расходов по статьям, распределение затрат по видам работ, подразделениям и темам.

            При проведении научных исследований по заказам или грантам взаимоотношения между заказчиком и исполнителем оформляются договором о выполнении научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, составленном в соответствии с определенными требованиями. Бюджетное финансирование научных исследований, когда средства выделяются на выполнение отдельной темы или определенного проекта, принято называть программно-целевым (селективным) способом. Данный способ финансирования науки считается более прогрессивным, поскольку позволяет создать коллектив, способный достичь конкретного научного результата, выделить наиболее актуальную тему и полностью его профинансировать.

            Функциональная  классификация расходов республиканского бюджета предусматривает подфункцию 04 «Фундаментальные научные исследования», где администратором является Министерство образования и науки. Планирование расходов и выделение ассигнований осуществляется по бюджетной программе «Фундаментальные и прикладные научные исследования».

              Создание условий для модернизации и диверсификации экономики и через эффективное использование фискальных инструментов и поддержание макроэкономической устойчивости.

             В среднесрочном периоде налогово-бюджетная  политика будет ориентирована на реализацию контрциклического подхода при управлении бюджетными расходами.

             В связи с ограниченностью фискальных возможностей для реализации контрцикличной политики, составной частью которой  является программа индустриализации, в 2010-2012 годах будет продолжено привлечение  средств Национального фонда в инвестирование внутренней экономики для создания базовых активов для будущего поколения.

             При этом политика формирования и использования  активов Национального фонда  будет направлена на достижение оптимального баланса между целями сохранения и преумножения сбережений в Фонде и поддержкой программы индустриализации.

             В этих целях будет усовершенствована  действующая Концепция формирования и использования активов Национального  фонда.

             Сохранность сбережений в Национальном фонде  позволит обеспечить макроэкономическую устойчивость и создаст необходимые условия для повышения суверенного рейтинга страны и удешевление внешних заимствований государственного и корпоративного секторов.

             Более активное привлечение средств Национального  фонда в инвестирование внутренней экономики в 2010-2012 годах, после выхода на траекторию экономического роста, сменится политикой  восстановления темпов роста накоплений Фонда докризисного периода.

             В этих целях, после выполнения в 2010-2012 годах основных социальных инициатив, будет обеспечено сдерживание текущих расходов бюджета на уровне, не превышающем ежегодные темпы инфляции.

             В целом, рост государственных расходов будет ограничиваться темпами, не превышающими темпы роста номинального ВВП.

             Расходы бюджета развития после 2012 года сконцентрируются на общеэкономических мерах содействия индустриализации, прежде всего финансировании развития транспортной и инновационной инфраструктуры, человеческого капитала.

             Дефицит бюджета, после некоторого роста  в 2010-2012 годах будет ограничен в пределах 3% к ВВП страны и иметь тенденцию к снижению.

             Ограничение роста государственных расходов после восстановления экономики  и выхода на высокие темпы роста  экономики, будет способствовать снижению инфляционного давления и позволит избежать повторного «перегрева» экономики.

             С целью мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов будет продолжен курс на снижение общей налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, а также  фискальное стимулирование процессов  индустриализации.

             В целях стимулирования инвестиций в модернизацию экономики, наряду с общесистемными мерами экономической политики  предусматривается применение комбинированного пакета селективных мер поддержки приоритетных секторов (проектов).

             Для реализации конкретных проектов будут  использоваться интегрированные финансовые продукты, комбинирующие различные финансовые инструменты и иные меры государственной поддержки инвестиций, включая фискальное стимулирование, гарантирование спроса, размещение на территориях СЭЗ и индустриальных зон и другие.

             Повышение устойчивости финансового сектора, укрепление доверия к финансовому  сектору страны будет способствовать повышению инвестиционной активности. Устойчивость финансовой системы при  расширении спектра предоставляемых  услуг на финансовом рынке обеспечит эффективную мобилизацию финансовых ресурсов на внутреннем рынке для реализации целей по модернизации экономики. 

             Расширение  инструментов финансирования индустриально-инновационного развития

             Увеличение  инвестиций в приоритетные сектора  экономики посредством расширения инструментов и доступности источников финансирования.

             Основными инструментами финансирования и  поддержки инвестиций будут:

             действующие:

        1. бюджетное финансирование;
        2. кредитование проектов БВУ, международными и отечественными институтами развития;
        3. участие в уставном капитале частных инвесторов и национальных компаний;
        4. лизинговое финансирование;
        5. предоставление условных обязательств государством и/или организациями подконтрольными государству;

             новые инструменты:

        1. исламское финансирование;
        2. субсидирование процентной ставки;
        3. бюджетное кредитование институтов развития в целях удешевления кредитования;
        4. выпуск конвертируемых облигаций национальными холдингами.
         

             Инвестиции  в приоритетные сектора экономики  будут обеспечены через применение как используемых, так и новых инструментов финансирования индустриально-инновационного развития:

        1. Прямое бюджетное финансирование будет направлено на развитие общей инфраструктуры, инфраструктуры СЭЗ и индустриальных зон, сервисных услуг (информационная, научно-инновационная поддержка), подготовку трудовых ресурсов.
        2. Частные зарубежные и отечественные инвестиции, включая инвестиции национальных компаний (акционерный и заемный капитал) будут направлены на финансирование проектов в приоритетных секторах экономики.

              Для расширения возможностей инвестирования экономики предусматриваются следующие меры:

             2.1) Поддерживающие мероприятия из  бюджета и Национального фонда:

             - капитализация АО «Банк Развития  Казахстана» в целях создания  дополнительного плеча для внешнего  заимствования, а также его бюджетное кредитование для удешевления предоставляемых займов;

             - капитализация и/или кредитование  АО «ФРП «Даму», АО «НУХ «КазАгро» для финансирования проектов МСБ в приоритетных секторах экономики;

             - капитализация АО «Национальный  инновационный фонд», АО «Инновационный фонд Казахстана» для финансирования (участие в капитале) инвестиционных и инновационных проектов в приоритетных секторах экономики;

             - капитализация АО «Kazyna Capital Management» с целью создания совместных фондов (инвестиционных, венчурных, региональных)  с зарубежными партнерами для дальнейшего финансирования проектов в приоритетных секторах экономики на территории Республики Казахстан;

             - субсидирование ставки вознаграждения  по кредитам, выдаваемым банками  второго уровня предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции, приоритетных секторов обрабатывающей промышленности;

             - выпуск и размещение национальными  управляющими холдингами облигаций  для привлечения долгосрочного  финансирования из Национального  фонда РК.

             2.2) Поддерживающие мероприятия без  привлечения прямых бюджетных  средств и дополнительные методы  поддержки: 

             - предоставление государством гарантий  международным финансовым организациям  в целях привлечения институтами  развития заимствования для дальнейшего финансирования ими проектов малого и среднего бизнеса через банки второго уровня;

             - предоставление государством поручительств  для эмитентов инфраструктурных  облигаций в рамках реализации  концессионных проектов;

             - предоставление корпоративных гарантий (поручительств)  институтами развития банкам второго уровня для финансирования ими инвестиционных проектов и проектов малого и среднего бизнеса и агропромышленного комплекса.

          1. Стимулирование мобилизации внутренних источников финансирования экономики за счет:

             - развития биржевого и внебиржевого рынка ценных бумаг;

             - аккумулирования внутренних сбережений  населения и роста депозитной  базы;

             - привлечения средств накопительных  пенсионных и страховых фондов. 

          1. Развитие  альтернативных источников финансирования экономики

             - исламского финансирования (Сукук,  Мушарака, Мудараба, Мурабаха, Иджара, Салям и др.);

             - привлечения финансирования от  экспортных кредитных агентств (при  импорте оборудования);

             - выпуск конвертируемых облигаций  национальными холдингами.

             Для привлечения инвестиций и содействия в реализации конкретных проектов будет использоваться комбинация различных финансовых и нефинансовых инструментов в зависимости от уровня необходимой государственной поддержки:

             1) Частные инвестиции в сочетании   с финансовой поддержкой институтов развития/национальных компаний:

             - кредитование проектов АО «Банк Развития Казахстана», АО «БРК-Лизинг», АО «ФРП «Даму», АО «Евразийский Банк Развития», социально-предпринимательскими корпорациями, АО «Казагрофинанс», АО «Аграрная кредитная корпорация», АО «Продовольственная контрактная корпорация».

             При этом АО «Банк Развития Казахстана»  сконцентрируется на кредитовании, лизинговом финансировании проектов, включенных в Республиканскую карту индустриализации, а также крупных проектов, включенных в Региональные карты индустриализации.

             АО  «ФРП «Даму» будет сосредоточено  на кредитовании, а также субсидировании ставок вознаграждения по кредитам предоставляемых  банками второго уровня для финансирования проектов субъектов малого и среднего бизнеса, включенных в Региональные карты индустриализации.

             - участие в акционерном капитале финансируемых предприятий АО «Инвестиционный Фонд Казахстана», АО «Национальный Инновационный Фонд», совместных фондов с участием АО «Kazyna Capital Management», социально-предпринимательских корпораций, национальных компаний, национальных управляющих холдингов.

             2) Частные инвестиции для реализации  концессионных проектов с софинансированием  или компенсацией инвестиций  из бюджета; 

             3) Частные инвестиции в сочетании  с территориальными мерами государственной поддержки (размещение на территории СЭЗ и индустриальных зон с подготовленной инфраструктурой);

             4) Частные инвестиции в сочетании  с нефинансовыми мерами государственной  поддержки.

             Данные  меры поддержки будут предоставляться  на индивидуальной основе, в соответствии с планами мероприятий по реализации проектов, включенных в сводную Карту индустриализации после прохождения необходимых процедур.

             Банки второго уровня в целом сконцентрируются на предоставлении краткосрочного кредитования субъектов экономики.

         

             Фискальное  стимулирование привлечения  инвестиций и технологической  модернизации

             В Налоговом кодексе предусмотрено последовательное уменьшение ставки корпоративного подоходного налога (КПН) до 17,5 процентов в 2013 году и до 15 процентов в 2014 году.

             В дополнение к снижению ставки КПН  значительно упрощен порядок  получения инвестиционных налоговых преференций (далее – ИНП), которые заключаются в отнесении на вычеты расходов налогоплательщиков единовременно или в течение 3 лет по приобретению, строительству зданий, сооружений производственного назначения, машин и оборудования, а также расходов на их реконструкцию и модернизацию.

             Увеличение  срока переноса убытков с 3 до 10 лет позволит воспользоваться преимуществами инвестиционной льготы.

             Снижение  с 2009 года ставки налога на добавленную стоимость до 12 процентов  делает казахстанскую ставку НДС одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога.

             Возврат превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, направлен на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно, в период модернизации и обновления основных средств.

             Предусмотрено освобождение от НДС оборотов по реализации инфраструктурных проектов в рамках концессионных договоров.

             До 2012 года будет сохранено освобождение от НДС импорта оборудования непроизводимого  в Казахстане, реализации с территории «свободного склада», а также  передачи имущества в финансовый лизинг.

             По налогу на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сокращены объекты налогообложения, что позволяет не взимать налог с оборудования и машин и стимулирует обновление активной части основных фондов.

             Предусмотрены и будут использованы налоговые и таможенные льготы на территориях специальных экономических зон (далее - СЭЗ), а также дополнительное налоговое стимулирование развития инфокоммуникационной отрасли на территории СЭЗ «Парк информационных технологий» посредством введения льготной ставки социального налога.

             Предполагается  внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс в части  предоставления дополнительных налоговых  льгот предприятиям для стимулирования проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ.

             Для содействия  модернизации производств в рамках таможенного законодательства предусматривается:

             - освобождение от обложения таможенными  пошлинами товаров, ввозимых на  территорию СЭЗ, в соответствии  с перечнем, определяемым Правительством;

             - освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в таможенном режиме «свободный склад»;

             - освобождение от обложения таможенных  пошлин технологического оборудования, комплектующих и запасных частей  к нему, сырья и материалов, ввозимых  в рамках реализации инвестиционных  проектов.

             В целях стимулирования развития высоких  переделов металлургической продукции  будет рассмотрен вопрос о поэтапном  введении экспортных таможенных пошлин на их вывоз. 
         
         
         
         

        3. Факторы, препятствующе   формированию

        национальной  инновационной системы 

                   Инновационный тип развития экономики основывается на системной интеграции научно-технической сферы в процессы экономического и социального развития. Условием осуществления такой системной интеграции является формирование системы институтов, стимулирующих генерирование научно-технической сферой нововведений, способных создавать новые рынки национальной  продукции и услуг и укреплять конкурентные позиции на традиционных. В результате формируется национальная инновационная система, создающая новые продукты, соответствующие по качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынок имеющемуся платежеспособному спросу.

                    Национальная инновационная система представляет собой систему взаимосвязанных организаций в сфере создания, производства, коммерческой реализации научных знаний и технологий, а также комплекс институтов в сфере обеспечения инновационных процессов к которым относятся институты правовой, финансовой, социальной сферы. 

             Формирование  Национальной  инновационной системы  Казахстана берет начало с 2003 года,   когда были  созданы   составляющие  ее  объекты институциональной и   физической инфраструктуры. Объекты институциональной     инфраструктуры включали: АО «Национальный инновационный фонд» (АО «НИФ»)  для обеспечения проектного финансирования, АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» для обспечения инжиниринг и трансферт технологий, ряд венчурных фондов с участием АО «НИФ» для  обеспечения венчурного финансирования. Объекты   физической инфраструктуры  составили 4 технопарка в городах Алматы, Караганда, Уральск, а также ПИТ «Алатау».

             Как показывает  практика, принятые меры меры по формированию инновационной  инфраструктуры  на поривело  к  ощутимым сдвигам в сфере  инновационного развития нашей страны.   По-прежнему, как и  в прошлые годы, динамичному    развитию  казахстанской экономики, достижению     стратегических  целей повышения  благосостояния народа  препятствуют  сырьевая направленность экономики,  слабая интегрированность с мировой экономикой, неразвитость производственной инфраструктуры,  общая техническая и технологическая  отсталость предприятий, отсутствие действенной связи  науки с производством, отсутствие  финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

               Об  отсутствии  ощутимых сдвигов в  формировании инновационной экономики  в Казахстане  свидетельствует  межстрановые  сравнения по индексу    уровня применения знаний в экономике (KEI) и индексу   Innovation System.    В 2009 году   по   индексу KEI  (уровню применения знаний в экономике)  Казахстан  можно было сравнить  с такими странми, как  Ямайка и Монголия, где доходы населения значительно ниже. По  этому  индексу наша страна значительно отстает  от стран, имеющих сопоставимый уровень ВВП на душу населения (Чили, Малайзия и Турция),  то есть  казахстанская экономика  является  менее конкурентоспособной. А по индексу Innovation System наша страна находится на  одном уровне  с отсталыми  африканскими странами (Ангола, Зимбабве),  характеризующимися  в 18 раз  ниже  ВВП на душу населения [1].  

               Таблица 1- Основнае показатели   инновационной деятельности Республики Казахстан за 2006-2010 г.г.

         
        Показатели
         
        2006
         
        2007
         
        2008
         
        2009
         
        2010
        2010г.  к 2006г.  в %
        Валовый внутренний продукт,

        млрд. тенге

         
        10213,7
         
        12849,8
         
        16052,9
         
        17007,6
         
        21647,7
         
        211,9
        Внутренние  затраты на исследования и разработки , млн. тенге 24799,9 26836,0 34761,6 38988,7 33466,8 134,9
          к валовому внутреннему продукту  в % 0,24 0,21 0,22 0,23 0,15  
        Число организаций, выполнявших исследования и разработки 437 438 421 414 424 97,0
        Объем научно-технических работ,

         млн. тенге

        35571,6 37041,8 49778,7 46826,6 57510,1 161,7
        % 100 100 100 100 100  
        в том числе:

        объем исследований и разработок,

        млн. тенге

         
        33057,1
         
        32220,2
         
        40172,5
         
        36998,4
         
        44577,9
         
        134,8
        % 92,9 87,0 80,7 79,0 77,5  
        объем научно-технических услуг, млн.

        тенге

        2514,5 4821,6 9606,2 9828,2 12932,2 514,3
        % 7,1 13,0 19,3 21,0 22,5  
        Объем научно-технических работ на душу населения, тыс. тенге 2,3 2,9 3,1 2,9 3,5 152,2
         

               Согласно  статистическим данным, объем инновационной продукции  за последние четыре года  снизился  на 6,8% и составил в  2010 году   142,2 млрд.тенге  или  0,66% от ВВП [2]. За   этот период  произошло уменьшение  количества предприятий, имеющих завершенные технологические  инновации, на  31,6%  или почти на  одну треть. При этом  произошло увеличение общих затрат  на технологические инновации в 2,8 раза.  Учитывая  временную отдаленность результатов технологических нововведенний, возможно  следует ожидать влияние этих затарт на количественные и качественны параметры инновационнной деятельности  в ближайшей перспективе.

              Показатель  уровня   инновационной активности предприятий, являющийся   обобщающим показателем  уровня инновационного развития страны и определяемый в виде  удельного веса инновационно-активных предприятий в общем их числе, снизился  за  эти годы с 4,8% до 4,3 %.  По этому показателю  сохраняется многократное отставание от   других стран мира, включая и постсоветские    страны:  в США этот показатель составляет порядка 50%, в Турции - 33%, в Венгрии - 47%, в Эстонии - 36%, в России - 9,1% [1].  

               Таблица 2- Основные показатели инновационной активности предприятий Республики Казахстан за 2007-2010 г.г. 

         
        Показатели
         
        2007
         
        2008
         
        2009
         
        2010
        2010 г к 2007г.  в  %
        Количество  предприятий, имеющих завершенные технологические инновации, единиц 361 316 293 247 68,4
        Уровень инновационной активности предприятий, в % 4,8 4,0 4,0 4,3  
        Объем инновационной продукции, млн. тенге  152500,6 111531,1 82597,4 142166,8 93,2
        из  нее:

        продукция, вновь  внедренная или подвергавшаяся изменениям в течение последних трех лет

         
        107585,8
         
        89650,3
         
        71591,5
         
        124587,5
         
        115,8
        продукция, подвергавшаяся усовершенствованию в течение последних трех лет 38818,0 15492,4 7408,0 13176,1 33,9
        прочая  инновационная продукция 5936,5 5474,9 1575,8 915,3 15,4
        Общие затраты на технологические  инновации 83523,4 113460,1 61050,9 235501,7 281,9

               Как видим,  в нашей стране еще  не  сформирована                     система  конвертирования отечественных и зарубежных  знаний в национальное богатство,  основанная на  эффективно  функционирующей  национальной  инновационной системе.

           В этой связи повышается  значимость выработки и реализации новых подходов к формированию Национальной инновационной системы, повышению эффективности взаимодействия ее элементов (включая восполнение недостающих звеньев в «цепи» инновационной поддержки), а также усилению взаимодействия и координации этих элементов для достижения конечной цели. Поэтому, представляется целесообразным рассмотрение  таких  факторов, препятствующих формированию  национальной инновационнлой системы, как  производственно-технологические, экономические  и институциональ-ные.

                 Производственно-технологические  факторы, связанные с    недооценкой значимости  и масштабов необходимых изменений, направленных на смену  технологических укладов, переориентацию страны на инновационный путь развития, на новое качество роста  экономики. Поскольку  для совершения технологического прорыва  недостаточно  возможностей малого и среднего бизнеса, необходимо приведение в  действие потенциала  крупных компаний на основе  единой индустриальной политике и создания инфраструктуры  национальной  инновационной системы.

           В связи с этим, по нашему  мнению,  значительные возможности    для  весомых   сдвигов    в повышении  инновационной активности   крупных предприятий  открываются  в Инновационной программе, принятой к  реализации в  ФНБ  «Самрук-Казына» [3 ].

             В 2010 году Фондом направлено на финансирование НИОКР  2,4% чистой  прибыли или 8 млрд. тенге. Эти объемы  финансирования научных разработок, осуществленные шестью  дочерними компаниями ФНБ (КМГ,  КТЖ, Казатомпром, Казахтелеком, Самрук-Энерго, КЕGOC. - «ЭК»)  составляет около четверти  объема  финансирования научных разработок в целом по стране ( 33,5 млрд. тенге). А к  2015 году  предполагается    доведение масштабов  финансирования научных разработок до 72 млрд.тенге.

             В тоже время  в вышеназванных  дочерних  компаниях  фонда  отмечаются такие  недостатки  в сфере  инновационного менеджмента,  как недостаточное   обоснование   инновационной стратегии, отстутствие  эффективного механизма  финансирования  инноваций, неудовлетворительное  состояние   и низкая результативность  инновационной  инфраструктуры.  Так,   по результатам   аудита  инновационной деятельности    только  три компании  - КТЖ, Казатомпром и Казахтелеком  имеют 50- процентный  рейтинг по  100-процентной  шкале,  оценивающей наличие   инновационной инфраструктуры и результативность ее  функционирования, а  остальные - не преодолели  порога в  25 процентов.

             В этих условиях   в ФНБ «Самрук-Казына»,  принято решение об организации эффективной, системной работе по стимулированию и внедрению инноваций. В этих целях намечаются мероприятия по  формированию инновационной  инфраструктуры, по повышению статуса  научно-технических советов, по  разработке  необходимых регламентов и положений. Поскольку отсутствие опытно-испытательных участков в подавляющем большинстве компаний ФНБ   препятствует  осуществлению  процессов   коммерциализации инновационных продуктов, предполагается    создание таких участков.    

