Финансы комерческих предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:05, реферат

Описание

В условиях рыночной экономики основными инструментами регулирования экономических процессов становятся стоимостные категории, среди которых важное место занимают финансы. Последние активно используются в качестве инструмента регулирований экономики, как на уровне государства, так и на уровне субъектов, функционирующих в разных сферах и отраслях экономики. При этом состояние финансов отражается на их деятельности. Именно устойчивость финансов, их наличие и стабильность характеризуют благосостояние государства, субъектов предпринимательской деятельности граждан.

Финансы выражают собой часть денежных отношений, возникающих по поводу распределения стоимости валового национального продукта путем формирования и использования финансовых ресурсов для удовлетворения общественных потребностей.

Содержание

1.Сущность и особенности организации финансов коммерческих предприятий.

2. Финансы коммерческих организаций и предприятий

2.1. Функции финансов коммерческих организаций и предприятий.

2.2. Принципы организации финансов коммерческих организаций и предприятий.

2.3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятия.

2.4. Финансовые ресурсы коммерческих организаций.

3. Прибыль и рентабельность коммерческих предприятий.

4.Заключение.

5.Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Финансы..doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Формирование  финансовых ресурсов коммерческих организаций  может осуществляться по трем каналам:  

- за счет собственных  и приравненных к ним средств;

-мобилизация ресурсов на финансовом рынке;

-поступление денежных средств от финансовой системы в порядке перераспределения.  

Первоначальное  формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда  образуется уставный капитал (фонд). Источники  формирования уставного капитала зависят  от организационно-правовой формы хозяйствования: акционерное общество, кооператив, государственное предприятие, товарищество и т.д.

В этой связи  различают следующие источники  уставного капитала коммерческих организаций: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы, долгосрочный кредит, бюджетные средства.

Величина уставного  фонда показывает размер тех денежных средств – основных и оборотных, которые инвестированы в процесс  производства или осуществления  иной уставной деятельности коммерческой организации. При этом минимальный размер уставного фонда, особенности его образования и использования, правовой режим имущества, ограничение предпринимательской деятельности отдельных видов коммерческих организаций, учреждаемых в форме хозяйственных товариществ, банков, страховых обществ, совместных предприятий регулируется Гражданским кодексом и другими специальными законодательными актами. Вкладом в уставный фонд хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, в том числе интеллектуальная собственность.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих  коммерческих предприятиях выступает  стоимость реализованной продукции, оказанной услуги. В процессе распределения  выручки различные части стоимости реализованной продукции принимают форму денежных накоплений.

Финансовые ресурсы  формируются главным образом  за счет прибыли. Кроме того, источниками  финансовых ресурсов выступают: выручка  от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, средства от сдачи имущества в аренду и др.

Коммерческое  предприятие, образованное в форме  кооператива в качестве источника  финансовых ресурсов имеет паевые и  иные взносы членов трудового коллектива.

Значительные  финансовые ресурсы могут мобилизоваться на финансовом рынке. Формами их мобилизации  являются продажа акций, облигаций  и других видов ценных бумаг, а  также кредитные инвестиции.

Осуществление деятельности в условиях рынка сопряжено  с различными видами рисков: предпринимательские риски, валютные риски, коммерческие риски т.д. В этой связи коммерческие организации все в большей мере прибегают к страхованию своей деятельности. Это обусловливает выплату им страхового возмещения.

Таким образом, в составе финансовых ресурсов вес большую роль играют средства, мобилизуемые на финансовом рынке и выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний.

Использование финансовых ресурсов осуществляется коммерческими  организациями по многим направлениям:

- платежи органам  финансовой и банковской системы;

- инвестирование  собственных средств в основную  деятельность: капитальные затраты  (реинвестирование), связанные с  расширением производства и техническим  его обновлением, переходом на  новые прогрессивные технологии, использование «ноу-хау» и т.д.;

- инвестирование  финансовых ресурсов в ценные  бумаги, приобретаемые на рынке;

- направление  финансовых ресурсов на образование  денежных фондов поощрительного  и социального характера;

- использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п. 

3. Прибыль и рентабельность  коммерческих предприятий. 

