Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:34, курсовая работа
Необходимо иметь в виду, что практика функционирования современных финансовых рынков в зарубежных странах не может быть полностью адаптирована к российским условиям и возможностям. Для их активного развития в России должна быть проделана огромная подготовительная и организационная работа. Однако понимание механизмов функционирования финансовых рынков за рубежом и их практика в этой области принесет несомненно большую пользу. В России финансовые рынки еще находятся в начале развития. Тем не менее в условиях массового преобразования государственных предприятий в акционерные общества ресурсы финансового рынка могут активно использоваться в качестве источника расширенного воспроизводства.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Механизм действия финансового рынка…………………………….4
1.1 Финансовый рынок: сущность, значение, функции, классификация…...4
1.2 Финансовые рынки: развитые и развивающиеся………………………….8
Глава 2 Финансовый рынок РФ………………………………………………..13
2.1 Общая характеристика финансового рынка Российской Федерации….13
2.2 Государственное регулирование финансового рынка РФ……………...17
Глава 3 Финансовый рынок РФ: проблемы и перспективы развития……...19
3.1 Стратегии развития финансового рынка России…………………………19
3.2 Развитие российского рынка ценных бумаг и банковского сектора……23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………...29
- развитая законодательная база,
регулирующая операции на
- функционирование отлаженной
информационной системы;
- высокая ликвидность и надежность большинства инструментов, функционирующих на рынке;
- высокая надежность
- значительный объем финансовых
ресурсов предлагаемых к
- развитая инфраструктура, которая
в обязательном порядке
- адекватная система
В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны защищают интересы вкладчиков кредитных организаций. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов (остальные являются их разновидностями). Первая. — американская, предусматривает создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий за счет взносов банков и государственных средств. Вторая модель — германская. Управление системой гарантий осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.
По формам выделяется обязательное и добровольное страхование. Наиболее полным является обязательное. Оно распространяется на все оговоренные законодательством банки. Такая форма применяется в США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Японии. При этом в законодательном порядке устанавливаются условия проведения страхования, его субъекты и объекты, механизм определения размеров страховых взносов и страховых выплат.
Во Франции, Германии, Италии используется система добровольного страхования, при которой каждый банк самостоятельно решает вопросы о своем участии или неучастии в страховании. Однако законодательство требует, чтобы страховое покрытие по ряду видов деятельности существовало в обязательном порядке.
Государственные средства участвуют в формировании
ресурсов страховых организаций в США и
При смешанной форме создания страховой организации ее уставный капитал формируется как органами государственного управления, так и коммерческими структурами. Такая система существует в Японии, где функционирует Корпорация по страхованию депозитов. Ее капитал равными долями был сформирован правительством, банком Японии и частными банками. Корпорация управляется комитетом, состоящим из представителей ее учредителей.
По-разному решается вопрос о том, на какие объекты и субъекты распространяется страхование.
Так, в Великобритании и Франции страхуются только вклады в национальной валюте и не страхуются вклады в отделениях местных банков за границей. В Германии Фонд страхования депозитов предоставляет страховую защиту по вкладам как в марках, так и в иностранной валюте, включая вклады, принятые отделениями национальных банков за границей. В Японии не страхуются вклады в местных отделениях иностранных банков, а во Франции, Германии и Нидерландах они страхуются и т.д.
По характеру исчисления размеров страховых взносов различают:
- единую шкалу тарифных ставок, которая устанавливается для всех банков в процентах от определенной базы. Чаще всего в виде такой базы берутся застрахованные вклады. В Японии банки ежегодно уплачивают страховой взнос в размере 0,012% от суммы застрахованных депозитов, в Германии — 0,03%, в Канаде — 0,1%;
- дифференцированные ставки в зависимости от показателей деятельности банка (ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости).
В США ежегодный страховой взнос — 0,23% от усредненной суммы всех вкладов для банков с безупречным финансовым положением; 0,31% — для проблемных банков; 0,35% — при резком ухудшении финансового состояния и 0,5% — для банков, кредитные вложения которых сопряжены с повышенным риском.
Страховым случаем считается банкротство банка в соответствии с решением суда. В этой ситуации страховщик принимает на себя все активы и пассивы банкрота и выплачивает вкладчикам страховое возмещение. Такие выплаты могут включать либо только сумму вклада, либо сумму вклада и проценты на нее.
Условия страхования обычно предусматривают ограничения размера страховых выплат. В США и Франции установлены предельные суммы выплат на один вклад — 100 тыс. долл. и 400 тыс. евро. В Канаде и Японии максимальная сумма выплат на одного вкладчика — 60 тыс. долл. и 10 млн иен. В Германии величина страхового возмещения на одного вкладчика ограничена 30% собственного капитала банка. Потери в пределах установленных лимитов компенсируются в этих странах полностью. В Великобритании условия страхования предусматривают возмещение 75% суммы потерянных вкладчиком депозитов, но не более 7,5 тыс. фунтов.
Страховым организациям даны большие права. Например, в США Федеральная корпорация страхования депозитов может потребовать смены руководства банка или исключить банк- нарушитель из системы страхования (как и в других странах). С момента расторжения договора страхование в США перестает распространяться на все новые вклады, но по старым продолжает действовать в течение двух лет.
Из стран бывшего
Средства Фонда страхования вкладов
Для развитых рынков характерна хорошо отлаженная система государственного надзора и регулирования на финансовых рынках. Так, например, в Великобритании регулирования операций на финансовых рынках осуществляет Управление финансовых услуг (ФСА). Этот институт, созданный в конце 90-х годов XX в., объединил девять прежних регулирующих и саморегулирующих организаций, осуществляющих надзор за банками, операциями на рынке ценных бумаг, страхованием и инвестиционным менеджментом. Он имеет право расследовать, наказывать и подвергать штрафным санкциям руководителей компаний финансового сектора за совершенные ими правонарушения. Под контролем ФСА находится примерно 10 тыс. юридических лиц. Основой государственного регулирования деятельности финансовых рынков служит Закон о финансовых рынках и услугах.
В Австралии государственное
В Швеции надзор за кредитными организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, страховыми компаниями осуществляет Swedish Financial Supervisory Authority. В Финляндии аналогичные функции выполняет Financial Supervision. В США действует исключительно разнообразная структура контроля. За коммерческими банками контроль осуществляют три специализированных института. В сфере операций с ценными бумагами и производными инструментами также есть несколько контролирующих органов, существуют и специальные органы надзора за страховыми организациями.
Развивающиеся финансовые рынки характеризуются:
- отсутствием стабильности. Курсы ценных бумаг, процентные ставки имеют тенденцию к достаточно резким и частым колебаниям;
- большим числом рисков по сравнению с рисками, традиционно существующими на развитых рынках. Это политические риски (включая риски изменения экономического курса), риски введения валютных ограничений, риски увеличения налогового бремени, риски проведения приватизации, незаконного захвата собственности и многие другие;
- отсутствием развитой системы страхования рисков. Широко практикующиеся на развитых рынках инструменты, такие, как операции своп, фьючерсы, форварды, опционы, способствующие минимизации риска, на развивающихся рынках или совсем отсутствуют, или находятся только в стадии становления. Это значительно уменьшает возможности минимизировать риски и повышает риски, которые несут участники операции на развивающихся финансовых рынках, увеличивая их потери при наступлении неблагоприятного события;
- недостаточно развитой инфраструктурой; становлением законодательной базы, регулирующей операции на рынке;
- отсутствием отлаженной информационной системы; низкой ликвидностью и надежностью большинства ценных бумаг, функционирующих на фондовом рынке; отсутствием доверия со стороны продавцов средств к функционирующим на рынке финансовым посредникам; незначительными объемами предлагаемых к продаже финансовых ресурсов, что ставит национальные развивающиеся рынки в зависимость от притока капитала с мирового рынка;
- низкой эффективностью финансового рынка; стадией создания системы государственного надзора и регулирования на финансовых рынках, что еще больше увеличивает уровень риска проведения операций на развивающихся финансовых рынках;
- трудностью доступа резидентов на финансовые рынки других стран. Это объясняется высокими рисками, связанными с предоставлением им средств. Развивающиеся финансовые рынки функционируют обособленно от мирового рынка.