                  Для привлечения отечественного   инновационного потенциала  планируются   организационные  меры по  развитию  сотрудничества с научно-исследовательскими учреждениями страны. Кроме того,  определен комплекс мероприятий  по развитию инновационной культуры,  организацию системы  управления интеллектуальной собственностью,  включающей  проведение инвентаризации  патентов, технологических  лицензий и соглашений,  а также  контроль  за их использованием.

             В результате мониторинга инновационной  деятельности выявлен перечень    целесообразных для  внедрения  19 инновационных проектов на общую  сумму  850 млн. тенге. При этом следует  отметить  значительную  отраслевую диверсифицированность проектов, поскольку  7  проектов  связаны со сферой логистики и транспорта,  6 – с нефтехимией и химией, 2 -  с добычей урана и редких металлов, 2- с  энергетикой, 1- с добычей  углеводородов, 1- с телекоммуникациями.

             Экономические факторы, препятствующие  формированию национальной инновационной системы,  сопряжены с  тем, что высокая  капиталоемкость и длительность сроки окупаемости  нововведений  в условиях   недостаточности  финансирования  препятствуют  внедрению  инноваций  в производство. К примеру,  в 2010 году  затраты на технологические инновации  по всем источникам финансирования составили  всего лишь 235,5 млрд. тенге или 1,1 % от ВВП. При этом    структура источников  финансирования  технологических инноваций характеризуется    преобладанием  собственных средств предприятий:   93,2 %   в 2010 году,  при мизерной доле  средств государственного бюджета – около 2,3 %  [2 ]. 

               Таблица 3- Затраты  на технологические инновации по источникам финансирования Республики Казахстан за 2006-2010 г.г.

         

         
        Показатели
         
        2006
         
        2007
         
        2008
         
        2009
         
        2010
        2010г.  к 2006г.  в %
        Всего, млн. тенге

        %

        79985,9

        100

        83523,4

        100

        113460,1

        100

        61050,9

        100

        235501,7

        100

        294,7
          в том числе:

        республиканский бюджет, млн. тенге

        %

         
        6478,4

        8,1

         
        4359,7

        5,2

         
        5613,2

        4,9

         
        4968,3

        8,1

         
        5516,6

        2,3

         
        85,1
        из  них:

        средства  институтов развития, млн. тенге

        %

         
        16,3

        0,0

         
        23,2

        0,0

         
        1536,3

        1,4

         
        682,3

        1,1

         
        2949,7

        1,2

         
        в 180,1 раза
        местный бюджет, млн. тенге

        %

        2312,2

        2,9

        184,5

        0,2

        36,9

        0,0

        378,4

        0,6

        44,2

        0,0

        1,9
        собственные средства предприятий, млн. тенге

        %

        68407,3

        85,5

        70576,3

        84,6

        96860,0

        85,4

        54059,9

        88,5

        219441,9

        93,2

        в 3,2 раза
        иностранные инвестиции, млн. тенге

        %

        2762,7

        3,4

        8379,7

        10,0

        9413,6

        8,3

        961,5

        1,5

        2177,9

        0,9

        78,8
         

               К институциональным факторам, препятствующим  формированию национальной инновационной системы  относятся отсутствие системности в развитии инновационной инфраструктуры,   слабая связь науки и безнеса, обусловленная  недостатками в организации  деятельности субъектов  научной сферы, инстититутов развития,  а также  незаинтересованности  предпринимательского сектора вро внедрении инноваций в производство.

             Как показыают результаты аналитических    обследований научной сферы,   нициативный характер     большинства проектов по разработке инновационной продукции, не являющихся   региональными или научно-техническими заказами, вынуждает  разработчиков  заниматься поиском покупателей  изобретений. А отсутствие  прямой связи определяемого государственными органами самостоятельно  государственного заказа  с потребностями бизнеса приводит в разрыву связей  наукой и производством. 

             Следовательно, модель управления и финансирования казахстанской прикладной науки в настоящее время не способна  обеспечить создание конкурентоспособных отраслей и производств в силу  ее оторванности от  решения  конкретных технологических задач бизнеса, сосредоточенностью  в значительной степени на собственных научных интересах, отсутствия   ориентации на востребованный результат и коммерческую значимость исследований.

           В связи  с этим  представляется  целесообразным дополнение  институциональной организации инновационной деятельности на основе  создания и развития сети офисов коммерциализации как связующего звена межу инноваторами и потребителями инноваций. 

           В целях   формирования предпринимательской среды в области коммерциализации инноваций, оказания помощи малым инновационным компаниям и крупным предприятиям при трансферте технологий, определения технологий, обладающих потенциалом для коммерциализации для создания новых технологических компаний с конкурентоспособными и технологическими решениями, в системе «Национального инновационного фонда»   создается  комплекс структур,  ориентированных на решение вопросов  коммерциализации инноваций. Так,   на базе двух НИИ и семи  вузов открываются девять пилотных офисов коммерциализации, планируется создание  Методологического центра коммерциализации инновационных проектов, задачами  которого определено   обеспечение   нормативно-правовой и методической базы   процессов коммерциализации, консультирование и обучение субъектов инновационной деятельности.  Кроме того,  предполагается оказание содействия в создании коммерческих центров коммерциализации технологий в ключевых регионах страны и приоритетных отраслях технологического развития [4 ].

           Офисы  коммерциализации  должы обеспечить  условия для   налаживания связей субъектов  научной сферы с бизнесом,   для поиска потенциальных инвесторов, для   решения  вопросов, касающихся   защиты интеллектуальной собственности, для определения   возможностей лицензирования технологий,  для организации   маркетинговых исследований и для  развития бизнес-моделей новых высокотехнологичных предприятий.  

