Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:03, реферат
Финансовое право, как и любая иная отрасль Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.
2.6.2 Классификация
финансовых правоотношений
Финансовые правоотношения
можно классифицировать по ряду оснований.
А). По материальному
содержанию они делятся, в зависимости
от подотрасли, раздела, института
финансового права, на следующие
виды:
бюджетные правоотношения;
налоговые правоотношения;
неналоговые правоотношения;
финансовые правоотношения
в области государственного кредита;
финансовые правоотношения
в области страхования;
правоотношения, возникающие
при осуществлении
финансовые правоотношения
в области банковской деятельности;
финансовые правоотношения,
возникающие в области
валютные правоотношения.
Б). По субъектам финансового
правоотношения делятся на:
возникающие между
органами государственной власти; между
органами государственной власти и
управления общей компетенции;
между вышестоящими
и нижестоящими органами государственного
управления, в том числе финансово-
между предприятиями,
учреждениями, организациями, министерствами
и ведомствами;
между финансовыми
органами и предприятиями, учреждениями,
организациями;
между финансовыми
органами и гражданами;
между самими финансово-кредитными органами.
2.6.3 Условия возникновения,
изменения и прекращения
Возникновения, изменение
и прекращение финансовых правоотношений
происходит при наличии четко
определенных в правовых нормах условий,
или юридических фактов, т.е. предусмотренные
нормами финансового права
Возникновение финансово-правовых
отношений обычно осуществляется на
основании правового
Изменение финансовых
правоотношений не может быть произведено
по волеизъявлению их участников. Оно
совершается на основе нормативного
акта в связи с изменением предусмотренных
в нем фактов и событий. Например,
факт увеличения или уменьшения размера
бюджетных ассигнований вызывает изменение
данного правоотношения.
Прекращение финансовых
правоотношений наступает во многих
случаях. Из них наиболее часто встречаются
следующие:
1. погашение финансового
обязательства в результате
2. выполнение задания
по государственным доходам по
бюджету или внебюджетным
3. использование
выданных бюджетных
4. осуществление
компетентными органами права
взыскания недоимки по налогам;
5. прекращение правоотношений
по налогам с населения
2.6.4 Порядок, органы
и методы защиты финансовых
правоотношений
Для защиты прав и
законных интересов субъектов, участвующих
в финансовых правоотношениях, применяется
административный и судебный порядок
защиты.
Административный
порядок действует главным
В различных финансовых
отношениях административный порядок
защиты имеет свои особенности, но везде
он проявляется в форме властных
велений при вынесении решения
соответствующими государственными органами.
. В финансовых
правоотношениях государства с
участием граждан действует
Судебный порядок
защиты. В главе 2 Конституции РФ
о правах и свободах человека и
гражданина каждому гарантирована
судебная защита его прав и свобод
(ст. 46). Решения и действия (или
бездействия) органов государственной
власти, местного самоуправления и
должностных лиц могут быть обжалованы
в суд.
Если исчерпаны
все имеющиеся
Однако граждане
по своему выбору могут обратиться
за защитой их прав не в суд, а
к вышестоящему органу или должностному
лицу, то есть использовать административный
порядок защиты.
Судебный порядок
применяется и при защите финансовых
интересов и прав государства
во взаимоотношениях с гражданами (взыскание
с них налогов, финансовых санкций,
платежей по обязательному государственному
страхованию и самообложению
сельского населения).
Особое место в
защите прав и законных интересов
субъектов финансового права
принадлежит Конституционному Суду
РФ.
По Конституции
России (ст. 125) и новому Закону РФ “О
Конституционном Суде РФ” 1994 г. в
его полномочия входит разрешение вопросов
о соответствии Конституции РФ законов
и других нормативных актов, а
также разрешение споров о компетенции
между государственными органами; по
жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и по запросам
судов он проверяет конституционность
законов, примененного или подлежащего
применению в конкретном деле. Все
это относится к сфере
Методы защиты финансовых
правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных
в финансово-правовых нормах, означает
и обеспечение прав субъектов
финансового права. В этих целях
широко применяется метод убеждения
в различных формах, прежде всего
в проведении разъяснительной работы.
В результате большей частью субъектов
они выполняются добровольно. В
случае нарушения установленных
правил в области образования, распределения
и использования
3. Финансовое право
как наука и учебная дисциплина
Понятие “финансовое
право” может употребляться в
двух аспектах — как отрасль российского
права и как отрасль
Финансовое право,
являясь отраслью российского права,
регулирует общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления финансовой
деятельности, т.е. деятельности, направленной
на создание, распределение и использование
определенных фондов денежных средств.
Финансовое право
как правовая наука изучает нормы,
регулирующие общественные отношения,
возникающие при осуществлении
финансовой деятельности; изучает практику
их применения, закономерности развития
финансового права как отрасли
российского права.
Наука финансового
права — это совокупность знаний,
положений, категорий, выработанных учеными,
изучающими систему норм финансового
права, анализирующими практику применения
финансово-правовых норм. На основании
полученных результатов ученые вырабатывают
предложения по совершенствованию
финансово-правового
Финансовое право
как учебная дисциплина, учебный
курс предусматривает обучение студентов
финансовому праву, тем правовым
нормам, которые в совокупности образуют
финансовое право как отрасль
права.
Система курса финансового
права — это последовательность
изложения, изучения финансово-правовых
норм, позволяющая более эффективно
раскрыть их сущность и значение. Система
курса финансового права
В общей части
курса выявляется единство финансового
права, изучаются его предмет
и метод правового
В особенной части
курса разделы и отдельные
финансово-правовые институты рассматриваются
в историческом плане, предлагаются
пути совершенствования финансово-
4. Заключение
Финансовое право
имеет свой предмет регулирования,
не свойственный другим отраслям права.
Предметом финансового права
являются общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления государством
финансовой деятельности, т. е. деятельности
по образованию, распределению и
использованию фондов денежных средств.
Эти отношения отличаются большим
разнообразием по своему содержанию
и по кругу их участников. Главная
особенность общественных отношений,
являющихся предметом финансового
права, состоит в том, что они
возникают в процессе финансовой
деятельности государства. Отсюда и
другая их особенность — они представляют
собой разновидность
Своеобразие предмета
регулирования обусловливает и
особенности метода регулирования,
свойственного финансовому
Основным методом
правового регулирования
Финансовое право
— самостоятельная отрасль
В зависимости от
характера воздействия на участников
финансового отношения нормы
финансового права
Источниками финансового
права являются различные нормативные
акты. Основополагающие нормы финансового
права содержатся в Конституции
РФ. например, в ст. 57 Конституции
РФ закреплено, что законы, устанавливающие
новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков, обратной силы не
имеют. Статьей 71 Конституции
РФ к ведению Российской Федерации
отнесено установление правовых основ
единого рынка, финансовое, валютное,
кредитное, таможенное регулирование,
денежная эмиссия; в ведении Российской
Федерации находятся
Особое значение
для регулирования финансовых отношений
имеют инструкции, письма и т. д. Министерства
финансов Российской Федерации, Центрального
Банка России; при регулировании
банковских отношений значительную
роль играют обычаи делового оборота.