Фонд социального страхования

Автор работы: d*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и порядка формирования расчетов и использования ресурсов ФСС.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
Объектом исследования является социальное страхование, а предметом выступает система социального страхования в РФ.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть финансовые основы функционирования ФСС;
- показать порядок формирования и распределения ресурсов Фонда;
- обозначить состав и структуру доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1: роль фондов социального страхования……………………….6
Глава 2: источники формирования……………………………………..11
Глава 3: направления использования ресурсов………………………..15
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая по соц.фондам.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

     Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру выплат в системе социального страхования выделяются страхование пенсий, пособий, социальных услуг и льготных благ.

     Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих основных принципах:

  • сочетание обязательности и добровольности социального страхования;
  • социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников;
  • компенсация потери личных доходов и трудоспособности;
  • формирование и использование целевых внебюджетных фондов;
  • сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности;
  • взаимодействие основных субъектов социального страхования - страхователей, страховщиков и застрахованных граждан;
  • баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан;
  • профилактика и реабилитация социальных рисков.

     С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения. 
 

     Исследование показало, что действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования.

     Сложившаяся система государственного социального  обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Уровни пенсионного обеспечения крайне низки, а качество медицинской помощи неудовлетворительно.

     Сложившиеся тенденции в средне и долгосрочной перспективе позволяют оценивать государственное социальное обеспечение как все менее дееспособное. Выходом из создавшейся ситуации может быть формирование системы обязательного социального страхования и реформа системы заработной платы.

Формирование  цивилизованной системы социального  страхование в России возможно при  условии применения междисциплинарного и внутрисистемного подходов, позволяющих учитывать «внешние» и «внутренние» факторы, влияющие на взаимосвязь базовых ее элементов по экономическому и административному регулированию и управлению системой.

     В ряду наиболее крупных «внешних»  систем выступает система заработной платы, которая определяет масштаб и тип охвата социальным страхованием (наемные и/ или самозанятые работники, методы и формы финансирования, масштабы формального и неформального секторов занятости) и позволяет создать благоприятные условия для реализации потенциала социального страхования. В этой связи все более актуальным вопросом является разработка концепции совершенствования системы заработной платы и доходов населения и включения ее важнейших направлений в бюджетный процесс всех уровней. В число основополагающих и первоочередных мер для этого целесообразно предусмотреть:

  1. Поэтапное, в течение 2-3 лет, повышение минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, с тем, чтобы ее уровень приблизился к 40% средней заработной платы.
  2. Пересмотр и расширение "замороженного" потребительского бюджета, который следует в ближайшее время довести до дореформенного (15-летней давности) уровня и определить стратегические задачи поэтапного приближения до величин среднеевропейского уровня.
  3. Принятие законодательных мер по уменьшению поляризации заработной платы и доходов, доведения тем самым в среднесрочной перспективе соотношения заработков крайних децильных групп до соотношения 1:10, уменьшив тем самым разбег в полтора раза.
  4. Законодательное определение сроков и мероприятий по доведению величины национальных расходов на социальную защиту до минимального уровня в 20% ВВП, как это определено рекомендациями Копенгагенских решений 1995 года, которые обязалась выполнять и Россия.

     Предложенные  концептуальные решения по регулированию  заработной платы и финансовой модели социального страхования позволят повысить уровень целевого распределения страховых средств в соответствии с уровнями и необходимостью компенсации социальных рисков, что возможно с помощью решения следующих основных задач:

  • минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем, чтобы в обозримой перспективе (3-4 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;
  • средние размеры пенсий и пособий могут быть повышены за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимума;
  • максимальные размеры выплат по страхованию будут соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50-60% предыдущего заработка.

Тем самым  будут созданы предпосылки для  формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, качество жизни населения, а также приблизить уровни социальных гарантий застрахованных россиян до уровня международных требований

     Кроме того, по сравнению с действующей  системой предлагается ввести следующие  новые виды социального страхования:

  • страхование профессиональных и региональных пенсий, что позволит финансово обеспечить существующие виды досрочных пенсий (за работу во вредных условиях труда и «северных» досрочных пенсий);
  • страхование по безработице, которое будет решать задачи по профессиональному переобучению и трудоустройству безработных;
  • страхование по уходу одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в регулярной и систематической помощи на дому1.

     Формирование  новых институтов обязательного социального страхования потребует принятия ряда федеральных законов2.

     Новая модель социального страхования  потребует повышения демократичности в управлении социальным страхованием. Для этого необходимо разработать и принять федеральный закон о товариществах взаимного страхования, а также ратифицировать Конвенции МОТ № 102 и 144, к которым Российская Федерация еще не присоединилась. Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере – злободневные темы сегодняшней России. Их ратификация позволит провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере. 
 
 
 

Заключение

      Действующая в России система социального  страхования до сих пор сохраняет  черты, в большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения.

      Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной  уплате в полном объеме страховых  взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы

  1. Федеральный закон РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации».
  2. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  3. Федеральный закон. № 165-ФЗ «Об Основах обязательного социального страхования».
  4. Налоговый кодекс РФ, имеющий статус федерального закона под № 118-ФЗ.
  5. Положение о фонде социального страхования Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 19.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005 N 484).
  6. Приложение к Федеральному закону «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».
  7. Приложение к Федеральному закону "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008год".
  8. Концепция совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации (проект)/ Аналитический вестник. - 2005г. - №13(265). 
  9. Официальный сайт Фонда Социального Страхования - http://www.fss.ru
  10. Страхование / Под ред. Доктора экон. наук, профессора Д.А. Фёдоровой

Информация о работе Фонд социального страхования