            ЛИТЕРАТУРА 

         1.Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, Астина, 2009

         2.«Казахстан  в 2010 году». Статистический сборник. – Астана: 

        3..Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, Астина, 2009

        4.Нацкомпании покажут пример внедрения инноваций/ Эксперт-Казахстан, 07.11. 2011

         5.НИФ откроет офисы коммерциализации на базе НИИ и вузов. www.inti.kz  
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

             ДОКЛАД

         

                    Инновационный тип развития экономики основывается на системной интеграции научно-технической сферы в процессы экономического и социального развития. Условием осуществления такой системной интеграции является формирование системы институтов, стимулирующих генерирование научно-технической сферой нововведений, способных создавать новые рынки национальной  продукции и услуг и укреплять конкурентные позиции на традиционных. В результате формируется национальная инновационная система, создающая новые продукты, соответствующие по качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынок имеющемуся платежеспособному спросу.

                    Национальная инновационная система представляет собой систему взаимосвязанных организаций в сфере создания, производства, коммерческой реализации научных знаний и технологий, а также комплекс институтов в сфере обеспечения инновационных процессов к которым относятся институты правовой, финансовой, социальной сферы. 

             Формирование  Национальной  инновационной системы  Казахстана берет начало с 2003 года,   когда были  созданы   составляющие  ее  объекты институциональной и   физической инфраструктуры. Объекты институциональной     инфраструктуры включали: АО «Национальный инновационный фонд» (АО «НИФ»)  для обеспечения проектного финансирования, АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» для обспечения инжиниринг и трансферт технологий, ряд венчурных фондов с участием АО «НИФ» для  обеспечения венчурного финансирования. Объекты   физической инфраструктуры  составили 4 технопарка в городах Алматы, Караганда, Уральск, а также ПИТ «Алатау».

             Как показывает  практика, принятые меры меры по формированию инновационной  инфраструктуры  на поривело  к  ощутимым сдвигам в сфере  инновационного развития нашей страны.   По-прежнему, как и  в прошлые годы,  динамичному    развитию  казахстанской экономики, достижению     стратегических  целей повышения  благосостояния народа  препятствуют  сырьевая направленность экономики,  слабая интегрированность с мировой экономикой, неразвитость производственной инфраструктуры,  общая техническая и технологическая  отсталость предприятий, отсутствие действенной связи  науки с производством, отсутствие  финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

               Об  отсутствии  ощутимых сдвигов в  формировании инновационной экономики  в Казахстане  свидетельствует  межстрановые  сравнения по индексу    уровня применения знаний в экономике (KEI) и индексу   Innovation System.    В 2009 году   по   индексу KEI  (уровню применения знаний в экономике)  Казахстан  можно было сравнить  с такими странми, как  Ямайка и Монголия, где доходы населения значительно ниже. По  этому  индексу наша страна значительно отстает  от стран, имеющих сопоставимый уровень ВВП на душу населения (Чили, Малайзия и Турция),  то есть  казахстанская экономика  является  менее конкурентоспособной. А по индексу Innovation System наша страна находится на  одном уровне  с отсталыми  африканскими странами (Ангола, Зимбабве),  характеризующимися  в 18 раз  ниже  ВВП на душу населения [1].  

               Таблица 1- Основнае показатели   инновационной деятельности Республики Казахстан за 2006-2010 г.г.

         
        Показатели
         
        2006
         
        2007
         
        2008
         
        2009
         
        2010
        2010г.  к 2006г.  в %
        Валовый внутренний продукт,

        млрд. тенге

         
        10213,7
         
        12849,8
         
        16052,9
         
        17007,6
         
        21647,7
         
        211,9
        Внутренние  затраты на исследования и разработки , млн. тенге  
        24799,9
         
        26836,0
         
        34761,6
         
        38988,7
         
        33466,8
         
        134,9
          к валовому внутреннему продукту  в % 0,24 0,21 0,22 0,23 0,15  
        Число организаций, выполнявших исследования и разработки 437 438 421 414 424 97,0
        Объем научно-технических работ,

         млн. тенге

         
        35571,6
         
        37041,8
         
        49778,7
         
        46826,6
         
        57510,1
         
        161,7
        % 100 100 100 100 100  
        в том числе:

        объем исследований и разработок,

        млн. тенге

         
        33057,1
         
        32220,2
         
        40172,5
         
        36998,4
         
        44577,9
         
        134,8
        % 92,9 87,0 80,7 79,0 77,5  
        объем научно-технических услуг, млн.  

        тенге

         
        2514,5
         
        4821,6
         
        9606,2
         
        9828,2
         
        12932,2
         
        514,3
        % 7,1 13,0 19,3 21,0 22,5  
        Объем научно-технических работ на душу населения, тыс. тенге  
        2,3
         
        2,9
         
        3,1
         
        2,9
         
        3,5
         
        152,2
         

               Согласно  статистическим данным, объем инновационной  продукции  за последние четыре года  снизился  на 6,8% и составил в  2010 году   142,2 млрд.тенге  или  0,66% от ВВП [2]. За   этот период  произошло уменьшение  количества предприятий, имеющих завершенные технологические  инновации, на  31,6%  или почти на  одну треть. При этом  произошло увеличение общих затрат  на технологические  инновации в 2,8 раза.  Учитывая  временную  отдаленность результатов  технологических нововведенний, возможно  следует ожидать   влияние  этих затарт на количественные и качественны параметры  инновационнной деятельности  в ближайшей перспективе.

