Формирование финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 05:12, доклад

Описание

Цель доклада - изучить как формируется финансовая политика; для этого решаются следующие задачи- рассмотреть, из чего складывается финансовая политика, какие госструктуры принимают в этом участие. Предмет исследования- финансовая политика государства, объект- этапы ее формирования.

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛАД.doc

— 40.00 Кб (Скачать документ)
 

Доклад  на тему: «Формирование  финансовой политики государства»

Цель  доклада - изучить как формируется финансовая политика; для этого решаются следующие задачи- рассмотреть, из чего складывается финансовая политика, какие госструктуры принимают в этом участие.

Предмет исследования- финансовая политика государства, объект- этапы ее формирования.

Государственная финансовая политика — совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и  эффективного функционирования экономики  и финансовой сферы страны, на создание своевременного бездефицитного государственного бюджета, использование финансов для выполнения государством своих функций.

       Государственные структуры, занимающиеся  планированием и осуществлением  финансовой политики государства:

·        аппарат Президента;

·        Законодательное собрание;

·        Правительство;

·        Министерство финансов;

·        Федеральное казначейство;

·        Центральный банк России;

·        местные финансовые органы и др.

 Общее управление финансами в соответствии с Конституцией РФ возложено на высшие органы власти:Совет Министров, Государственная Дума, аппарат Президента.

Правительство в лице Министерства Финансов составляет проект бюджета

Государственная Дума обсуждает проект бюджета, вносит по нему решения,

направляет  на обработку в правительство  и принимает совместно с Президентом

решение о его принятии. Глава государства  подписывает бюджет как закон.

   Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.

   На этапе формирования федерального бюджета Правительство России разрабатывает план-прогноз основных макроэкономических показателей функционирования экономики страны на очередной финансовый год. На основании этого прогноза Минфин РФ разрабатывает проект бюджета(определяет распределение расходов бюджета, а также федеральные целевые программы, подлежащие финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году.) Составленный проект бюджета представляется правительством на утверждение высшему законодательному органу (парламенту). Права парламента в отношении бюджета сводятся к праву вносить изменения в проект бюджета, утверждать его и требовать отчета о его исполнении.

   Правительство РФ обязано внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году. В свою очередь Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

   При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального бюджета в первом чтении обсуждаются его концепция и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год а также основные характеристики федерального бюджета (доходы, расходы, дефицит).

При рассмотрении проекта федерального бюджета в четвертом чтении Государственная Дума голосует за него в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый  Государственной  Думой федеральный  закон о федеральном  бюджете на очередной  финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. А после одобрения его Советом Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

   Финансовая политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами.

   Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.

    Государственное управление финансами предполагает не только разработку и утверждение бюджета, но и оперативное управление финансовыми ресурсами в течение всего срока действия закона о федеральном бюджете. Эту работу осуществляют главным образом Министерство финансов и его территориальные органы.

Минфин  РФ обеспечивает предоставление бюджетных средств, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. Оно выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга России, осуществляет управление государственным долгом страны, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий, проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, а также проверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности использования указанных средств.

    Оперативное управление государственными  финансовыми ресурсами осуществляется  также специально созданным в  составе Минфина РФ органом  - Федеральным казначейством. На него возложен учет всех операций по государственным финансовым ресурсам, ведение счетов и управление бюджетными средствами на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Таким образом, Федеральное казначейство обеспечивает учет всех денежных бюджетных средств, направляемых их получателям, контролирует своевременность перечисления бюджетных средств.

   Федеральное казначейство осуществляет  не только оперативное управление, но и контроль за использованием  государственных финансовых средств. Совместно с Государственной налоговой службой РФ Главное управление Федерального казначейства собирает и обрабатывает информацию о получении налогов и других платежей в федеральный бюджет. Казначейство занимается также сбором и анализом информации о состоянии финансов страны, прогнозированием объема государственных финансовых ресурсов. Совместно с Центральным банком РФ органы казначейства должны осуществлять обслуживание внешнего долга России.

Для контроля за использованием государственных  бюджетных и внебюджетных средств  органы казначейства наделены большими правами. Они могут осуществлять проверки денежных документов на предприятиях и в учреждениях любой формы собственности, применять к нарушителям штрафные санкции, принудительно взыскивать используемые не по назначению бюджетные средства.

Министерство  финансов, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований составляют систему внутреннего финансового контроля за расходованием бюджетных средств, внутреннего аудита. Однако кроме внутреннего аудита в России получила развитие система внешнего независимого аудита в виде Счетной палаты РФ. Она осуществляет надзор за целевым использованием бюджетных средств, проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.

Вывод: Финансовая политика - сознательное, целенаправленное использование государством финансовых отношений для реализации экономических и социальных задач.

Таким образом, в начале XXI в., финансовая политика России становится более предсказуемой  и целенаправленной. Ее реализация осуществляется с помощью финансового  аппарата, т.е. определенной структуры органов управления государственными финансами.

Информация о работе Формирование финансовой политики государства