Финансовые отношения в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических основ проблемы глобализации экономики и финансов, выявление роли финансов в глобализации современных экономических отношениях.

В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:

- раскрытие сущности глобализации экономических отношений и процессов, происходящих в мировой финансовой системе;

- рассмотрение компонентов глобализации и инструментов, осуществляющих ее;

- освещение вопроса глобализации финансов и характеристики мировых финансовых рынков;

- в исследовании проблемы мировых финансов в процессе глобализации.

Работа состоит из  1 файл

Курс2.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

      Важное  положение в мировой валютно-финансовой системе занимает международный  валютный фонд (МВФ). МВФ создан для  регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений краткосрочных кредитов в иностранной валюте.

      Международный валютный фонд оказывает большое  влияние на мировую финансовую систему, т.к. способствует осуществлению межгосударственного регулирования международных валютно-кредитных и финансовых отношений, оказывает финансовую помощь странам в случае нехватки иностранной валюты, что способствует усовершенствованию этих стран и экономики в целом. 

      
    1. Международные инвестиции
 

      Как известно, международные инвестиции являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и.т.д. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.

      В данной пункте была рассмотрена статья журнала “Финансы и кредит”, которая раскрыла финансовый рынок как источник развития инвестиционного потенциала региональной экономики РФ. (Приложение 3)

      В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:

      1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение  капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг непосредственно в предприятия).

      2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции,  облигации и иные ценные бумаги).

      3. Среднесрочные и долгосрочные  международные кредиты и займы  ссудного капитала промышленным  и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

      Наша  страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

      Прямые  инвестиции, обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставный фонд совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.

      Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

  • привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
  • регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
  • создание свободных экономических зон, направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

      Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя” по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

  • пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
  • пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг;
  • эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

       В связи с прошедшим кризисом  инвесторы чувствуют себя не уверенно на мировых рынках, что по данным еженедельной деловой газеты “РБК daily” сказалось на прямых иностранных инвестициях РФ которые снизились  в 2010г. на 13.2 %. [12] 

     2.3 Институциональная  структура глобальных  финансов 

     Международные финансовые организации представлены такими подразделениями как ООН, Международный валютный фонд (МВФ, International Monetary Fund, IMF), Всемирный банк (World Bank, WB).

     МВФ был создан в 1945 г. после ратификации Бреттон-Вудского соглашения в качестве специализированного учреждения ООН. Одной из задач МВФ было содействие стабильности на валютных рынках путем поддержания взаимных валютных паритетов Цели фонда включают также поощрение международного сотрудничества в области валютной политики, содействие сбалансированному росту мировой торговли для развития производственного потенциала всех государств-членов, упорядочение валютных отношений, участие в создании многосторонней системы платежей.

     За  счет собственных или привлеченных ресурсов МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами (казначействами, центральными банками, министерствами финансов). Существуют специальные расширенные программы финансирования конкретных проектов экономических реформ в странах-членах, например:

  • кредиты из фондов системной трансформации;
  • компенсационное финансирование в случае непредвиденных обстоятельств;
  • кредиты для структурной адаптации.

     Кредиты на более долгий срок предоставляются Международным банком реконструкции и развития (МБРР, International Bank of Reconstruction and Development — IBRD). Они нацелены на помощь странам, восстанавливающим экономику и приступающим к структурным реформам. К непосредственным целям МБРР относится содействие реконструкции и развитию социально-экономической инфраструктуры и территорий государств-членов.

     МБРР  входит в группу Всемирного банка, включающую также Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК), Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций (АГМИ) [8].

     MAP, как и МБРР, предоставляет кредиты на приоритетные проекты развития национальной экономики стран-членов. Однако источники финансовых ресурсов и условия предоставления средств в MAP отличаются от МБРР. Так, МБРР занимает капитал в основном на финансовых рынках и предоставляет займы на льготных (против рыночных) условиях государствам, отвечающим требованиям по возврату средств. MAP формирует свои средства прежде всего за счет взносов государств-членов и предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам мира.