              Показатель  уровня   инновационной активности предприятий, являющийся   обобщающим показателем  уровня инновационного развития страны  и  определяемый в  виде  удельного веса инновационно-активных предприятий в общем их числе, снизился  за  эти годы с 4,8% до 4,3 %.  По этому показателю  сохраняется многократное отставание от   других стран мира, включая и постсоветские    страны:  в США этот показатель составляет порядка 50%, в Турции - 33%, в Венгрии - 47%, в Эстонии - 36%, в России - 9,1% [1].  

               Таблица 2- Основные показатели инновационной  активности предприятий Республики Казахстан за 2007-2010 г.г. 

         
        Показатели
         
        2007
         
        2008
         
        2009
         
        2010
        2010 г к 2007г.  в  %
        Количество  предприятий, имеющих завершенные технологические инновации, единиц 361 316 293 247 68,4
        Уровень инновационной активности предприятий, в % 4,8 4,0 4,0 4,3  
        Объем инновационной продукции, млн. тенге  152500,6 111531,1 82597,4 142166,8 93,2
        из  нее:

        продукция, вновь  внедренная или подвергавшаяся изменениям в течение последних трех лет

         
        107585,8
         
        89650,3
         
        71591,5
         
        124587,5
         
        115,8
        продукция, подвергавшаяся усовершенствованию в течение последних трех лет 38818,0 15492,4 7408,0 13176,1 33,9
        прочая  инновационная продукция 5936,5 5474,9 1575,8 915,3 15,4
        Общие затраты на технологические  инновации 83523,4 113460,1 61050,9 235501,7 281,9

               Как видим,  в нашей стране еще  не  сформирована                     система  конвертирования отечественных  и зарубежных  знаний в национальное богатство,  основанная на  эффективно  функционирующей национальной  инновационной системе.

           В этой связи повышается  значимость выработки и реализации новых подходов к формированию Национальной инновационной системы, повышению эффективности взаимодействия ее элементов (включая восполнение недостающих звеньев в «цепи» инновационной поддержки), а также усилению взаимодействия и координации этих элементов для достижения конечной цели. Поэтому, представляется целесообразным рассмотрение  таких  факторов, препятствующих формированию  национальной инновационнлой системы, как  производственно-технологические, экономические  и институциональ-ные.

                 Производственно-технологические  факторы, связанные с    недооценкой  значимости  и масштабов необходимых  изменений, направленных на смену  технологических  укладов, переориентацию страны на инновационный путь развития, на новое качество роста  экономики. Поскольку  для совершения технологического прорыва  недостаточно  возможностей малого и среднего бизнеса, необходимо приведение в  действие потенциала  крупных компаний на основе  единой индустриальной политике и создания инфраструктуры  национальной  инновационной системы.

           В связи с этим, по нашему  мнению,  значительные возможности    для  весомых   сдвигов    в  повышении  инновационной активности   крупных предприятий  открываются  в Инновационной программе, принятой к  реализации в  ФНБ  «Самрук-Казына» [3 ].

             В 2010 году Фондом направлено на финансирование НИОКР  2,4% чистой  прибыли или 8 млрд. тенге. Эти объемы  финансирования научных разработок, осуществленные шестью  дочерними компаниями ФНБ (КМГ,  КТЖ, Казатомпром, Казахтелеком, Самрук-Энерго, КЕGOC. - «ЭК»)  составляет около четверти  объема  финансирования научных разработок в целом по стране ( 33,5 млрд. тенге). А к 2015 году  предполагается    доведение масштабов  финансирования научных разработок до 72 млрд.тенге.

             В тоже время  в вышеназванных  дочерних  компаниях  фонда  отмечаются такие  недостатки  в сфере  инновационного менеджмента,  как недостаточное   обоснование   инновационной стратегии, отстутствие  эффективного механизма  финансирования  инноваций, неудовлетворительное  состояние   и низкая результативность  инновационной  инфраструктуры.  Так,   по результатам   аудита  инновационной деятельности    только  три компании  - КТЖ, Казатомпром и Казахтелеком  имеют 50- процентный  рейтинг по  100-процентной  шкале,  оценивающей наличие   инновационной инфраструктуры и результативность ее  функционирования, а остальные - не преодолели  порога в 25 процентов.

             В этих условиях   в ФНБ «Самрук-Казына»,  принято решение об организации эффективной, системной работе по стимулированию и внедрению инноваций. В этих целях намечаются мероприятия по  формированию инновационной инфраструктуры, по повышению статуса научно-технических советов, по  разработке  необходимых регламентов и положений. Поскольку отсутствие опытно-испытательных участков в подавляющем большинстве компаний ФНБ   препятствует  осуществлению  процессов   коммерциализации инновационных продуктов, предполагается    создание таких участков.    

                  Для привлечения отечественного   инновационного потенциала  планируются   организационные  меры по  развитию  сотрудничества с научно-исследовательскими  учреждениями страны. Кроме того,  определен комплекс мероприятий   по развитию инновационной культуры,  организацию системы  управления интеллектуальной собственностью,  включающей  проведение инвентаризации  патентов, технологических  лицензий и соглашений,  а также  контроль  за их использованием.

             В результате мониторинга инновационной  деятельности выявлен перечень    целесообразных для  внедрения  19 инновационных проектов на общую  сумму  850 млн. тенге. При этом следует  отметить  значительную  отраслевую диверсифицированность проектов, поскольку  7  проектов  связаны со сферой логистики и транспорта,  6 – с нефтехимией и химией, 2 -  с добычей урана и редких металлов, 2- с  энергетикой, 1- с добычей  углеводородов, 1- с телекоммуникациями.

