Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 19:01, контрольная работа
Финансовые ресурсы предприятия, фирмы - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.
Финансовые ресурсы коммерческих организаций, особенности их формирования в условиях рынка.
Финансовые ресурсы предприятия, фирмы - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств - основных и оборотных, - которые инвестированы в процесс производства.
Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.), мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.
До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получали на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования. Однако принципы рыночного хозяйствования, внедрение коммерческих начал в деятельность предприятий потребовали принципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов. Ориентация на инициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловили два важнейших изменения в области финансовых взаимосвязей предприятий с другими структурами: во-первых, развитие страховых операций, и во-вторых, существенное сокращение сферы безвозмездно получаемых ассигнований. В этой связи при переходе на рыночные основы хозяйствования в составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль постепенно играют выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний, и все меньшую - бюджетные и отраслевые финансовые источники. Предприятия могут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят, - лишь в том случае, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов; от вышестоящих организаций - при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления - в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат. Зато в условиях функционирования рынка ценных бумаг появляются такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, а также прибыль от проведения финансовых операций.
Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:
- платежи
органам финансово-банковской
- инвестирование
собственных средств в
- инвестирование
финансовых ресурсов в ценные
бумаги, приобретаемые на рынке:
акции и облигации других фирм,
обычно тесно связанных
- направление
финансовых ресурсов на
- использование
финансовых ресурсов на
В
настоящее время необычайно
Мобилизуя
денежные средства других собственников
на покрытие затрат своего предприятия,
работники финансовой службы прежде
всего должны иметь ясное представление
о целях инвестирования ресурсов
и уже в соответствии с ними
давать рекомендации о формах привлечения
средств. Для покрытия краткосрочной
и среднесрочной потребности
в средствах целесообразно
Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.
Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:
- платежи
органам финансово-банковской
- инвестирование собственных средств и капитальные затраты (реинвестироваиие), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование “ноу-хау” и т. д.;
- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т. п.;
- направление
финансовых ресурсов на
- использование
финансовых ресурсов на
С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.
Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться выпуском ценных бумаг, однако подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.
Подготовка
к выпуску и первичное
Выбрав в качестве формы привлечения дополнительных финансовых ресурсов выпуск и продажу ценных бумаг, администрация предприятия должна решить вопрос о том, какой именно вид ценной бумаги - акция или облигация - и на каких условиях обеспечит наибольшую результативность.
Выпуск
облигаций целесообразен в том
случае, если собственник не хочет
отдавать право владения и распоряжения
частью своего имущества другим собственникам;
при этом он надеется на получение
стабильного дохода от дополнительно
инвестированных средств, который
позволит в течение всего срока
действия займа регулярно выплачивать
по облигациям, а в конце - погасить
основной долг. Если же собственник
увидит, что реконструкция предприятия
и расширение сферы (видов) его деятельности
невозможны без привлечения и
постоянного использования в
обороте капитала других инвесторов,
то он примет решение о выпуске
акций. Но и в этом случае очень
важным представляется выбор между
обыкновенными и
Решая
вопрос о выпуске разных видов
акций, эмитент должен руководствоваться
условиями их функционирования, возможностями
быстрого размещения. По обыкновенным
акциям уровень выплачиваемого в
виде дивиденда дохода колеблется по
годам в зависимости от получаемой
предприятиями прибыли и
Привилегированная акция отличается тем, что ее владелец, во-первых, имеет право на первоочередное получение дохода в виде фиксированного процента на вложенный капитал; во-вторых, обладает кумулятивным правом на получение дивидендов, означающим, что недополучение дохода по акциям в одном (неблагоприятном) году компенсируется соответствующим увеличением выплат в следующем (благоприятном по уровню доходности) году; в-третьих, при ликвидации предприятия пользуется преимуществом по сравнению с остальными кредиторами в удовлетворении своих имущественных прав; в-четвертых, как правило, не обладает правом голоса при выборе членов правления и решении других акционерных дел.
Привилегированные
акции по сравнению с обыкновенными
пользуются большим спросом на рынке,
но зато налагают повышенные финансовые
обязательства на эмитента. Поэтому
их выпуск зависит от невозможности
размещения обыкновенных акций на финансовом
рынке. Ситуация на рынке с размещением
ценных бумаг заставляет решать и
вопрос о том, какие акции - именные
или на предъявителя - следует выпускать
в обращение. Преимущество именных
акций в том, что заранее известен
покупатель (инвестор) и нет проблемы
с реализацией; к тому же жестко ограничен
круг совладельцев фирмы. Однако именные
акции существенно снижают
Важнейшая
сторона деятельности финансовой службы
предприятия состоит в