     МФК, созданная для поощрения частных  инвестиций в промышленность развивающихся  стран, предоставляет долгосрочные кредиты (на 5—15 лет) высокорентабельным частным предприятиям, причем, в отличие от МБРР, без гарантий правительства. Цель еще одной дочерней структуры МБРР — АГМИ — поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, преимущественно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка.

     К международным финансовым организациям относятся и региональные институты. В первую очередь речь идет о Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР, European Bank for Reconstruction and Development— EBRD), Межамериканском банке развития (МАБР), Азиатском банке развития (АБР), Африканском фонде развития (АФР), Европейском фонде валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund — EMCF), который преобразован в Европейский центральный банк (European Central Bank — ЕСВ).

     Эти международные организации в  рамках своих полномочий кредитуют  различные проекты в странах, испытывающих потребности в финансовых ресурсах. Они также поощряют инвестиции частного сектора, который рассматривает  сотрудничество отдельных стран  с этими организациями как сигнал к началу осуществления собственных инвестиций. Таким образом, кредиты международных финансовых организаций стимулируют вложения гораздо больших средств. Эти организации также служат инструментом международных консультаций и выработки согласованной политики в области валютных отношений [9].

     Страны  с развивающимися рынками активно  использовали внешние фонды для  финансирования своего развития, покрытия дефицитов текущего баланса. Доля официальных  потоков (от МВФ, Всемирного банка, правительств) была значимой лишь в кризисные 1997, 1998 гг. (14 и 26% соответственно).

     Международная финансовая система — наиболее регулируемый сектор глобальной экономики, так как  финансовые институты используют в  первую очередь чужие деньги.

     Международное финансовое регулирование подразделяют на регулирование иностранных (национальных) рынков и евровалютных (офшорных), валютных (форексных) операций.

     Существует  несколько ключевых сфер, которые  требуют значительного совершенствования  в рамках международной валютной системы.

     Самая важная из сфер — процесс регулирования, связанный с политическими и  экономическими методами изменения  валютных курсов. Система должна иметь  необходимое, но не избыточное количество ликвидных средств исходя из международных  договоренностей независимо от национальных предпочтений участников. Все эти проблемы взаимосвязаны. Эффективный механизм международной ликвидности может обеспечить эффективную систему регулирования взаимных платежей. А совершенствование обоих механизмов разрешит проблемы доверия в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

     Из  этого можно сделать два вывода: 1) все обозначенные проблемы должны рассматриваться и разрешаться  вместе, чтобы добиться действительного  реального прогресса в реформировании международной валютной системы и удовлетворить интересы всех участников; 2) эти решения должны учитывать в качестве внешнего фактора международную роль доллара. 

     
  1. Влияние современной международной  финансовой системы  на развитие финансов в России
 

     3.1 Россия в современной  международной валютно-финансовой системе 

      Валютная  система России представляет собой  государственно-правовую форму организации  и регулирования ее валютных взаимоотношений  с другими странами.

      Валютная  системы России установлена с  учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в мировую экономику и вступила в МВФ.

      Рассмотрим  основные элементы современной валютной системы России:

  • Основой валютной системы является национальная денежная единица - российский рубль, введенный в обращение в результате денежной реформы 1992-1993 гг. взамен рубля СССР. Тем самым была обособлена национальная денежная и валютная система России от денежных и валютных систем республик бывшего СССР. Золотое содержание советского рубля имело искусственный характер и было отменено. Это соответствует ныне действующему Уставу МВФ, который запрещает фиксировать золотое содержание денежных единиц;
  • Валютный курс рубля официально не привязан к иностранной валюте или валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны;

      Элементом валютной системы России является регулирование  международной валютной ликвидности, в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Как и в других странах, они включают: золото; используемые в международных расчетах ведущие иностранные валюты; резервную позицию в МВФ; средства в специальных правах заимствования. Эти резервы находятся в распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золотовалютных резервов и их структура колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка.

  • Что касается следующего элемента валютной системы – международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют, в частности, использование векселей и чеков;
  • Регламентация международных расчетов России также осуществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

Информация о работе Финансовые отношения в условиях глобализации