             Экономические факторы, препятствующие  формированию национальной инновационной системы,  сопряжены с  тем, что высокая капиталоемкость и длительность сроки окупаемости  нововведений  в условиях   недостаточности финансирования  препятствуют  внедрению инноваций  в производство. К примеру,  в 2010 году  затраты на технологические инновации  по всем источникам финансирования составили  всего лишь 235,5 млрд. тенге или 1,1 % от ВВП. При этом    структура источников  финансирования  технологических инноваций характеризуется    преобладанием собственных средств предприятий:   93,2 %   в 2010 году,  при мизерной доле  средств  государственного бюджета – около 2,3 %  [2 ]. 

               Таблица 3- Затраты  на технологические инновации  по источникам финансирования Республики Казахстан за 2006-2010 г.г.

         

         
        Показатели
         
        2006
         
        2007
         
        2008
         
        2009
         
        2010
        2010г.  к 2006г.  в %
        Всего, млн. тенге

        %

        79985,9

        100

        83523,4

        100

        113460,1

        100

        61050,9

        100

        235501,7

        100

        294,7
          в том числе:

        республиканский бюджет, млн. тенге

        %

         
        6478,4

        8,1

         
        4359,7

        5,2

         
        5613,2

        4,9

         
        4968,3

        8,1

         
        5516,6

        2,3

         
        85,1
        из  них:

        средства  институтов развития, млн. тенге

        %

         
        16,3

        0,0

         
        23,2

        0,0

         
        1536,3

        1,4

         
        682,3

        1,1

         
        2949,7

        1,2

         
        в 180,1 раза
        местный бюджет, млн. тенге

        %

        2312,2

        2,9

        184,5

        0,2

        36,9

        0,0

        378,4

        0,6

        44,2

        0,0

        1,9
        собственные средства предприятий, млн. тенге

        %

        68407,3

        85,5

        70576,3

        84,6

        96860,0

        85,4

        54059,9

        88,5

        219441,9

        93,2

        в 3,2 раза
        иностранные инвестиции, млн. тенге

        %

        2762,7

        3,4

        8379,7

        10,0

        9413,6

        8,3

        961,5

        1,5

        2177,9

        0,9

        78,8
         

               К институциональным факторам, препятствующим  формированию национальной инновационной  системы  относятся отсутствие  системности в развитии инновационной инфраструктуры,   слабая связь науки и безнеса, обусловленная  недостатками в организации  деятельности субъектов  научной сферы, инстититутов развития,  а также  незаинтересованности  предпринимательского сектора вро внедрении инноваций в производство.

             Как показыают результаты аналитических    обследований научной сферы,   нициативный характер     большинства проектов по разработке инновационной продукции, не являющихся   региональными или научно-техническими заказами, вынуждает  разработчиков  заниматься поиском покупателей  изобретений. А отсутствие  прямой связи определяемого государственными органами самостоятельно  государственного заказа  с потребностями бизнеса приводит в разрыву связей  наукой и производством. 

             Следовательно, модель управления и финансирования казахстанской прикладной науки в настоящее время не способна  обеспечить создание конкурентоспособных отраслей и производств в силу  ее оторванности от  решения  конкретных технологических задач бизнеса, сосредоточенностью  в значительной степени на собственных научных интересах, отсутствия   ориентации на востребованный результат и коммерческую значимость исследований.

           В связи  с этим  представляется  целесообразным дополнение  институциональной организации инновационной деятельности на основе  создания и развития сети офисов коммерциализации как связующего звена межу инноваторами и потребителями инноваций. 

           В целях   формирования предпринимательской  среды в области коммерциализации инноваций, оказания помощи малым инновационным компаниям и крупным предприятиям при трансферте технологий, определения технологий, обладающих потенциалом для коммерциализации для создания новых технологических компаний с конкурентоспособными и технологическими решениями, в системе «Национального инновационного фонда»   создается  комплекс структур,  ориентированных на решение вопросов  коммерциализации инноваций. Так,   на базе двух НИИ и семи  вузов открываются девять пилотных офисов коммерциализации, планируется создание  Методологического центра коммерциализации инновационных проектов, задачами  которого определено   обеспечение   нормативно-правовой и методической базы   процессов коммерциализации, консультирование и обучение субъектов инновационной деятельности.  Кроме того,  предполагается оказание содействия в создании коммерческих центров коммерциализации технологий в ключевых регионах страны и приоритетных отраслях технологического развития [4 ].

           Офисы  коммерциализации  должы обеспечить  условия для   налаживания связей субъектов  научной сферы с бизнесом,   для поиска потенциальных инвесторов, для   решения  вопросов, касающихся   защиты интеллектуальной собственности, для определения   возможностей лицензирования технологий,  для организации   маркетинговых исследований и для  развития бизнес-моделей новых высокотехнологичных предприятий.  

            ЛИТЕРАТУРА 

         1.Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, Астина, 2009

        2.«Казахстан  в 2010 году». Статистический сборник. – Астана: 

        3..Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, Астина, 2009

        4.Нацкомпании покажут пример внедрения инноваций/ Эксперт-Казахстан, 07.11. 2011

         5.НИФ откроет офисы коммерциализации на базе НИИ и вузов. www.inti.kz  
         
         

          

    Информация о работе Финансовое обеспечение национальной инновационной системы