Функционирование  предприятий на условиях коммерческого  расчета предполагает обязательное получения ими прибыли. Прибыль - важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:  

- экономического  показателя, характеризующего финансовые  результаты хозяйственной деятельности  предприятия;

- стимулирующей  функции, появляющейся в процессе  ее распределения и использования;

- одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия. 

Основой существования  прибыли в экономике является наличие прибавочного продукта и  товарно-денежной формы процесса расширенного воспроизводства, т.е. прибыль –  это та основная форма, в которой выражается и измеряется стоимость прибавочного продукта.

Прибыль – основной источник финансирования прироста оборотных  средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом  в лице государства, так и предпринимательские  интересы хозяйствующих субъектов  и их контрагентов, интересы отдельных работников. Объектом распределения является валовая прибыль.

Распределение прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта, регламентируется внутренними  документами предприятия и фиксируется  в его учетной политике. При распределении прибыли исходят из следующих принципов: первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на накопление и распределение.

Механизм воздействия  финансов на эффективность ведения хозяйства зависит от характера распределительных отношений, конкретных форм и методов их организации, их соответствия уровню производительных сил и производственных отношений. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должно быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе самостоятельно определить способ распределения прибыли.

Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления, резервных фондов, либо непосредственным ее распределением по отдельным направлениям.

В первом случае предприятие должно составить сметы  расходования фондов потребления и  накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается непосредственно в финансовом плане.

Процесс оздоровления экономики, дальнейшее развитие предпринимательской  деятельности в производственной сфере  во многом будут предопределять максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, роста инвестиций в реальный сектор экономики и создания эффективной налоговой системы.

Рентабельность  в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность это относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

Рентабельность  продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

Рентабельность  всей реализованной продукции можно  определить как: 

- процентное  отношение прибыли от реализации  продукции к затратам на ее  производство и реализацию;

- процентное  соотношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;

- процентное  соотношение балансовой прибыли  к выручке от реализованной  продукции;

- отношение чистой  прибыли к выручке от реализованной  продукции. 

Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.

Рентабельность  отдельных видов продукции зависит  от цены и полной себестоимости. Она  определяется как процентное соотношение  цены реализации данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Рентабельность  внеоборотных активов определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов. Рентабельность оборотных  активов определяется как процентное соотношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.

Рентабельность  инвестиций определяется как процентное соотношение валовой прибыли  к стоимости имущества предприятия. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное соотношение  чистой прибыли к величине собственного капитала.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов. 
 
 
 

4.Заключение. 

Рыночные принципы управления экономикой и осуществления предпринимательской деятельности внесли существенные коррективы на трактовку необходимости финансов, которая ранее определялась тремя факторами: существованием государства, наличием товарно-денежных отношений и действием экономических законов.

Финансы обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, расширения производственного  процесса, инвестиции в экономику  и социальный сектор, регулируют отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулируют развитие производства и т.д.

Финансы коммерческих организаций являются важной сферой финансовых отношений. Современные  условия воспроизводства, обострение конкурентной борьбы актуализировали  вопросы управления финансами коммерческих организаций. Поэтому приобретают  важность рассмотрение таких вопросов как сущность, функции и принципы, факторы, влияющие на организацию финансов коммерческих организаций, прибыль и рентабельность.

Финансовая работа предприятия в современных условиях приобретает качественно новое  содержание, что связано с развитием рыночных отношений. В условиях рыночной экономики важнейшие задачи финансовых служб – не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, но и организации финансового менеджмента, т.е. разработки рациональной финансовой стратегии и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчетности, оптимального управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью достижения поставленной цели и максимизации прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Список литературы. 

1. Стоянова Е. С. "Финансы маркетинга", М., "Перспектива", 1994г. 

2.Леонтьева В.  М., Шпитцнер Р. "Финансы и бухучет  в рыночной

 экономике", СПб, "Знание", 1993г. 

3. "Как управлять финансами предприятия в условиях рынка", М.,

"Экотранс", 1992г. 

4. Лысенко И. А. "Финансы предприятия: имущество, фонды, налоги", М.,

 ИПИО "Приз", 1993г. 

5. Никольский П. С. "Экономические методы регулирования воспроизводства основных фондов", Казань, "Книга и бизнес", 1994г. 

6. Родионова  В. М. "Финансы", М., "Финансы  и статистика", 1993г. 


Информация о работе Финансы комерческих предприятий