Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 05:24, курсовая работа
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ……..
1.1 Основные составляющие финансовой системы……………………………
1.2 Сущность и необходимость финансов……………………………………...
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………
2.1 Современная финансовая система Российской Федерации………………..
2.2 Финансовая система развивающихся стран…………………………………
2.3 Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
Пенсионная практика также предопределяет различия в потоках доходов домашних хозяйств промышленно развитых и развивающихся стран. Из-за более короткой продолжительности жизни, особенностей организации производства и пенсионных систем индивиды в развивающихся странах нередко имеют небольшой отрезок времени для получения пенсии и менее заинтересованы в сбережениях па старость. В тех странах, где нет социальных систем или они слабы, обеспечение старости может быть важным мотивом сбережений. Указанные выше аспекты дополняются другими. Сохранение, а во многих странах доминирование традиционных социальных отношений предопределяет относительно сильные связи между поколениями. Поэтому планирование потребления распространяется на более длительный срок.
Формирование сбережений домашних хозяйств происходит в условиях неразвитости кредитной системы, ограниченного перечня кредитных операций формального сектора. Во многих сельских районах кредитные учреждения отсутствуют. Мелкие предприниматели практически не имеют доступа к организованному рынку капитала и располагают весьма ограниченными возможностями для расширения производства. Значительную роль в аккумуляции сбережений играет неофициальная система. Так, ее доля во всем денежном обращении стран Тропической Африки в середине 80-х годов колебалась в пределах 9,5% в Ботсване до 71,3% --в ЦАР. В середине 70-х годов в Африке на долю ростовщиков приходилось более 70% сельскохозяйственного кредита, а в целом -- 92% суммы банковского кредита частному сектору. В странах Латинской Америки его доля составляла 52%, в Азии--89%. В ряде регионов произошло не сокращение, а укрепление позиций в расширение масштабов ссудных операций местного ростовщика. В странах Африки ростовщический капитал побеждает даже отделения иностранных банков. В результате огромные средства замораживаются в ростовщических операциях, приобретая независимый от производства характер. Аккумуляция ростовщического процента и ренты создает экономический предел росту хозяйства. Она вовлекает сбережения в сферу спекуляции, ростовщичества, в накопление сокровищ, т. е. создает так называемое перенакопление.
Помимо ростовщиков неофициальная система представлена непосредственными финансовыми сделками между родственниками и друзьями, опирающимися больше на личные связи, чем на формальные гарантии. В связи с низким уровнем сбережений или их отсутствием в домашних хозяйствах влияние учетных ставок на масштабы сбережений или незначительно, пли отсутствует. В целом эластичность сбережений к учетным ставкам значительно колеблется в соответствии с уровнем развития страны. В бедных странах влияние изменении в учетных ставках на сбережения близко к нулю, но оно значительно повышается в странах, средних по уровню дохода на душу населения, развивающихся и богатых.
На частные сбережения и развивающихся странах оказывают влияние другие факторы, в том числе распределение доходов, уровень прироста населения, дохода на душу населения. Проведенные исследования показали, что повышение па 1/6 дохода па душу населения повышает сбережения домашних хозяйств на 0,3%. Влияние данных факторов такое же, как и в промышленно развитых странах.
Во многих развивающихся странах в общественном секторе значительное место занимают производственные предприятия, чистый доход которых является источником государственных расходов. Нередко управление этими предприятиями не руководствовалось целями максимизации прибыли, что приводило к потере средств государственного бюджета и снижению сбережений государства. Часто эти потери происходили вследствие низких цен на продукцию государственных предприятий. Даже в случаях, когда они производили конкурентоспособные товары, завышенный валютный курс приводил к убыткам государственных предприятий.
Во многих развивающихся странах сбор налогов на доход в связи с неразвитостью финансовой инфраструктуры является 'серьезной административной проблемой. Это также понижает сбережения общественного сектора. Когда внешние обстоятельства не позволяют увеличивать сбережения государственного сектора, тяжесть структурной перестройки ложится на государственное потребление. Если уменьшение общественного потребления выступает причиной увеличения предельных затрат, тогда прибегают к дефицитному финансированию.
Важный фактор тяжелого положения государственного сектора - внешнее воздействие. Внешние поступления играют значительную роль в финансировании развивающихся стран. Колебания в таких поступлениях и выплатах, в международных учетных ставках оказывают серьезное влияние на национальные сбережения.
В большинстве развивающихся стран государственный сектор является дебитором. В значительной мере это обеспечивает высокую долю государственных инвестиций в общем объеме капиталовложений. В слаборазвитых странах они нередко превышают 50--60% обшей величины накоплений. По оценкам экспертов МВФ, изменения в финансовой позиции правительства приводят только к частичному замещению частных сбережений -- в среднем на 4/5 в промышленно развитых и развивающихся странах, что ниже единицы полного эквивалента Рнкардо. Поэтому снижение уровня бюджетного дефицита на два пункта увеличивает уровень сбережений па 1,2 пункта и при уровне замещения частных сбережений в 0.75 дает прирост нормы сбережений примерно на 1.5 пункта.
По некоторым оценкам, величина сбережении в будущем во многом будет зависеть от темпов экономического роста развивающихся стран. Во всех подсистемах мирового хозяйства отчетливо проявляется общая черта: уровень частых сбережений негативно реагирует на нестабильность экономики. Страны, которые могут регулировать инфляцию, имеют более высокую норму сбережений. Инфляция через отрицательное влияние на реальные учетные ставки, и.. общее увеличение неопределенности приводит к уменьшению сбережений, содействуя их диверсификации в нефинансовые вклады.
Роль государства проявляется в таких сферах финансов развивающихся стран, как валютный контроль, международное кредитование и финансирование, а также в особенностях составления их платежных балансов.
В то время как все промышленно развитые страны отказались от каких-либо валютных ограничений на внешнеторговые операции, как это и предусмотрено уставом МВФ, по имеющейся информации, в 109 развивающихся странах осуществляется контроль движения капитала, причем в 67 странах имеет место всесторонний контроль, т. е. контроль прямых и портфельных иностранных инвестиций, как резидентов, так и нерезидентов, контроль эмиссии ценных бума:. финансовых операций, депозитарных требований и счетов, операций с недвижимостью.
2.3 Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации
Прошлый год продемонстрировал шаткость национальной финансовой системы как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости основного субъекта фондового рынка - государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.
Отток рублевых средств инвесторов с фондового рынка, слухи о введении фиксированного курса доллара и замораживании валютных вкладов привели к хроническому кризису денежного предложения на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300% годовых и выше). Этот уровень доходности сделал невозможным построение Минфином «финансовой пирамиды», а саму эмиссию ГКО из скрытой формы денежной эмиссии превратил в непосредственную денежную эмиссию.
Кроме того, сама идея «пирамиды» на эмиссии государственных ценных бумаг имела несколько существенных концептуальных изъянов.
Во-первых, в мировой практике создание «финансовой пирамиды» только в том случае для государства- эмитента не заканчивалось катастрофически, если последнее использовало максимальное количество привлеченных капиталов на инвестиции в реальное производство с тем, чтобы в короткие сроки успеть подвести под эмитированные ценные бумаги имущественное и товарно-финансовое обеспечение. Но деятельность Минфина, как и государства в целом, практически не связана с инвестициями в реальный сектор экономики (по крайней мере на прибыльной и возвратной основе).
Во-вторых, руководство Министерства финансов РФ своей целью декларировало создание благоприятных условий для частных инвестиций в национальную экономику (через поддержание стабильности национальной экономики). Столь активная деятельность Минфина на рынке ценных бумаг своим следствием могла иметь лишь окончательную минимизацию значения частного капитала в роли инвестора отечественного производства.
В-третьих, сейчас широкомасштабные частные инвестиции в национальное производство вообще представляются мало возможными ввиду некоммерческого характера такой деятельности. Нынешний уровень банковского процента за пользование кредитом позволяет рентабельно функционировать лишь крупной оптовой торговле, а также производственным предприятиям, полностью ориентированным на экспорт. Инвестицио6нная деятельность в отношении столь низко рентабельного и высоко рискованного объекта инвестиций, как российская промышленность, в мировой практике признается либо невозможной, либо осуществляется непосредственно самим государством. Центробанк, несмотря на все усилия своего руководства, все в большей степени превращается в нормального субъекта финансового рынка, озабоченного привлечением значительных финансовых ресурсов и извлечением дохода от собственной деятельности. Поставленная перед Центральным Банком России задача контроля курса рубля по отношению к другим валютам вынуждает его ориентироваться на максимальную концентрацию у себя рублевых и иных денежных средств, необходимых для успешных операций на валютном денежном рынке.
Задача концентрации денежных средств решается Центробанком за счет увеличения активности в следующих направлениях. Первое - максимальное полное использование средств коммерческих банков, находящихся во временном распоряжении Центробанка. Это: Наряду с политикой Минфина по увеличению налогооблагаемой базы доходов коммерческих банков, это деятельность Центробанка своим следствием имеет увеличение непроизводительных расходов субъектов финансового рынка, снижение уровня рентабельности коммерческого кредитования. Реализация политики компенсации снижения доходной части госбюджета за счет хозяйствующих субъектов, в первую очередь коммерческих банков, способствует повышению рискованности финансовой деятельности на отечественном рынке, а также увеличению числа банков - потенциальных банкротов. Второе - целенаправленная деятельность по возвращению в Центральный банк всех бюджетных счетов государственных организаций, которые в настоящее время размещены среди уполномоченных и иных коммерческих банков. Последнее представляется также крайне болезненным для банковской системы, так как бюджетные средства в настоящее время составляют, по некоторым данным, до 70% привлекаемых кредитных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство - разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.
Государственный бюджет - основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.
Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.
Процесс «финансизации» заключается в том, что современная финансовая система отодвинула на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих некоторые суммы в акции предприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная литература
1) Конституция Российской Федерации (с изменениями от 25.03.2004 N 1 ФКЗ)
Специальная литература:
1) Бирман А.М. Сущность и функции финансов. Финансы. М., 2002
2) Годме Поль Мари. Финансовое право. М.. 2001
3) Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003
4) Энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М., 2003
5) Ровинский Е.А. Финансовое право. М.. 2001
6) Рассолов М.М. Финансовое право. М., 2002
7) Химичева Н.И. Финансовое право. М., 2001
8) Аииларина Е.М. Финансовая деятельность современного государства // Гос. и право. 2004. № 3
9) Вознесенский Э.А. Дискуссионные вопросы социалистических финансов. Л., 2000
10) Артемов Н.М. Валютные рынки. М.. 2001
11) Рижинс С., Основы реальной экономики, http://chat.ru/~rigins/ore1.
12) Мамедов О.Ю., Современная экономика, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
13) Булатов А.С., Экономика, М.: «БЕК», 2003
14) Рижинс С., Основы реальной экономики, http://chat.ru/~rigins/ore1.
15) Финансы, денежное обращение и кредит./ Под ред. В.К.Сенчагова и А.И.Аронова.- М.: Проспект, 2002
16) Медиаэкономика зарубежных стран Вартанова Е.Л. М.: Аспект-Пресс 2003
17) Анулова Г.Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. М.: Финансы и статистика,2002
18) Анбегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М., 2003