Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:15, курсовая работа
Целью данной работы является определить какие организационно-правовые виды фирм являются наиболее успешными на сегодняшний день в России и провести их характеристический обзор. Для определения роли фирм как одного из базовых субъектов современной экономики рассмотреть, какие формы организации фирм существуют, выяснить их цели и задачи, провести анализ научно-экономической литературы, сравнить различное многообразие видов фирм в современной экономике.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Фирма. Структура, цели и задачи …..…………………………… 4
1.1. Понятия цели и функции фирмы …………………………………….. 4
1.2. Цели создания фирмы ………………….……………………………… 7
1.3. Концепции теории фирмы…………………………………………….. 8
1.3.1. Технологическая концепция………………………………… 8
1.3.2. Менеджеристская концепция…………………………………. 9
1.3.3. Институциональная теория фирмы…………………………... 10
1.3.4. Эволюционная концепция фирмы…………………………… 10
1.3.5. Теория игр……………………………………………………… 10
1.4. Система ценностей фирмы…………………………………………… 11
Глава 2. Организационные формы фирм … ………………………………. 12
2.1. Организационно правовая форма………………………………………. 12
2.1.1. Хозяйственные товарищества и общества……………………. 13
2.1.2. Производственные кооперативы………………………………..16
2.1.3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия..17
2.1.4. Некоммерческие организации…………………………………..17
2.1.5. Индивидуальный предприниматель или ПБОЮЛ…………… 18
2.2.Организационно – экономическая форма……………………………….19
2.2.1. Классификация по формам собственности…………………….19
2.2.2.Классификация фирм по виду и характеру деятельности……..22
2.2.3. Классификация фирм по капиталу и контролю……………......23
2.2.4. Классификация фирм по сфере деятельности………………….24
Глава 3. Преимущества некоторых форм создания фирм ………………….25
3.1. Сравнение ООО и ЗАО………………………………………………….. 25
3.2. Сравнение ИП и юридического лица (ООО и ЗАО)…………………… 26
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 30
Дочерние компании,
обладая юридической
К категории международных фирм, именуемых транснациональными корпорациями – ТНК относят любую компанию, имеющую производственные мощности за границей. ТНК - это особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников многих предприятий, расположенных в разных странах и объединенных единым титулом собственности на средства производства, деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что выражает суть экономической политики ТНК.
Важной отличительной чертой ТНК является наличие огромного числа производственных и сбытовых дочерних компаний в широком круге стран. Важная характерная черта ТНК состоит в организации международного по своему характеру производства, основанного на разделении труда.
В зависимости от отраслевой принадлежности это производство либо строится на включении заграничных предприятий в общую технологическую цепочку от добычи сырья до выпуска конечного продукта, либо основывается на подетальной специализации. Внутрифирменные поставки имеют особо большие размеры у компаний автотракторной, военно-космической, химической, фармацевтической, радиоэлектронной промышленности. ТНК имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на состояние платежного баланса стран местонахождения своих предприятий. Усиление концентрации производства и капитала как на национальном, так и на международном уровне сопровождалось приобретением национальных и заграничных предприятий.
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
По данным Единого государственного реестра юридических лиц, на 1 января 2005 года в России зарегистрировано 2 240 732 юридических лица, из них обществ с ограниченной ответственностью – 1 327 320, акционерных обществ – 168 583, полных товариществ – 482, товариществ на вере – 697, производственных кооперативов – 24 318, некоммерческих организаций – 480000.
По данным Федеральной налоговой службы России, число действующих в стране юридических лиц на 1 июня 2006 года составило 3,7 млн. Из них 85 % зарегистрированы в форме общества с ограниченной ответственностью, 8,2 % — в форме закрытого или открытого акционерного общества.
По данным на 1 декабря 2009 года в России зарегистрировано 4,232 млн юридических лиц. Увеличился процент акционерных обществ в общем количестве предприятий.
По оценкам Всемирного банка 35% экономики России контролируют 23 крупнейшие бизнес-группы. А на долю 42 акционерных обществ, которые являются самыми крупными по объему капитализации, приходится 98% общей стоимости компаний, которые котируются на биржах. При этом на три общества – РАО ЕЭС, «Газпром» и РАО РЖД – приходится 13,5% ВВП России. Малый бизнес в России обеспечивает порядка 12% объема реализации российской промышленности (для сравнения: в Великобритании малый бизнес обеспечивает более 60% от объема ВВП).
3.1. Сравнение ООО и ЗАО
До 1 июля 2009 года безусловным лидером по популярности являлось образование ООО - в форме ООО создавалось около 90% новых предприятий. Из-за простоты создания, легкости отчуждения (продажи, дарения другому лицу) доли в уставном капитале участником ООО, возможности выхода участника из ООО в любой момент без согласия других участников, а также рядом других причин юридического характера.
01.07.2009 вступил в силу федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который в значительной степени ограничил учредителей (участников) ООО в возможностях реализации их прав.
До 1 июля 2009 года учредитель ООО имел право в любое время выйти из общества независимо от согласия других участников с выплатой ему стоимости части имущества ООО, соответствующей его доле в уставном капитале. С 1 июля 2009 года участник может выйти из ООО только путем отчуждения (продажи) своей доли обществу. Уставом ООО выход участника может быть запрещен - в этом случае участник может прекратить участие в ООО только теми же способами, что и акционер ЗАО.
Эти нововведения необходимы
для страховки ООО с нескольким
ООО и ЗАО имеют во многом схожие правовые характеристики. Что же их все-таки отличает?
Отличие в гораздо
более сложной процедуре
С 1 июля 2009 года любые сделки по отчуждению (продаже, дарению, уступке иным способом) долей в уставном капитале ООО могут заключаться только в нотариальной форме. Это является долгим и затратным процессом и может затруднить нормальное функционирование ООО или даже сделать его невозможным (в случае нахождения участников ООО и приобретателя доли в разных городах; в случае утери подлинников каких-либо документов ООО, созданного много лет назад, и невозможности их предъявления нотариусу).
Продажа (отчуждение) акций акционером ЗАО не только не требует нотариального удостоверения договора, но и не подлежит государственной регистрации - сведения о смене владельца акций отражаются только во внутреннем документе ЗАО - реестре акционеров. Налоговые органы не отслеживают изменения состава акционеров ЗАО.
По этой причине при прочих равных условиях сейчас предпочтение отдается образованию не ООО, а ЗАО.
Если вопрос о трудностях будущей продажи доли в ООО не слишком актуален, проще создать ООО, что требует меньших затрат на регистрацию предприятия по сравнению с ЗАО.
Многие предприниматели, создающие предприятие в форме ЗАО, считаяют, что это более престижная организационно-правовая форма, чем ООО. Подобный подход нередко диктует специфика бизнеса (например, зарубежные партнеры, весьма щепетильны в выборе контрагентов)
3.2. Сравнение ИП и юридического лица (ООО и ЗАО)
Рассмотрим основные отличия в правовом положении ИП и юридического лица на примере общества с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытого акционерного общества (ЗАО).
Например, сравним ИП и юридическое лицо, созданное единственным учредителем - физическим лицом, которое также является его руководителем (директором).
Основным отличием ИП от учредителя ООО или ЗАО является мера ответственности по их обязательствам перед кредиторами. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (если в результате ведения бизнеса у предпринимателя образуются долги перед деловыми партнерами, погашать задолженность ему придется в полном объеме за счет имущества, не только приобретенного в процессе предпринимательской деятельности, но и за счет другого своего имущества, полученного из иных источников).
Ответственность же учредителя ООО или ЗАО законодательно ограничена. Так, участники ООО и акционеры ЗАО полностью оплатившие свои доли (акции), не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им долей (акций).
Минимально допустимый размер уставного капитала ООО и ЗАО установлен законом в сумме 10.000 рублей. Таким образом, в случае недостатка имущества ООО или ЗАО с уставным капиталом в 10.000 рублей, учредители, в случае признания общества банкротом, будут обязаны оплатить кредиторам задолженность общества в сумме 10.000 рублей (даже если общая сумма задолженности ООО значительно больше).
Это преимущество ООО и ЗАО по сравнению с ИП.
Еще один фактор, который можно отнести к плюсам ООО и ЗАО, вопрос имиджа.
Из недостатков же юридического лица, применяющего общую систему налогообложения, следует отметить более высокую налоговую нагрузку, необходимость ведения бухгалтерского учета и значительно больший, если сравнивать с ИП, объем бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности
В деловых кругах такая организационно-правовая форма как ИП считается менее престижной.
Многое при выборе между ИП и ЗАО или ООО зависит от видов деятельности, которые они будут осуществлять. Так, для розничной торговли, где покупателю все равно, кому принадлежит магазин - предпринимателю Иванову или ООО "Гастроном", а важно лишь то, чтобы купленные товары были хорошего качества, вполне можно рекомендовать такую организационно-правовую форму, как ИП. В то же время довольно трудно представить себе крупный металлургический завод или нефтяную компанию, не имеющие статуса юридического лица.
Еще одним плюсом юридического лица является свобода выбора места государственной регистрации. По закону регистрация юридического лица (в том числе ООО и ЗАО) осуществляется налоговым органом по месту нахождения его органов управления (обычно - по адресу офиса регистрируемой организации), которое никак не связано с местом жительства ("прописки") его учредителей. Например, учредитель - физическое лицо, постоянно проживающее в Санкт-Петербурге, имеет право зарегистрировать ООО в Москве, в Екатеринбурге или во Владивостоке. Попутно заметим, что закон не налагает ограничений на количество юридических лиц, в которых одно и то же физическое лицо может одновременно являться учредителем. Что касается индивидуальных предпринимателей, то они имеют право регистрировать предпринимательскую деятельность только по адресу регистрации своего места жительства (хотя также, как и юридические лица, могут после регистрации вести деятельность на всей территории России).
Выбирая форму для вновь создаваемого бизнеса, необходимо помнить также и о возможности его продажи в будущем. Продать бизнес индивидуального предпринимателя возможно только одним способом - путем продажи предприятия как имущественного комплекса, что еще более сложно в плане юридического оформления, чем продажа доли ООО. Но и форма ведения предпринимательской деятельности в виде ИП является востребованной, т.к. вполне подходит для предприятий малого бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги вышеизложенного я сделал следующие выводы.
Фирма, как субъект рыночных отношений, является ключевым звеном. Это объясняется тем, что в современной экономике фирмы производят основную массу товаров и услуг. Функционирование фирм обеспечивают предприниматели. Предпринимательские способности - это экономический ресурс, в состав которого следует включать, прежде всего, предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.
Фирмы представляют собой
самостоятельные, хозяйственные единицы
разных форм собственности, объединившие
экономические ресурсы для
Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, и прежде всего за счет максимализации прибыли.
Основной рабочий инструмент фирмы - это ее конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества фирмы. Конкурентное преимущество - это ценовые и качественные характеристики продукции фирмы, которые выгодно отличают её от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.
Фирма, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
Российское законодательство не содержит никаких норм, дискриминирующих какую-либо форму коммерческой организации по сравнению с другой, все организационно-правовые формы коммерческих организаций и физические лица - предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, имеют равные права как субъекты предпринимательской деятельности. Поэтому выбор остается за предпринимателем. Если в планах открытие предприятия, которое будет развиваться, тем самым повышая свою инвестиционную привлекательность и становясь все более конкурентоспособным товаром на рынке действующего бизнеса, предпочтительнее создавать такой бизнес в форме ЗАО - закрытого акционерного общества.
Закрытое акционерное
общества - более предпочтительная
форма ведения
Наиболее развитой формой является АО, наиболее устойчивое - полное товарищество, наиболее безопасной - коммандитное товарищество, наиболее замкнутой - ЗАО, наиболее открытой - ОАО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А.Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд.,перераб. И доп. – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
2. Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Книга 1. - М.,1997. - С.57-58. С. 10.
3. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. - М.,1993. - Гл.9.
2 Там же, Гл.11.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер-Ком, 1999.
5. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. Под ред. В.Д. Камаева. М., Владос, 1999.