Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:37, курсовая работа
Цель: осознать содержание и структуру экономической категории «Финансы и финансовая система»
Задачи:
1. Освоить правила разработки курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли»
2. Исследовать перечень основной и дополнительной литературы для раскрытия темы «Финансы и финансовая система»
3. Использовать для составления курсовой работы информационные технологии
4. Создать мультимедийную презентацию содержание курсовой работы на тему «Финансы и финансовая система»
Введение 4
1.Первый раздел – теоретическая часть 5
1.1Сущность и функции финансов 5
1.2Управление финансами 6
1.3Финансовая система РФ 8
1.4Финансовые операции государства 10
2.Второй раздел – практическая часть 15
2.1Финансы 16
2.2Бюджет 17
2.3Кредит 18
2.4Модуль «Финансовая система» 19
Заключение : 20
Библиографический список: 21
Глоссарий 22
Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т.е. реализуются функции финансов. Финансовая система состоит из трех подсистем:
-
государственных и
-
финансов хозяйствующих
- финансов граждан
В зависимости от форм и методов формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы подразделяются на более частные звенья.
Экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:
- государство
- регион
- хозяйствующий субъект
- гражданин
Государственные
и муниципальные финансы
Современная
бюджетная система России максимально
приближается к структуре бюджетных
систем западных стран, имеющих федеральное
устройство, хотя для нее еще характерны
некоторые противоречия, вызывающие
необходимость
Финансы
хозяйствующих субъектов – это
вторая подсистема, в которой выделяются
финансы коммерческих предприятий
и организаций и финансовых посредников
(кредитных, страховых организаций,
частных пенсионных фондов). Они
обслуживают процесс создания и
распределения общественного
Финансы
граждан тесно взаимосвязаны
с государственными и муниципальными
финансами через систему
Группировку финансовых потоков РФ целесообразно провести по ряду следующих признаков.
2. В территориальном разрезе:
- финансовые
потоки, обслуживающие федеральные
органы (централизация – сбор
финансовых ресурсов и их
- финансовые
потоки, обслуживающие субъекты
РФ (внутрирегиональные
- межрегиональные финансовые потоки, отражающие взаимосвязи между регионами РФ
- финансовые взаимосвязи между различными хозяйствующими субъектами в одном или нескольких регионах страны
- международные финансовые потоки
3. По
движению межотраслевых
В
условиях российской экономики жизненно
необходимы мобилизация и наиболее
эффективное использование
Государственный бюджет
Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов.
Бюджетный
фонд выступает как форма
Бюджет
как экономическая категория
выражает систему императивных денежных
отношений между государством и
другими субъектами воспроизводства
по поводу перераспределения части
стоимости общественного
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях:
-
образования основного
-
использования средств
-
осуществление контроля за
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.
Кредит
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством, в лице его органов власти и управления, с одной стороны, физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
Как
экономическая категория
Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность за использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.
Функции государственного кредита:
-
Фискальная функция – означает,
что с помощью
-
Регулирующая функция
- Контрольная
функция государственного
Государственный кредит может быть может быть внутренним и внешним.
Внебюджетные фонды
Государственные
социальные внебюджетные фонды –
это целевые централизованные фонды
финансовых ресурсов, формируемые за
счет обязательных платежей и отчислений
юридических и физических лиц
и предназначенные для
В
состав государственных социальных
внебюджетных фондов РФ в настоящее
время входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Федеральный
и Территориальный фонды
Социальные
внебюджетные фонды – самостоятельные
финансово- кредитные учреждения. Однако
эта самостоятельность имеет
свои особенности, существенно отличается
от экономической и финансовой самостоятельности
государственных, акционерных, кооперативных,
частных предприятий и
Пенсионный
фонд РФ (ПФР) – централизованный фонд
государства, обеспечивающий формирование
и распределение финансовых ресурсов
в целях пенсионного
Уплата страховых взносов в ПФР носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Фонд
социального страхования –
Денежные средства фонда – государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Фонды
обязательного медицинского страхования
занимает значительное место в структуре
социальных внебюджетных фондов. Фонды
ОМС представляют собой централизованные
источники финансовых ресурсов для
целей медицинского страхования
как формы социальной защиты населения.
Основной источник доходов Федерального
фонда ОМС – поступления
Дорожные и прочие внебюджетные фонды – финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств, (за исключением налогов, собираемых на территориях закрытых административно – территориальных образований), концентрируемых: