Финансовые ресурсы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы на макроуровне (государство) и микроуровне (предприятия, домашние хозяйства).
В рамках поставленной цели в данной курсовой я попыталась решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственных финансовых ресурсов, определить состав государственных финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования;
2. Проанализировать категорию финансовые ресурсы предприятия (коммерческих организаций) и дать ей расширенную характеристику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….1
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА, ПОНЯТИЯ И СОСТАВ………………………………….4
1.1 Определение финансовых ресурсов государства
1.2 Состав финансовых ресурсов и методы их мобилизации
1.3 Источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования
1.4 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства
2. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………15
2.1 Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования
2.2 Использование финансовых ресурсов на предприятиях в условиях рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

финансы курсовой.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих  направлениях:

  1. финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;
  2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  3. финансовое стимулирование экономики.

Финансовые источники  делятся на:

1) источники, которые  действуют на макроуровне (уровне  государства);

2) источники, которые  действуют на микроуровне (уровне  предприятия).

Самый важный источник финансовых ресурсов — стоимость ВВП страны, который  состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M — основные источники  финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V, являясь личным доходом  трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника  финансовых ресурсов по трем направлениям:

1) налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

2) страховые платежи;

3) прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)

Таким образом, элемент V участвует  в создании финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент М — прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа  финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической  деятельности

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Объем финансовых ресурсов, в первую очередь, зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов.  Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.

Основные  направления использования финансовых ресурсов:

1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий). Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование НИОКР.

2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание материальной помощи, различные социальные льготы.

3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти.

Финансовое планирование - один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс.

Оно охватывает формирование и распределение  финансовых ресурсов, образования и  использование на их основе различных  денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.

В процессе финансового планирования определяются:

• источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;

• объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;

• рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.

В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые, финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.

Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям.  Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.

Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизводственной деятельности переходного к рынку общества определяют материальную основу практического реформирования переходной экономики, успешного преодоления кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в особенности его малообеспеченных слоев, слоев. Иначе говоря, среди самых важных факторов экономического возрастания, целенаправленного и последовательного реформирования народного хозяйства суверенной Украины на здоровых рыночных основах роль финансовой системы государства тяжело преувеличить, переоценить.

Формирование финансовых ресурсов, их использование тесно взаимосвязано  со стоимостной структурой валового внутреннего продукта страны.

 

1.4 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства

        Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий, при этом налоги составляли 8-10 % от объема бюджета. В налоговом государстве 80 % доходов бюджета формируют средства от налогов.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку - и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих ассигнования.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него, расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.

Разбалансированность отечественной экономики, тяжелое финансовое положение страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных средств.

 

2. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

       2.1 Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования

    Понятие финансовых ресурсов в отечественной практике было введено впервые при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов. Однако при широком использовании в теории и практике этого термина его толкование весьма различно. Между тем, однозначное и обоснованное толкование  сущности данной категории важно для ее полного понимания и практического осуществления финансовой работы на предприятии, фирме.

Итак, разграничим понятия  связанные с функционированием  финансов и финансовых ресурсов предприятий. Деньги – это вид универсального товара, используемый как всеобщий эквивалент, посредством которого соизмеряется стоимость других товаров. Денежные средства – совокупность средств предприятия, представленная денежным (наличным или безналичным) оборотом. Наличный оборот может быть представлен кассой предприятия,  а безналичная  форма – счета в банках, платежные поручения, аккредитивы и т.д. Таким  образом, деньги  есть форма выражения стоимости. В случае финансовых отношений – распределяемой стоимости. Фонды денежных средств (денежные  фонды) – обособленная часть денежных средств предприятия, имеющая узкоцелевое назначение (амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд потребления и т.д.). Фондовая форма образования и использования средств, как правило, регламентируется предприятием, относительно стабильна, легче контролируема.  Нефондовая форма денежных средств – средства в расчетах, по платежам бюджетно-кредитной системе.

Финансовыми средствами называются средства, которые могут быть использованы предприятием немедленно как знаки стоимости, характеризующие ее движение. Понятие средства целесообразно использовать при характеристике текущей деятельности. Например, предприятие может обладать финансовыми средствами, представленными деньгами (в кассе и на счетах) и государственными ценными бумагами.

Финансовые ресурсы  – более емкое понятие, включающее наряду с финансовыми средствами (для обеспечения текущей деятельности) и потенциально возможные, которые могут быть  получены при необходимости (либо в перспективе, либо с некоторым дисконтом от реализации активов предприятия). Данное положение исходит из того, что, деятельность предприятия не ограничивается текущим моментом и может быть спрогнозирована на перспективу. Кстати, в понятие «ресурс» уже заложена определенная предназначенность. В данном случае ресурс обеспечения производственной деятельности и коль скоро мы говорим о повторяющихся циклах производства, то – источник финансирования воспроизводственной деятельности предприятия (здесь имеется ввиду и перспективная деятельность субъекта хозяйствования), что предполагает учет всевозможных ресурсов. Таким образом, в понятие финансовые ресурсы входят текущие и потенциально возможные средства, которые при необходимости могут быть использованы как знаки распределяемой стоимости. Капиталом   является часть финансовых ресурсов приносящая доход.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства