Финансы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансов предприятия, финансового менеджмента, планирования, финансовых рисков.

Процесс исследования обусловил решение следующих задач:

определить сущность финансов и их функции;

рассмотреть управление финансами;

охарактеризовать планирование на предприятии;

исследовать финансовые риски.

Работа состоит из  1 файл

вторая часть.docx

— 210.84 Кб (Скачать документ)

     Как правило, различают краткосрочное  и долгосрочное планирование (см. рис. 4).11 

     

     Рис. 4. Схема планирования на предприятии  

     Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению  прибыли приведет к быстрому краху.12 При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

     В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации  работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).13

     По  методу break-down работа по составлению  бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство  предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

     Методы break-down и build-up представляют две противоположные  тенденции. На практике не целесообразно  использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

     Процесс финансового планирования включает несколько этапов. На первом анализируются  финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий  – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств.

     Они имеют важное значение для финансового  планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

     Второй  этап предусматривает составление  основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

     На  третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

     На  четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

     Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

     В условиях рыночных отношений предприятия  стали свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

     Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и  социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта. Планирование развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. Слабость распространения стратегического планирования в российских фирмах, несмотря на его существенные преимущества, обусловлена причинами как объективного, так и субъективного характера. Наиболее важные факторы таковы:

     1.     Объективные факторы:

      • высокая нестабильность внешней среды;
      • низкий уровень общей финансовой культуры фирм;
      • высокая зависимость от государственного бюджета.

     2.    Субъективные факторы:

      • дефицит времени, приоритеты текущих дел;
      • мнение об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности;
      • недостаточная квалификация управляющих и служащих;
      • отсутствие методической базы;
      • негативное отношение к планированию;
      • теоретический подход к планированию со стороны плановиков.

     Процесс распределения ресурсов включает в  себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

     Способность учиться на опыте даёт возможность  организации правильно скорректировать своё стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса. Стратегическое планирование является процессом и состоит из следующих последовательных, взаимосвязанных этапов,

       В число потенциальных преимуществ,  которые дает разработка стратегического плана, входят:

     -  улучшение качества организационной работы;

     - наличие четкого представления о направлении движения к будущему;

     - возможность своевременного решения главных организационных проблем;

     - достижение более высокого экономического показателя «затраты – эффективность»;

     - создание рабочего коллектива и накопление экспертных знаний;

     - выполнение требований финансирующих организаций;

     - принятие активной, а не выжидательной позиции по отношению к проблемам, стоящим перед организацией.

     В условиях политической и экономической  нестабильности, а также высоких  темпов инфляции планирование не имеет  смысла. Однако чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью, тем значительнее роль планирования, в ходе которого должны быть обоснованы различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития. При этом сама система планирования должна быть перестроена.

     Основной  целевой функцией планирования становится обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, которая обусловливает прочность  и устойчивость объекта управления на рынке. Другая основная функция –  информационно-ориентирующая. Ключевая задача заключается в не столько в обработке статистической информации, сколько в том, чтобы дать ориентиры для менеджеров, которые, с одной стороны, соответствовали их интересам, а с другой стороны, способствовали достижению основных результатов плана.

     Для составления обоснованной программы  развития предприятие должно постоянно  заниматься сбором и анализом огромного  объема информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах в целях прогнозирования будущих проблем и возможностей. Это обеспечивает высшему руководству средства создания плана на длительный срок, основу для принятия решений и формально способствует снижению риска при принятии этих решений.

     В современных быстроменяющихся условиях долгосрочные планы теряют свою актуальность без соответствующих управленческих воздействий, направленных на контроль исполнения поставленных задач. Важной методологической особенностью формирования системы стратегического планирования становится механизм адаптации планов организации к меняющимся внешним условиям развития. Адаптивный характер планов предполагает, что они должны быть достаточно гибкими, легко приспосабливаемыми к неожиданным изменениям внешних факторов. Следовательно, чтобы обеспечить адаптивный характер стратегического планирования, все виды планов должны предусматривать действия на случай непредвиденных обстоятельств.

     Текущее финансовое планирование является планированием  осуществления.

     Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Производится увязка каждого вида вложений с источником финансирования. Для этого обычно пользуются сметами образования и расходования фондов денежных средств.

     Эти документы необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших  мероприятий, для выбора оптимальных  источников пополнения фондов и структуры  вложения собственных ресурсов.

     Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке трёх документов: плана движения денежных средств, плана отчёта о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса.

     Основной  целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчётному периоду.

     Текущие финансовые планы предпринимательской  фирмы разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:

  • финансовую стратегию фирмы;
  • результаты финансового анализа за предшествующий период;
  • планируемые объёмы производства и реализации продукции, а
  • также другие экономические показатели операционной деятельности фирмы;
  • систему разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;
  • действующую систему налогообложения;
  • действующую систему норм амортизационных отчислений;
  • средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п.

     Изучив  теоретические основы финансового  планирования, можно заключить: жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ФИНАНСОВЫЕ  РИСКИ
 

     В условиях рыночных отношений, при наличии  конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность невозможна без рисков. Однако и отсутствие риска, т.е. опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта предпринимательской деятельности последствий его действий, в конечном счете, вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность.

Информация о работе Финансы предприятия