Автор работы: Валя Пруд, 22 Июля 2010 в 21:39, курсовая работа
Как известно, Россия в последнее десятилетие переживает настоящий реформаторский бум: в той или иной степени успешно реформируются многие сферы деятельности - судебная реформа, военная реформа, реформа системы пенсионного обеспечения…
Здравоохранение не стало исключением. Самым масштабным изменением системы здравоохранения новейшего периода стало изменение принципов и структуры финансирования оказания медицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С правовой точки зрения произошёл переход от административного регулирования финансирования здравоохранения к регулированию нормами гражданского права.
Введение
1. Обязательное медицинское страхование
2. Финансирование медицинского страхования
3. Необходимость создания обязательного медицинского страхования
4. Субъекты обязательного медицинского страхования
5. Фонды обязательного медицинского страхования
5.1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
5.2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
5.3. Страховые медицинские организации
6. Роль системы ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ
7. Проблемы медицинского страхования в России. Возможные пути выхода
Заключение
Второй причиной стала насущная необходимость повышения качества медицинского обслуживания. Недаром говорилось: «лечиться даром - даром лечиться».
Третья причина состояла по существу в «крепостной» привязанности жителей к своим районным, сельским и городским поликлиникам по месту жительства.
Внедрение ОМС в нашей стране дает возможность не только выбора поликлиники, но и лечащего врача. По данным только одной страховой компании, 10% пациентов предпочли сменить лечебное учреждение, к которому они были прикреплены. Страховые компании являются важным фактором поднятия качества медицинского обслуживания, так как за плохое лечение пациента, по решению экспертного совета, врач может заплатить из своего кармана.
В медицинском страховании появилась фигура частнопрактикующего врача. Узаконив частных специалистов, поставив их в равные стартовые условия, в том числе и в налогообложении, с другими врачами, тем самым создали условия для развития конкуренции в здравоохранении, что, безусловно, только на пользу пациентам.
Согласно закону, врач, работающий в системе первичной помощи, получил возможность стать распорядителем всей суммы средств, отпущенных на медицинское обслуживание пациентов. Иными словами, принципиально меняются функциональные обязанности врача. Он становится в ответе за все - и за оказание первичной помощи, и за реабилитацию больного, оплачивая услуги консультантов, лечение в стационаре и т.п.
Медицинское
страхование - это не автоматическое
увеличение окладов, а реальная плата
за медицинские услуги, оказываемые пациентам.
Это право врача зарабатывать самому,
а не пробивать вместе с профсоюзом более
высокие оклады. Медицинское страхование
должно стать тем экономическим рычагом,
который позволит провести структурную
перестройку системы здравоохранения,
сократить лишних врачей.
4.
СУБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Законом "О медицинском страховании граждан в РФ" определён круг лиц, участвующих в системе ОМС и обеспечивающих её работоспособность.
В первую очередь это страхователи - любые предприятия, учреждения, организации, а также государство в лице местных органов государственной власти, уплачивающие взносы на ОМС. С 1 января 2001 года взносы в фонды ОМС уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового Кодекса РФ.
Следующий участник системы ОМС - страховые медицинские организации. Это юридические лица, имеющие лицензию на право деятельности по обязательному медицинскому страхованию. Страховая медицинская организация (страховая компания) заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС, осуществляет деятельность по ОМС на некоммерческой основе, выдаёт страховые полисы4, а также контролирует объём, сроки и качество медицинской помощи и защищает интересы застрахованных.
Медицинские учреждения - ещё один участник системы ОМС - учреждение независимо от форм собственности, лицензированное на осуществление определённой деятельности и услуг по программам ОМС, а также имеющее аккредитацию, то есть соответствующее установленным профессиональным стандартам.
И, наконец,
самые многочисленные участники системы
ОМС - застрахованные лица - граждане России,
независимо от пола, возраста, состояния
здоровья, места жительства, уровня дохода,
а также иностранные граждане, постоянно
проживающие на территории Российской
Федерации, которые имеют право на бесплатное
(для них) получение медицинских услуг,
включённых в государственную программу
обязательного медицинского страхования.
5.
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ.
Фонды ОМС – это самостоятельные государственные кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования. Фонды ОМС предназначены для аккумулирования страховых взносов, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
По
Закону «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»
существует три группы субъектов управления
организацией и финансированием ОМС. Эти
субъекты заключают договоры на осуществление
ОМС, собирают и аккумулируют страховые
взносы, направляют средства на оплату
медицинских услуг. С точки зрения теории
страхования они выступают страховщиками,
но имеют существенные различия и обладают
строго разграниченными полномочиями
по выполнению конкретных страховых операций.
5.1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ
(ФФОМС)
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) создан Верховным Советом РФ и Правительством РФ как самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Федеральный фонд ОМС освобожден от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
Основными задачами Федерального фонда, согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857, являются:
Основными функциями Федерального фонда являются:
Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.
Временно свободные финансовые средства ФФОМС в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса ФФОМС могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда.
Затраты на содержание ФФОМС, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда.
Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
ФФОМС ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.
Управление ФФОМС осуществляется коллегиальным органом – правлением и директором фонда.
Состав правления Федерального фонда утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года.
Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правление
Федерального фонда по мере необходимости,
но не реже одного раза в год, назначает
аудиторскую проверку деятельности
Федерального фонда, осуществляемую специализированной
организацией, имеющей соответствующую
лицензию. Отчет о результатах этой проверки
представляется в Правительство РФ.
5.2.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
И ИХ ФИЛИАЛЫ (ТФОМС).
Порядок создания и деятельности ТФОМС регламентируется Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.5
Территориальный фонд является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами РФ. Это самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, подотчетное органам представительной и исполнительной власти. Территориальный фонд освобожден от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
Руководство
деятельностью ТФОМС
Состав правления утверждается органами законодательной власти территорий. Председатель избирается правлением. Исполнительный директор назначается администрацией территории.
Для выполнения своих задач ТФОМС может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым исполнительным директором Территориального фонда.
Территориальный фонд: