Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:30, контрольная работа
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Наряду с прибылью для финансирования
капитальных вложений используются
также средства, мобилизуемые в самом
строительстве (прибыль и экономия
по строительно- монтажным работам,
выполняемым хозяйственным
Роль финансов в опосредовании кругооборота стоимости основных фондов путем формирования и использования денежных фондов целевого назначения хорошо видна на схеме приложения 2.
Выделение бюджетных средств на капитальные затраты обеспечивает проведение единой технической политики, создает финансовые предпосылки для регулирования структуры общественного воспроизводства, развития приоритетных отраслей экономики. С переходом на рыночные основы хозяйствования порядок предоставления бюджетных средств на капитальные вложения постепенно меняется. Раньше бюджетные средства выделялись в форме прямых безвозвратных ассигнований; теперь их можно получить через целевые субсидии (инвестиционные ассигнования), субвенции и инвестиционные налоговые кредиты.
Инвестиционный кредит — это денежные средства, оставленные предприятиям малого бизнеса в связи с предоставлением им отсрочки платежей по налогу на прибыль и налогу на имущество, если прибыль в размере сниженного налога реинвестируется в производство, а денежные средства от уменьшения налога на имущество направляются на выкуп имущества в процессе приватизации предприятия. Плательщик налога на прибыль имеет право на инвестиционный кредит в размере 10% стоимости закупленного и введенного в действие оборудования, если оно, во-первых, используется для замены оборудования, закупленного ранее по импорту, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и защиты окружающей cреды от загрязнения отходами, во-вторых, имеет срок службы более 8 лет, в-третьих, состоит из станков и промышленных роботов, управляемых ЭВМ и, в-четвертых, позволяет создать рабочие места для инвалидов. При этом введены некоторые ограничения. Одно из них касается численности работающих, которая не может превышать для предприятия соответствующего профиля установленной величины. Другое связано с размером самого инвестиционного кредита, который не должен уменьшать величину авансового платежа по налогу на прибыль и годовую его сумму более, чем на 50%.
Возврат инвестиционного кредита осуществляется в соответствии со сроками и условиями, оговоренными в кредитном соглашении, заключенном между налогоплательщиком и налоговой инспекцией. При этом возврат кредита начинается после двух лет с момента подписания соглашения, а общий период погашения рассчитан на 5 лет.
Президент Российской Федерации
имеет право предоставлять
Налоговый орган не вправе требовать от предприятия уплаты процентов на сумму взятого налогового кредита свыше сложного процента инфляции, признаваемого в качестве официального индекса инфляции Правительством Российской Федерации. В свою очередь предприятие не вправе требовать отсрочки начала выдачи кредита более чем на 3 года с момента заключения кредитного соглашения [4].
Для производства продукции предприятию наряду с основными фондами необходимы оборотные производственные фонды, включающие в свой состав производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тара и др.), остатки незавершенного производства и расходы будущих периодов. Потребленные в процессе производства оборотные фонды вступают в сферу обращения уже в товарной форме (в виде готовой продукции на складе и в отгрузке), которая затем — по мере реализации готовой продукции — переходит в денежную форму (денежные средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на его счетах в банке). Товарная и денежная форма ресурсов, находящихся в сфере обращения, относится к фондам обращения.
Для обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации продукции каждое предприятие должно располагать одновременно и оборотными производственными фондами, и фондами обращения. Поэтому в момент ввода в эксплуатацию оно нуждается в такой величине денежных средств в составе сформированного уставного фонда, которая обеспечила бы ему приобретение материальных оборотных фондов и была достаточной для обслуживания процесса производства и реализации продукции. Денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, составляют оборотные средства предприятия. Объединение оборотных фондов и фондов обращения в одном понятии основано на экономической сущности оборотных средств, призванных обеспечить непрерывность всего воспроизводственного процесса, в ходе которого фонды обязательно проходят как стадию производства, так и стадию обращения.
Оборотные средства обеспечивают
текущие потребности
Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят от его обеспеченности оборотными средствами. К примеру, недостаток средств, авансируемых на приобретение материальных запасов, может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы. Излишнее же отвлечение средств в запасы, превышающие действительную потребность, приводит к омертвлению ресурсов, неэффективному их использованию. Поэтому очень важно правильно рассчитать оптимальную потребность предприятия в оборотных средствах. Она определяется путем нормирования, основная цель которого — обеспечить максимальный объем производства и реализации продукции при минимуме оборотных средств.
Для формирования оборотных средств предприятие использует как собственные, так и заемные ресурсы. Собственные средства играют главную роль в организации кругооборота фондов, поскольку предприятия, работающие на началах коммерческого расчета, должны обладать определенной имущественной и оперативной самостоятельностью с тем, чтобы вести дело рентабельно и нести ответственность за принимаемые решения. Вместе с тем привлечение заемных средств тоже очень важно, ибо сокращает общую потребность хозяйства в оборотных средствах, стимулирует стремление к эффективному их использованию.
Схема в приложении 3 наглядно отображает классификацию оборотных средств.
По своей сущности оборотные средства — не финансовая, а общеэкокномическая категория; в связи с этим величина находящихся в обороте предприятия денежных средств не может быть отнесена к финансовым ресурсам. Тем не менее именно финансовые отношения образуют исходную основу существования фонда оборотных средств, а финансовые ресурсы — базу для первоначального формирования и последующего изменения его размера. Финансовые отношения в сфере функционирования оборотных средств возникают в трех случаях:
— в ходе образования уставного фонда предприятия;
— в процессе использования финансовых ресурсов на увеличение собственных оборотных средств;
— при инвестировании излишка оборотных средств в ценные бумаги.
Формирование собственных оборотных средств происходит в момент организации предприятия, когда создается его уставной фонд. Источники формирования здесь почти те же, что и у основных средств: акционерный капитал, паевые взносы, устойчивые пассивы, бюджетные средства (в государственном секторе), перераспределяемые средства (если сохраняется вертикальная система управления).
В дальнейшем первоначальная величина собственных оборотных средств может изменяться в зависимости от объема, условий и результатов хозяйственной деятельности на данном предприятии. Успешное выполнение производственной программы, экономия материальных и финансовых ресурсов, повышение качества продукции, бесперебойная ее реализация и т. п. — все это сказывается на состоянии оборотных средств, их сохранности и эффективном использовании.
Наличие собственных оборотных средств, их сохранность, соотношение между собственными и заемными оборотными средствами характеризуют степень финансовой устойчивости предприятия, его положение на финансовом рынке, возможности дополнительной мобилизации финансовых ресурсов с помощью выпуска ценных бумаг. В условиях административно-командной системы управления финансовой устойчивости субъекта хозяйствования не уделялось должного внимания, так как существовавшая в то время система государственной финансовой помощи ни при каких обстоятельствах не допускала его банкротства. Предоставляя бюджетные ассигнования на капитальные вложения, списывая просроченную задолженность предприятий банкам, разрешая выделять хозяйствам отраслевые финансовые ресурсы на восполнение недостатка оборотных средств, государство не допускало, чтобы предприятие оказалось в положении несостоятельного должника даже при низкой эффективности производства и наличии огромных потерь от бесхозяйственности.
С переходом к рынку положение меняется коренным образом. Принятые в 1992 году законодательные акты “О банкротстве” и “О залоге” возлагают на предприятие всю меру ответственности за использование находящихся в его распоряжении ресурсов. В этих условиях вопросы рационального использования оборотных средств, платежеспособности, финансовой устойчивости приобретают огромное значение.
Платежеспособность предприятия определяется его возможностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность впрямую влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на саму возможность получения кредита и условия его предоставления (на какой срок, под какие проценты и т. д.). Платежеспособность определяется с помощью специальной системы коэффициентов, учитывающих реальные и потенциальные финансовые ресурсы предприятия, соотношение между его платежами и текущими денежными поступлениями.
Платежеспособность в области долговых обязательств предприятия выражает его ликвидность; последняя отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы. Ликвидность зависит от величины задолженности, а также от объема ликвидных средств, к которым относятся наличные денежные средства, ресурсы на счетах в банках, ценные бумаги и легко реализуемые элементы оборотных средств. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит его к банкротству. Причем основаниями для признания государственного предприятия банкротом являются не только невыполнение им в течение трех месяцев своих финансовых обязательств перед бюджетом, но и невыполнение требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные претензии.
Оборачиваемость оборотных средств — это показатель эффективности их использования. Оборачиваемость определяется временем, в течение которого денежные средства совершают полный оборот, начиная от приобретения производственных запасов и кончая поступлением денег на счета предприятия; длительность одного оборота выражается в днях.
Чем быстрее оборачиваются авансированные оборотные средства, тем лучший достигается результат — с помощью одной и той же суммы средств производится и реализуется больше продукции. Важным фактором ускорения оборачиваемости оборотных средств является экономия материальных ресурсов, используемых в производстве, сокращения их расхода на единицу продукции. Именно поэтому в современных условиях такое большое значение приобретает разработка программ, направленных на более рациональное использование сырья, топлива, электроэнергии и других материальных ресурсов, в которых предусмотрены меры по ужесточению правил использования материальных ценностей, усилению экономического стимулирования и повышению материальной ответственности за их расходование.
В настоящее время о возросло значение прибыли и амортизации в источниках финансирования расширенного воспроизводства. В условиях рыночных отношений около 70% прибыли используется самими предприятиями.
В условиях развития рыночных отношений происходит децентрализация финансовых ресурсов. Крупные средства перераспределяются через автономные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования) и другие внебюджетные фонды.
Следует иметь в
виду, что развитие внебюджетных
фондов ведет к распылению
средств, не дает возможности
маневренного их использования,
Сократились централизованные доходы, аккумулируемые в государственной бюджетной системе. Доля финансовых ресурсов в государственном бюджете, сейчас снизилась до 40%. Резко сократились централизованные средства на капитальные вложения. Возросли дотации на продукцию угольной промышленности и ряда других отраслей. Крупные средства направляются на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджетной системы и внебюджетных социальных фондов. В настоящее время более половины всех социальных расходов покрываются из внебюджетных фондов.