Финансово-промышленные группы как новое явление в финансовых отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть, что представляют собой финансово-промышленные группы, выявить их значение и влияние на экономику страны. Также нужно подвергнуть анализу объективные условия, вызвавшие острую необходимость формирования финансово-промышленных групп в нашей стране. Необходимо также отразить их развитие в России, отметить существующие проблемы и показать перспективы. Особенно важно при этом руководствоваться опытом зарубежных стран, где сращивание финансового и промышленного капиталов происходит уже довольно длительное время.

Содержание

Введение. ...........................................................................2


І. Понятие финансово-промышленных групп и

предпосылки их создания. .............................................3

1.1. Причины появления финансово-

промышленных групп. .............................................3

1.2. Проблемы, решаемые финансово-

промышленными группами. ....................................5

1.3. Мировой опыт деятельности финансово-

промышленных групп. ............................................6


ІІ. Структурные элементы финансово-промышленной

группы и их взаимосвязь. ................................................9

2.1. Участники финансово-промышленной

группы. ........................................................................9

2.2. Структурные элементы формирующихся

финансово-промышленных групп. ........................10

2.3. Роль банков в деятельности финансово-

промышленных групп. ............................................13

2.4. Классификация финансово-промышленных

групп. .........................................................................14


ІІІ. Финансово-промышленные группы в России:

проблемы и перспективы развития. ..............................17

3.1. Первые шаги по созданию финансово-

промышленных групп в России. .............................17

3.2. Финансово-промышленные группы и

государственная поддержка. ....................................18

3.3. Создание финансово-промышленных групп в

отраслях оборонной промышленности. .................20

3.4. Настоящее и будущее финансово-

промышленных групп в России. ..............................22



Заключение. ........................................................................23

Приложение 1. ....................................................................24

Список использованной литературы. .............................

Работа состоит из  1 файл

fpg.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

     Какие выводы были сделаны по итогам первых лет деятельности ФПГ? Выводы следующие:

     1) Без государственного вмешательства в организацию ФПГ не обойтись. Но надо до минимума сократить влияние чиновников в этот процесс.

     2) Многие ФПГ созданы на базе упраздненных управлений министерств и ведомств. Это вызывает опасение, т.к. это могут быть дутые, бутафорные ФПГ, неэффективные для экономики.

     3) ФПГ, осуществляющие инвестиционные проекты, могут удачно вписаться в ситуацию, возникшую после инвестиционных торгов. Сочетание этих процессов - проведения инвестиционных торгов и создания ФПГ - может принести большую пользу экономике.

     В настоящее время все существующие финансово-промышленные группы отличаются друг от друга, но объединяют их общие направления в совершении практики формирования ФПГ:

     1. Снятие искусственных ограничений на создание эффективных объединений финансового и промышленного капитала.

     2. Разработка механизма оперативной государственной поддержки ФПГ в приоритетных направлениях.

     3. Отказ о льгот и стимулов ФПГ в других промышленных сферах.

     4. Подготовка кадров управленцев качественно нового уровня.

     5. Выработка единого методологического подхода к государственному регулированию процессов формирования ФПГ.

     Таким образом, в нашей стране создана необходимая правовая база по деятельности финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в области формирования и развития ФПГ. Надеемся, что существующие недоработки будут устранены в ближайшее время, и финансово-промышленные группы будут содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.    
 
 

     3.2. Финансово-промышленные группы и

     государственная поддержка. 

     Многие авторы подчеркивают, что создание ФПГ отвечает прежде всего интересам государства. Последнее получает возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Но авторы также отмечают, что интересы участников ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства.

     В такой ситуации очевидно, что в процессе создания ФПГ  государство должно оказывать поддержку их становления и развития. При этом речь идет не только о предоставлении дотаций и субсидий.

     Основной вопрос взаимодействия государства и ФПГ - определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, могущих позитивно повлиять на организацию ФПГ, видится следующим образом14:

     1. Погашение задолженности федерального и региональных бюджетов перед участниками ФПГ в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты.

     2. Отмена для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль.

     3. Зачет убытков, понесенных участниками ФПГ, при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия.

     4. Разрешение продажи участниками группы своей продукции другим ее членам по ценам ниже себестоимости.

     5. Единовременное списание затрат по закупке материальных ресурсов на себестоимость продукции с зачетом НДС, уплаченного поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

     6. Осуществление экспортно-импортных операций предприятиями-участниками ФПГ без внесения залоговых сумм на счета таможен (при наличии гарантии банка-члена ФПГ).

     7. Наделение участников ФПГ правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по продукции, производимой в рамках ФПГ.

     8. Предоставление отсрочки до завершения сделки по уплате таможенных платежей при проведении экспортных и импортных операций.

     9. Образование инвестиционных и стратегических фондов ФПГ с направлением в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды.

     10. Создание фондов ФПГ (медстраха, соцстраха, занятости, НИОКР) с направлением в них обязательных отчислений.

     11. Допущение отсрочки до конца текущего финансового года по уплате налога на прибыль в части, направляемой на инвестиции в отечественную экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.

     Если хотя бы некоторые меры будут воплощены в жизнь, это окажет стимулирующие воздействие на формирование ФПГ в России. Вообще, многие авторы статей придерживаются мнения, что создание эффективных финансово-промышленных групп возможно только при обстоятельствах, когда государство активно содействует процессу формирования и развития ФПГ. 
 

     3.3. Создание финансово-промышленных групп

     в отраслях оборонной промышленности. 

     В результате резкого перехода на новые условия хозяйствования предприятия оборонного комплекса лишились жесткого государственного регулирования в сфере производства и обращения. Либерализация цен и, как следствие, все возрастающая инфляция подорвали инвестиционную активность предприятий. Также положение усугубляется обвальной конверсией и стихийностью приватизации на начальном этапе.

     Средством для преодоления существующих проблем отраслей оборонной промышленности (ООП) является создание ФПГ. В настоящее время в ООП ведутся работы по созданию около 20 ФПГ, которые будут межотраслевыми объединениями финансовых, производственных, торговых структур, нацеленных на выпуск конкурентоспособной военной и гражданской продукции.

     Предполагается, что создание ФПГ на базе предприятий ООП15:

     1) повысит экономическую и финансовую устойчивость предприятий - членов ФПГ;

     2) расширит самостоятельность предприятий ООП, они будут рассчитывать на свои силы и меньше опираться на поддержку государства;

     3) будет способствовать модернизации производства ООП за счет привлечения банковского капитала;

     4) снизит вероятность банкротства предприятий и способствует их выходу на прибыльную работу;

     5) будет способствовать перераспределению управленческих функций. Часть функций Госкомоборонпрома РФ и Главных управлений способны взять на себя ФПГ;

     6) будет способствовать структурной перестройке экономики ООП, развитию производственно-финансовых отношений;

     7) предотвратит падение производства в ООП, приостановит разрушение крупных технологических комплексов.

     При формировании ФПГ на базе предприятий ООП должны учитываться их особенности, включая необходимость сохранения научного, промышленного и кадрового потенциала, сохранения и развития мобилизационных мощностей и т.д.

     В настоящее время уже созданы и функционируют ФПГ “Уральские заводы”, “Сокол”, “Скоростной флот”, холдинговые компании - “Ленинец”, “Арсенал”, “Авиаприбор-холдинг” и корпорации - “Туполев”, Ильюшин” и др. Активизировалась работа по проектированию ряда международных ФПГ.

     Благодаря созданию ФПГ в ООП достигается ряд преимуществ, таких как:

     1) сохранение технологических и производственных связей между предприятиями после приватизации и их научно-технического потенциала;

     2) возможность привлечения внебюджетных источников финансирования для осуществления конверсии и диверсификации производства;

     3) обеспечение привлечения необходимых финансовых и материальных ресурсов для налаживания выпуска сложной конкурентоспособной продукции;

     4) решение проблемы взаимных неплатежей в рамках создания интегрированных групп;

     5) обеспечение гарантий сохранения и поддержания мобилизационных мощностей.