Глава 2 Финансовый рынок РФ
2.1 Общая характеристика финансового рынка Российской Федерации
Российский финансовый рынок является типичным развивающимся рынком. Это модель финансового рынка, находящегося в тесной зависимости от развитых финансовых рынков, с ограниченной конкурентоспособностью, при которой крупнейшие отечественные компании финансируются преимущественно за рубежом5.
По количественным характеристикам финансовый рынок РФ полностью оформился уже к середине 90-х годов XX в. В 1997 г. в РФ действовали 48 фондовых бирж и фондовых отделов товарных и валютных бирж, оборот по всем видам фондовых ценностей составил 1400,7 трлн неденоминированных рублей. Функционировали более 500 инвестиционных фондов, 1800 банков и примерно столько же страховых компаний. После 1992 г. стали активно создаваться НПФ, число которых приближалось к 300. Более 40 млн россиян стали акционерами.
Активно создавалась и нормативная
Однако практически рынок развивался только в одном направлении, обеспечивая потребности в финансовых ресурсах государства. Основной массе других покупателей ресурсы были недоступны из-за их высокой стоимости, а также потому что государство считалось более надежным заемщиком, чем предприятия или население.
После кризиса 1998 г. финансовый рынок РФ
претерпел очень серьезные и
Ресурсы иностранных финансовых рынков в условиях недостатка в финансовых ресурсах исключительно большое значение имеет доступ российских заемщиков к иностранным финансовым рынкам. В середине 90-х годов приток средств с мирового финансового рынка начал набирать темпы. Одному из первых замочная кредитная линия была открыта в конце октября 1995 г. АвтоВАЗбанку под инвестиционные проекты. Первая на европейском финансовом рынке сделка по предоставлению синдицированного, не обеспеченного кредита российскому банку была заключена осенью 1995 г. Тогда консорциум западных банков из семи европейских государств предоставил Мосбизнесбанку кредит на «общие цели» в размере 20 млн долл. под ставку ЛИБОР + 5,5%.
Кредиты предоставлялись и
Несколько позднее российские банки стали активно размещать на западных рынках свои долговые ценные бумаги. Первые еврооблигации коммерческих банков разместил на международных финансовых рынках СБС-Агро. Бумаги выпущены в начале июля 1997 г. на сумму 250 долл. Еврооблигации размещены на три года по ставке трехгодичных облигаций Федерального казначейства США + 4,25 базисных пункта (плата за риск).
После финансового кризиса 1998 г. в РФ доверие иностранных кредиторов к российским заемщикам было подорвано. Некоторые заемщики смогли восстановить это доверие только в 2001—2002 гг. Другие были вынуждены признать себя банкротами.
Укрепление финансового положения РФ в начале XXI в. привело к тому, что для решения проблемы недостатка финансовых ресурсов российские организации вновь начали активно привлекать средства на мировом финансовом рынке. Эксперты Всемирного банка подсчитали, что в 2005 г. российские компании заимствовали из-за рубежа 40 млрд долл., далеко опередив другие страны с развивающимися рынками, в том числе и Китай, занимающий второе место — 18,5 млрд долл. В 2004 г. Россия также была на первом месте (13,6 млрд долл.) но ее отрыв от находящейся на втором месте Бразилии (9,8 млрд долл.) был не столь значительным.