Финансы как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:05, контрольная работа

Описание

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и носят объективный характер. ( НД – вновь созданная стоимость или стоимость валового продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.)
Финансы – это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода. Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Финансы как экономическая категория…………...………………….2
1.1. Финансы: возникновение, эволюция, сущность, место в системе финансовых отношений..………………………………………………………………….4
1.2. Функции финансов как проявление сущности. Общественное назначение финансов…………………………………………….………….………………….7
1.3. Финансовые отношения на современном этапе. Виды финансовых отношений…………………….……………………………………………...........8
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

Финансы как экономическая категория.docx

— 41.10 Кб (Скачать документ)

     Распределение начинается в сфере материального  производства, эта сфера оказывает  влияние на характер и масштабы производства.

     Сфера обращения. Для нее характерны процессы купли-продажи. Потребительские свойства товара не меняются, меняется его стоимость. Товар продается, и предприятие  получает выручку, происходит распределение  этой выручки по фондам возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения  предшествуют и завершают процесс  купли-продажи.

     Сфера потребления выделяет:

     1) коммерческие организации;

     2) бюджетные организации.

     Сейчас  существуют организации смешанного типа, где коммерческие структуры  выделяют деньги для бюджетных организаций. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных  его элементов превращает финансы  из объективной экономической категории  в экономический инструмент хозяйствования.

     Экономический инструмент – экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в  том числе и финансы, несут 2 начала: первое – объективное (вытекающее из экономической категории), второе –  субъективное (орудие реализации экономической  политики государства). Влияние финансов:

     1) количественное (характеризуется пропорциями распределительного процесса);

     2) качественное (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

     Качественная  сторона влияния характеризуется  пропорциями в распределительном  процессе; отражает воздействие финансов на материальные интересы субъектов  хозяйствования через различные  формы организации финансовых отношений; влияет на общественный продукт и  связана с превращением финансов в стимул развития экономики. Такое  превращение возможно, когда порядок формирования доходов, условия и принципы формирования фондов, направления их использования удается тесно увязать с экономическими интересами субъектов хозяйствования.

     Экономический стимул – инструмент, который связан с материальными интересами субъектов  хозяйствования. Сознательное использование  финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых  проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка.  

     1.2. Функции финансов  как проявление  сущности. Общественное  назначение финансов. 

     Как экономическая категория финансы  обладают функциями. Можно выделить две основные, диалектически взаимосвязанные  функции – распределительную и контрольную, осуществляющиеся одновременно.

     Сущность  финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Эта функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Здесь осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.

     Распределительная функция финансов обслуживает воспроизводственный  процесс в целом, активно влияя  на все его стадии. Вместе с тем  распределительная функция позволяет  предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих. 

     Распределительная функция финансов заключается в том, что:

     – через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

     – вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

     Основными объектами реализации распределительной  функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов  между различными уровнями бюджетов.

     Еще одной не менее важной функцией финансов является контрольная, основу которой составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы “пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают «универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта». Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Финансовая информация позволяет увидеть различные стороны работы предприятий, оценить результаты хозяйственной деятельности и на этой основе принимать меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

     Контрольная функция действует не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Совместность действия этих функций позволяет полностью раскрыть экономическую сущность финансов. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией. В то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. В их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения 

     Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

     – контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

     – контроль за реализацией стратегии финансирования.

     В первом случае применяется система  санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений  и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий  финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

     Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного  уровня, внебюджетный фонд, предприятие  или учреждение и т. п.

     Контрольная функция государственных и муниципальных  финансов реализуется по следующим  основным направлениям:

     1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

     2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

     3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

     Многие  современные экономисты выделяют и  другие функции финансов. Они носят  субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

     Регулирующая  функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

     Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

     Фискальная  функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).

     Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении  и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. 
 
 
 
 

     1.3. Финансовые отношения  на современном  этапе. Виды финансовых  отношений. 

     Все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД; участвуют  в формировании фондов и денежных средств, в использовании их. Все  финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный  процесс.

     В общей совокупности финансовых отношений  могут быть выделены три крупные  сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные  финансы. Внутри каждой из названных  сфер выделяют звенья. Группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

     Разные  звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами  предприятий; внутриотраслевое – финансами  предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными  фондами.

     Каждое  звено финансовой системы, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

     Финансовая  система РФ включает в себя следующие  звенья финансовых отношений: гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос.кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

       Финансовые отношения по природе являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего по субъектам. Последние формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.

     Основной  задачей финансовых отношений является концентрация финансовых ресурсов в  распоряжении государства и направление  их на финансирование социальных, управленческих, правоохранных, военных и производственных функций. Они формируются, главным  образом, из налоговых, таможенных и  прочих платежей, а также доходов, полученных от размещения государственных  финансовых ресурсов и от реализации государственных ценных бумаг, от реализации государственного имущества или  от сдачи его в аренду.

       На уровне организаций финансовые  отношения можно объединить в  следующие группы:

     а) финансовые отношения с государством представлены отношениями предприятий  с бюджетами различных уровней  и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; с налоговыми и другими  компетентными органами по поводу контроля правильности и своевременности  уплаты налогов, по поводу государственного заказа и государственных закупок, по поводу дотаций, субвенций и т.п. Этот вид финансовых отношений характеризует строгая законодательная регламентация;

     б) финансовые отношения с другими предприятиями и организациями (контрагентами). Это отношения организаций с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива электроэнергии, оборудования, транспортных услуг по поводу их приобретения (покупки), а также отношения предприятия с потребителями его продукции по поводу ее продажи. Характерная особенность данного вида взаимоотношений — установление их правил и условий исходя из сложившихся обычаев делового оборота и на договорной основе;  
          в) финансовые 
отношения с финансовыми посредниками. Это отношения с банками, со страховыми организациями, с фондовыми и валютными биржами и т. п.; формируются исходя из правил и условий, установленных финансовым рынком и законодательством, регулирующим деятельность на нем;  
          г) финансовые 
отношения внутри предприятия. Это отношения между его различными структурными подразделениями: филиалами цехами, бригадами, а также отношения с персоналом предприятия — рабочими и служащими по поводу внутренних трансфертов, внутренних расчетов, перераспределения финансовых ресурсов;  
          д) финансовые 
отношения внутри объединений организаций (предприятий). Это отношения с вышестоящими организациями, отношения внутри ФПГ, холдинга, связанные с внутрикорпоративным распределением средств;  
         е) финансовые 
отношения между предприятием (организацией) и его инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов, процентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансы как экономическая категория