Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и другое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Понятие финансовой политики, ее место в экономической политике государства 5
1.2 Задачи, цели и принципы финансовой политики 11
2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА 14
2.1 Сущность и структура финансового механизма 14
2.2 Переориентация финансового механизма на рыночные условия 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Работа состоит из  1 файл

Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

1.2 Задачи, цели и принципы финансовой  политики

 

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в  последовательном осуществлении таких  стадий [11, 61]:

1) разработка научно  обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

2) формулировка стратегических  и тактических мероприятий финансовой  политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

3) практическое воплощение  намеченных действий через финансовый  механизм с его реконструкцией  или корректировкой в зависимости  от радикальности экономических  преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение условий  для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение  и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование [24, 39].

В программах развития экономики и углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому оздоровлению экономики и активизации денежно-кредитной политики, развитию потребительского рынка с расширением доли отечественных производителей, обеспечению стабильности производства, укреплению хозяйственных связей. Основными направлениями перехода к рыночным отношениям являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых и розничных предприятий по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское, транспортное, тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.).

В соответствии с этими  программами финансовая политика и  деятельность финансовой системы в  переходный период к рынку нацелены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию в бюджет, бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста.

Как ближайшая цель - добиться сбалансированности государственного бюджета и решить проблему финансового оздоровления национального хозяйства на основе стабилизации экономики [3, 94].

При проведении финансовой политики важное значение имеет осуществление  следующих принципов финансовой политики:

соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;

обеспечение планомерной  организации финансовых отношений;

сбалансированность доходов  и расходов во всех сферах и звеньях  финансовой системы;

создание финансовых резервов (превышение доходов над  расходами в бюджетной системе  и финансовых резервов в отраслевых финансах);

оптимальное распределение  финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.

 

2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ В СИСТЕМЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

2.1 Сущность  и  структура финансового механизма

 

Каждая экономическая категория  имеет свою специфику, проявляется  через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия - виды, формы и методы реализации отношений - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы как специфическая распределительная категория участвуют в распределении и перераспределении созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм - это виды, формы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов.

Термин «механизм» имеет  техническое происхождение и  в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики [13, 17].

Финансы органически связаны со всей системой хозяйствования и его такими составляющими, как планирование, прогнозирование экономическое стимулирование, организация и управление. Более того, финансы взаимодействуют и с аналогичными составляющими социального механизма, как более общего понятия, определяющего динамику системы общественных отношений.

Финансовый механизм – это система  установленных государством форм, видов  и методов организации финансовых отношений. В зависимости от степени  регулирования со стороны государства  подразделяется директивный и регулирующий [20, 90].

Директивный финансовый механизм, как  правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно  участвует государство. В его  сферу включаются налоги, государственный  кредит, расходы бюджета, бюджетное  финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается как система  организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов [20, 91].

Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие  понятия системного анализа, как  подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма [9] (см. Приложение).

Подсистема (часть) финансового  механизма   представляет собой  наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и  стимулы, организационную структуру  и правовой режим финансовой системы, организацию управления.

Блок (звено) финансового  механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности.

Элемент финансового  механизма - это простейшая хозяйственная  форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства.

Диалектика финансов в общественной жизни проявляется  через взаимодействие форм выражения  и методов действия.

В реальной жизни, хозяйственном  и финансовом механизмах, абстрактные экономические (стоимостные) категории конкретизируются и выступают как конкретные формы.

Под конкретными формами  понимаются такие категории, которые  могут планироваться, видоизменяться, учитываться людьми. Конкретные формы - это формы реализации экономических категорий. Не через финансы в целом, а через их конкретные формы (финансовые субкатегории) - бюджет, доходы, расходы происходит использование людьми экономических законов в своих целях. В этом смысле упомянутые конкретные формы являются стоимостными рычагами управления процессами воспроизводства.

Метод - это способ действия по выполнению функций управления, причем способ, наиболее рациональный в данных условиях. Способы воздействия  оказываются на различные формы  проявления экономических законов, заключенные в определенных категориях (цене, финансах, прибыли, налогах, доходах и др.).

Действие финансовых методов проявляется  в образовании и использовании  денежных фондов. Финансовый рычаг  представляет собой прием действия финансового метода [21, 55].

Формы проявления финансовых отношений могут конкретизироваться более детально в зависимости  от уровня управления экономикой (национальное хозяйство в целом, сектор экономики, экономический регион, отрасль, подотрасль, хозяйствующий субъект, административно-территориальная единица). Поэтому применяются более конкретные формы - рычаги управления: например, в доходах выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, доходы от государственного имущества, рентные платежи и т.д.; в расходах - расходы на экономику (с дальнейшей детализацией), на социально-культурные цели (образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение и т.д., науку, управление). Большое разнообразие конкретных форм и методов управления применяется на уровне первичного звена - фирмы, компании, организации, учреждения для регулирования многообразных финансовых отношений.

К финансовым рычагам относятся  прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям.

Например, кредитование ― это финансовый метод. Оно воздействует на результаты хозяйственного процесса через такие  приемы, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции и др. [9]

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит  из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относятся:

осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров  и конкурентов;

осведомление о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и  валютном рынках и т. п.;

сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов;

различные другие сведения.

В хозяйственном и  финансовом механизмах пользуются финансово-экономическими нормативами и лимитами. Нормативы - расчетно обоснованные величины затрат или распределения ресурсов, лимиты - предельные размеры использования ресурсов, используются в финансовом планировании. С их помощью обеспечивается оптимальное сочетание в распределительных отношениях общегосударственных, коллективных и личных интересов, сбалансированность потребностей государства, регионов, отраслевых и ведомственных органов управления, хозяйственных единиц в ресурсах для реализации заданий перспективных и текущих планов экономического и социального развития.

Характерной особенностью финансового механизма является его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма [2, 14].

Составляющие хозяйственный  механизм отдельные механизмы, как  и соответствующие им отношения, действуют в тесной взаимосвязи.

Плохо работающий элемент  любого из механизмов - ценового, финансового, кредитного - может блокировать работу других элементов, звеньев и хозяйственного механизма в целом. Поэтому действие составляющих финансового механизма необходимо рассматривать с сопряженными составляющими других экономических механизмов при их взаимодействии в конкретных условиях с учетом сочетания интересов общества, первичного хозрасчетного звена, отдельных работников.

Сложная система экономического механизма, его звеньев, рычагов, элементов находится в постоянном изменении, взаимодействии в соответствии с выдвигаемыми и решаемыми задачами определенного этапа развития общества, его производственных отношении или части этих отношении, связанных с развитием той или иной сферы, отрасли национального хозяйства.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана