Финансы, денежное обращение и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:44, реферат

Описание

В работе рассмотрено формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики, которое является основой развития и устойчивого функционирования банковской системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1. Содержание и значение государственной финансовой политики 4
1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 10
1.4. Структура целей и основные задачи финансовой политики 22
1.5. Элементы финансового механизма и основные инструменты финансовой политики 27
1.6. Результативность и эффективность финансовой политики 30
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Работа состоит из  1 файл

финансовая политика.docx

— 94.33 Кб (Скачать документ)

3)Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение денежного обращения и в перспективе — восстановление конвертируемости рубля.

4) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов. Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие, как:

  • снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (под этим, в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Главная задача финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой. Напряженность в обществе зависит от полярности материального положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости, как хода, так и результатов политических и экономических преобразований. В основе определения границ перераспределения финансовых ресурсов должна лежать необходимость формирования оптимальной структуры экономики, обеспечивающей не только обороноспособность государства и престижный уровень развития военно-промышленного и космического комплексов, но и цивилизованные условия жизни, и достойный уровень оплаты труда всего населения.

 

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

• обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

• установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

• организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

• выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

• создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Элементы финансового  механизма и основные инструменты  финансовой политики

 

  Для успешной реализации финансовой политики используется финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеют осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль, за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов, подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм Российской Федерации, субъектов, входящих в состав Федерации, местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство определены его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка структурных и функциональных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности. Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерны система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется соотношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов. Сочетание элементов финансового механизма (форм, видов, методов организации финансовых отношений) образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно менялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота, НДС и др. Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма. Государство, устанавливая способы организации финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Министерство финансов РФ и территориальные (в составе России) финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений Правительства РФ разрабатывают в пределах своей компетенции инструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные акты о правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам и т.д. Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает страховую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие. В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма. Финансовый механизм — наиболее динамичная часть в финансовой политике. Изменения в финансовом механизме происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому он чутко реагирует на все изменения в текущем социально-экономическом состоянии общества. Различают два типа финансового механизма — директивный и регулирующий. Директивный тип предусматривает детальную проработку всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Он декларирует обязательность установленных форм, видов и методов действий для всех субъектов финансовых отношений. В некоторых случаях директивный финансовый механизм распространяется и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует, но которые имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (например, рынок корпоративных ценных бумаг). Регулирующий тип финансового механизма применяется в сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, и предусматривает установление только основных правил использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Результативность и  эффективность финансовой политики

 

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Важно, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и способствует достижению поставленных целей, решению конкретных задач. Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь программу общественного развития с выделением интересов всего общества или отдельных его групп, характеристики перспективных и более близких задач с определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать и успешно проводить финансовую политику и дать ее объективную оценку. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. Не в меньшей мере, успех политики, зависит от качественной разработки механизма. Согласования и реализации интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу, факторов воздействия на ход реализации политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии. Финансовая политика в большинстве случаев дает вполне конкретный результат в течение короткого периода. В бюджетной сфере выражается, прежде всего, в суммах полученных доходов, в изменениях приоритетов, объемов и направлений финансирования хозяйственных комплексов и секторов экономики. В кредитно-денежной сфере это может быть рост или снижение остатков средств на расчетных счетах, изменение остатков ссудной задолженности по краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам, изменение массы денег, обслуживающих кругооборот потребительских товаров, и т.п. Определение эффективности проводимой финансовой политики — крупная научная и практическая проблема. Объективных финансовых критериев, полно и точно отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Финансовые мероприятия сами по себе производны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики состоит, прежде всего, в том, насколько безболезненно для хозяйства мобилизованы доходы и насколько результативно они потрачены. Важным показателем тех условий, которые создает в экономике государственная финансовая политика, выступает экономический рост. Производность от состояния экономики есть фундаментальный принцип, лежащий в основе проведения эффективной финансовой политики. Его объективно-закономерный характер требует более полного учета в период реформ. В производности финансовых мероприятий заключен важный момент для проведения финансовой политики, имеющий большой выход в практику. Следствие никогда не устраняет причину. Границы воздействия финансовых мероприятий на экономику предопределены их производностью. Но вместе с этим финансы, деньги, кредит органично вплетены в систему производственных отношений, в условиях товарно-денежных отношений непосредственно обслуживают их и в стоимостном плане во многом определяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:

• обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

• реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

• установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

• стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

• сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

• реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

• ориентировать денежно-кредитную политику, на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля. // Финансы. - М., 2002. - №4. -

2. Колесов А.С. Финансовая  политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10

3. Грачева Е.Ю., Соколова  Э.Д., Финансовое право: Учебное  пособие. - М.: Юристъ, 2001.

4. Сервер органов государственной  власти РФ: htpp // www.gov.ru

5. Министерство финансов  РФ: htpp: // www.minfin.ru

7. Федеральная служба  финансовых рынков: htpp: // www.fcsm.ru

8. Википедия: http://ru. wikipedia.org

9. Финансовая грамотность: http://byfin.ru

10. Экономика. Новости  экономики. Экономика России. Проблемы  экономики в газете "Северный  Кавказ": http://www.sknews.ru


Информация о работе Финансы, денежное обращение и кредит