Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:05, контрольная работа
Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и носят объективный характер. ( НД – вновь созданная стоимость или стоимость валового продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.)
Финансы – это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода. Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Финансы как экономическая категория…………...………………….2
1.1. Финансы: возникновение, эволюция, сущность, место в системе финансовых отношений..………………………………………………………………….4
1.2. Функции финансов как проявление сущности. Общественное назначение финансов…………………………………………….………….………………….7
1.3. Финансовые отношения на современном этапе. Виды финансовых отношений…………………….……………………………………………...........8
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……
Распределение начинается в сфере материального производства, эта сфера оказывает влияние на характер и масштабы производства.
Сфера обращения. Для нее характерны процессы купли-продажи. Потребительские свойства товара не меняются, меняется его стоимость. Товар продается, и предприятие получает выручку, происходит распределение этой выручки по фондам возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли-продажи.
Сфера потребления выделяет:
1) коммерческие организации;
2) бюджетные организации.
Сейчас
существуют организации смешанного
типа, где коммерческие структуры
выделяют деньги для бюджетных организаций.
Сознательное использование финансов
в интересах общества и отдельных
его элементов превращает финансы
из объективной экономической
Экономический инструмент – экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут 2 начала: первое – объективное (вытекающее из экономической категории), второе – субъективное (орудие реализации экономической политики государства). Влияние финансов:
1) количественное (характеризуется пропорциями распределительного процесса);
2) качественное (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).
Качественная
сторона влияния
Экономический
стимул – инструмент, который связан
с материальными интересами субъектов
хозяйствования. Сознательное использование
финансов в общественном производстве
приводит к результатам, в которых
проявляется активная роль финансов
в общественном производстве в условиях
рынка.
1.2.
Функции финансов
как проявление
сущности. Общественное
назначение финансов.
Как
экономическая категория
Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Эта функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Здесь осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.
Распределительная
функция финансов обслуживает
Распределительная функция финансов заключается в том, что:
– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;
– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.
Основными
объектами реализации распределительной
функции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные
фонды, а также источники
Еще одной не менее важной функцией финансов является контрольная, основу которой составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы “пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают «универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта». Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Финансовая информация позволяет увидеть различные стороны работы предприятий, оценить результаты хозяйственной деятельности и на этой основе принимать меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция действует не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Совместность действия этих функций позволяет полностью раскрыть экономическую сущность финансов. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией. В то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. В их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения
Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:
– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
– контроль за реализацией стратегии финансирования.
В
первом случае применяется система
санкций и поощрений, использующая
меры принудительного или
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.
Контрольная
функция государственных и
1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.
Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.
Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.
Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).
Из
всего выше сказанного можно сделать
вывод, что финансы являются неотъемлемой
частью денежных отношений и играют
огромную роль в формировании, распределении
и использовании
1.3.
Финансовые отношения
на современном
этапе. Виды финансовых
отношений.
Все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД; участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их. Все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.
В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяют звенья. Группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.
Разные
звенья финансовой системы обслуживают
разные виды финансового распределения:
внутрихозяйственное –
Каждое звено финансовой системы, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.
Финансовая система РФ включает в себя следующие звенья финансовых отношений: гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос.кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
Финансовые отношения по природе являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего по субъектам. Последние формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.
Основной задачей финансовых отношений является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование социальных, управленческих, правоохранных, военных и производственных функций. Они формируются, главным образом, из налоговых, таможенных и прочих платежей, а также доходов, полученных от размещения государственных финансовых ресурсов и от реализации государственных ценных бумаг, от реализации государственного имущества или от сдачи его в аренду.
На уровне организаций
а) финансовые отношения с государством представлены отношениями предприятий с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; с налоговыми и другими компетентными органами по поводу контроля правильности и своевременности уплаты налогов, по поводу государственного заказа и государственных закупок, по поводу дотаций, субвенций и т.п. Этот вид финансовых отношений характеризует строгая законодательная регламентация;
б) финансовые отношения с
другими предприятиями и организациями
(контрагентами). Это отношения организаций
с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов,
топлива электроэнергии, оборудования,
транспортных услуг по поводу их приобретения
(покупки), а также отношения предприятия
с потребителями его продукции по поводу
ее продажи. Характерная особенность данного
вида взаимоотношений — установление
их правил и условий исходя из сложившихся
обычаев делового оборота и на договорной
основе;
в) финансовые отношения с
финансовыми посредниками. Это отношения с
банками, со страховыми организациями,
с фондовыми и валютными биржами и т. п.;
формируются исходя из правил и условий,
установленных финансовым рынком и законодательством,
регулирующим деятельность на нем;
г) финансовые отношения внутри
предприятия. Это отношения меж
д) финансовые отношения внутри
объединений организаций (предприятий). Это отношения с
вышестоящими организациями, отношения внутр
е) финансовые