     Наибольшие трудности при формировании и функционировании ФПГ в ООП обычно связаны с привлечением заемных средств. Имеется два пути привлечения внебюджетных средств участниками ФПГ - через банки и через фондовый рынок. Однако четвертая часть российских банков убыточна, а фондовый рынок находится на стадии своего формирования. Для привлечения иностранных инвесторов не созданы льготные условия. В то же время за счет создания ФПГ в ООП может быть обеспечен подъем как в области промышленности, так и в области накопления капитала.

     В настоящее время нужно решить возникающие проблемы и устранить влияние сдерживающих факторов, в частности, снять жесткие ограничения на образование ФПГ. Тогда можно ожидать повышения взаимной заинтересованности промышленного и финансового секторов в создании ФПГ, расширения приватизации банковской сферы, создания элементов правовой инфраструктуры. В результате может быть осуществлена серьезная структурная перестройка промышленности.  
 
 

     3.4. Настоящее и будущее развития финансово-

     промышленных групп в России. 

     На 1 января 1996 г. официально созданы 28 ФПГ, причем часть их образована по инициативе государства, однако число образований, являющихся по сути ФПГ, далеко не исчерпывается зарегистрированными. Среди таких, в частности, группы, созданные вокруг крупных банков.

     По данным Госкомпрома РФ, на зарегистрированные ФПГ приходится около 190 инвестиционных проектов с годовой потребностью в финансировании около 4 млрд. долларов.

     В стадии разработки и согласования находится около 10 проектов, около 100 инициативных групп заявили о желании организовать ФПГ. В состав действующих 28 ФПГ вошли 450 предприятий и организаций, среди них - 67 финансово-кредитных учреждений, включая коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные институты. Общая численность занятых в ФПГ составляет 2,5 млн. человек. 16 Краткие данные о ряде ФПГ приведены в приложении 1.

     Взятый в 1993 г. курс на формирование в российской экономике интегрированных структур доказывает свою эффективность на фоне всеобщего спада производства. Анализ результатов деятельности ряда ФПГ позволяет сделать вывод о положительном влиянии интеграции промышленного и банковского капиталов на результаты их деятельности. В рамках ФПГ повышается надежность инвестиционных проектов - более высокий уровень финансовой, технологической и организационной устойчивости приводит к снижению инвестиционных рисков. Предприятия ФПГ увеличили объемы промышленного производства в 1994 г. на 4% по сравнению с 1993г., при этом на 20% возрос объем реализованной продукции, на 30% - объем экспорта, а просроченная задолженность сократилась на 15%. в 1995 г. по сравнению с 1994 г. объем промышленного производства по различным ФПГ возрос на 5 - 10%.17

     По прогнозам Госкомпрома, уже в 1997 году в России будет зарегистрировано 150 финансово-промышленных групп, причем по крайней мере 20 из них будут величинами заметными даже на фоне мировых гигантов18. Однако, как считает А. Куц, пока не стоит мыслить слишком глобально. Более симпатичны проекты поскромнее. Например, Монтажспецбанк объединил вокруг себя 20 различных промышленных и торговых предприятий, уже занят выполнением задуманного, хотя пока эта группа не зарегистрирована.

     Таким образом, возникшие в России финансово-промышленные группы активно занимаются широкомасштабной деятельностью, приносящей определенные успехи. Анализируя тенденции развития отечественных финансово-промышленных групп, можно сделать вывод, что в дальнейшем ожидается увеличение числа эффективно работающих ФПГ, которые будут способствовать развитию экономики. 
 
 

     Заключение. 

     Результаты ряда проведенных исследований, обобщивших мировой и первый отечественный опыт развития финансово-промышленных групп, показывают: широкомасштабное становление подобных крупных организационно-хозяйственных структур - одно из ключевых направлений выведения российской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.

Информация о работе Финансово-промышленные группы как новое явление в финансовых отношениях