Формирование социологической выборки. Типы выборок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:03, реферат

Описание

Организация социологического исследования - сложный и многоплановый процесс. Рассмотрим его основные составляющие.
Весь изучаемый социальный массив социологи называют генеральной совокупностью, конечно, для исследования берется какая-то часть, точно так же, как при анализе крови берется одна капля.
Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 35.12 Кб (Скачать документ)

4.Виды вопросов в анкете по форме представления

Методы социологических  исследований

 

По форме представления  можно выделить следующие виды вопросов: закрытые вопросы, полузакрытые вопросы  и открытые вопросы.

Закрытые вопросы

Закрытые вопросы предполагают, что респондент при ответе на вопрос ограничен заранее придуманным  исследователями списком вариантов  ответов содержащихся в анкете.

 

Пример закрытого вопроса: "Вы довольны своей зарплатой?" Варианты ответов:

 

а) Да, мне платят даже больше, чем я заслуживаю,

 

б) Да, я получаю столько, сколько заслуживаю,

 

в) Нет, я должен (должна) получать больше

 

г) Я не работаю

 

Закрытые вопросы также  могут быть дихотомическими, предусматривающими ответы только «да» или «нет» на вопрос или с множественным выбором - более двух вариантов ответа, как  в примере, приведенном выше.

В закрытых вопросах очень  важно правильно подобрать варианты ответов. Предложенные варианты должны охватывать все возможные варианты ответов на поставленный вопрос. Если это невозможно в силу очень большого числа вариантов ответов на этот вопрос, то перечисляются наиболее вероятные ответы и добавляется  вариант ответа «другое». Варианты ответов не в коем случае не должны ставить респондента в ситуацию, когда он вынужден выбирать ответ из списка вариантов, среди которых ни один ему не подходит. Например: «Вы перестали избивать свою жену по выходным?». Варианты ответа: «Да», «Нет».

 

Некоторые закрытые и полузакрытые вопросы могут подразумевать  не один, а несколько ответов респондента  на вопрос. В этом случае после формулирования вопроса респонденту сообщают, что  он может выбрать более одного варианта ответа на данный вопрос.

Полузакрытые вопросы

Полузакрытые вопросы  также как и закрытые, содержат варианты ответа респондента на поставленный вопрос, но при этом респондент может  не ограничиваться предложенным списком  вариантов, а предложить свой вариант  ответа. Полузакрытые вопросы более  сложны в обработке, но позволяют  собрать более интересную информацию, чем закрытые.

 Открытые вопросы

Открытые вопросы не содержат вариантов ответов, а предлагают опрашиваемому самому сформулировать ответ на вопрос в свободной форме. Процедура обработки открытых вопросов достаточно трудоемка и заключается  в следующем. Исследователи просматривают  заполненные анкеты и распределяют ответы респондентов на открытые вопросы  на несколько однородных групп.

 

Ответы респондентов внутри такой группы схожи по смыслу. Затем, каждой такой группе социологи присваивают  определенное название (категорию), которое  отражает общий смысл ответов  респондентов попавших в данную группу. Например, социологи проводят социологический  опрос для выяснения отношения  граждан к сотрудникам ДПС. При  анализе ответов респондентов на открытый вопрос «Как Вы оцениваете работу сотрудников ДПС в Вашем городе?», исследователи могут выявить  следующие категории ответов: «недовольство», «озлобленность», «зависть», «безразличие», «положительная оценка», «непонимание»  и т.д. Эти категории уже могут  быть использованы при статистической обработке результатов исследования, например, для построения частотных  таблиц, где высчитывается процент  ответов респондентов, относящихся  к той или иной категории.

 

Сложность обработки открытых вопросов компенсируется богатством информации, которую получают исследователи. Эти  вопросы применяются в случаях  большой неопределенности, когда  у социологов, маркетологов или психологов нет достаточной информации об исследуемом  явлении или процессе, чтобы заранее  предугадать всевозможные варианты ответов на интересующий их вопрос.

 

5.количественные методы сбора социологической информации

Анализ документов. Любое  социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Документом можно назвать любой предмет, специально соз­данный человеком или группой людей в целях хранения и пере­дачи информации. В документах используются различные спо­собы закрепления информации: с помощью слов, цифр, символов, рисунков. Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из докумен­тальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Использование документальных источников информации в научном  исследовании позволяет: быстро и при  минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке  зрения, позиции авторов документов.

В социологии применяют  следующие методы изучения доку­ментов:

неформализованный (традиционный);

формализованный.

В свою очередь формализованный  вид анализа документов может  быть представлен тремя разновидностями:

контент-анализом или анализом содержания (от англ. – content – содержание);

анализом статистической информации;

информационно-целевым  анализом текстовой информации.

Каждый из этих методов  имеет свои достоинства и недостатки. Традиционный метод анализа документов основывается на «понимающем» восприятии текста. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, труд­ностями использования технических средств. Эти недостатки пре­одолеваются с помощью количественных приемов исследования, характерных для контент-анализа.

Контент-анализ – это  форма­лизованный (количественный) метод изучения документов, пред­полагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. Процедура контент-анализа позволяет воссоздать социальную реальность по индикаторам, содержащимся в различных источниках информации. Как правило, такими источниками являются периодическая печать, радио- и телепередачи, информация сети интернет, одним словом, информация, имеющая значительный объем и тенденцию к постоянному обновлению.

Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Объектом их исследования выступают такие документальные источники, как: протоколы заседаний  органов власти (Парламента, законодательных  органов всех уровней), планы проведения заседаний, количество и содержательная сторона политических решений всех органов власти и многое другое. Например, в 1994 и 1995 годах анализировались  президентские послания США Билла  Клинтона. Послания содержат от 7 до 10 тысяч  слов. Сначала были сформированы категории  слов, относящихся к экономике, бюджету  страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи. По изменению относительных  частот в посланиях 1994 и 1995 годов  были сделаны выводы об изменении  политики государства в различных  областях. Аналогичные исследования начали проводиться с посланиями президента России.

Опросные методы. Большая  часть эмпирической информации добывается в соци­ологии при помощи опросных методов. Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают наибольшую часть всех социологических данных. Назначение опроса – сбор све­дений о состоянии общественного (коллективного) мнения боль­ших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контак­тов (бесед) с социологом.

Опрос является важнейшим, а в некоторых случаях единствен­ным способом изучения субъективных взглядов людей. Но выводы из данных, полученных методом опроса, не всегда соответствуют объективному положению вещей, иногда отражают лишь оценоч­ные мнения опрашиваемых. Поэтому надежность информации, полученной с помощью опроса, следует дополнительно уточнять и проверять другими методами: анализом документов, наблюдением, экспериментами, а также специальными приемами верификации.

Среди основных видов опросов, применяемых в прикладном социологическом  исследовании, выделяют: анкетные опросы, интервьюирование, экспертные опросы, социометрические опросы и  тестирование.

Две основные разновидности  опроса: анкетирование (опраши­ваемый заполняет вопросник сам, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него) и интервьюирование (при его проведении происходит личное общение интервьюера с респон­дентом; интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фикси­рует полученные ответы).

Из всех видов опросов  особенно часто в социологическом  исследовании используются анкетные опросы. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в  присутствии анкетера или без  него. По форме проведения оно может  быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время  можно опросить значительное число  людей. Оно бывает также очным  и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос, опрос через газету, журнал.

Анкета – размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных респонденту. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой  информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются  максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

В зависимости от того, какое  количество людей будет опрошено, анкетирование бывает сплошным или  выборочным. При сплошном анкетировании  опрашивается вся генеральная совокупность, а при выборочном только ее часть  – выборочная совокупность. Выборочное анкетирование – наиболее распространенный метод получения пер­вичной социологической информации.

Наиболее гибким методом  сбора социологической информа­ции является интервью. Интервью – это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом. Формализованное – вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек “закрытых вопросов” (анкета интервью), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов. Полуформализированное -  в ходе диалога задаются заранее разработанные вопросы по теме и дополнительные.

Классическое социальное обследование с использованием интервьюирования было осуществлено в XIXв. английским предпринимателем Чарльзом Бутом, который изучил условия жизни в Лондоне. Его работа «Жизнь и труд населения Лондона» занимает 17 томов. Три года Бут жил среди бедноты и провел тысячи личных интервью. В частности, его отчет о состоянии религиозности в Лондоне основан на 1800 интервью.

Важное значение для социолога, проводящего опрос, имеет определение обследуемой совокупности. Она задается самим объектом исследования (например, обследование студентов, пенсионеров, вкладчиков Сбербанка, работников предприятия). Все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования  образует генеральную совокупность. Часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называются выборочной совокупностью. Репрезентативностью называется свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности.

 

6. Качественные методы социологического исследования: содержание, сфера применения

Качественные исследования предназначены для получения  с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?» «Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения». Качественные методы основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию.

 

В социологической практике под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом. Их носителями могут быть рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи, предметы и пр. Но чаще всего  они представлены в виде вербальной информации- текста или речи. От количественных данных качественные отличаются тем, что содержание последних несет в себе смысл, непосредственно характеризующий самого их носителя, в то время как количественные указывают на масштаб, объем, интенсивность характеристик изучаемого явления.

 

Качественные методы дают возможность выделить мотивационную  составляющую восприятия людьми объектов социологического исследования, повышая таким образом информативность выводов и даже серьезно изменяя их. Качественные методы направлены на изучение максимально широкого спектра мнений. Раскрытие наиболее полной картины ситуации является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи изучаемого явления, а значит - воздействовать на него.

 

Качественные методы наиболее применимы для решения практических задач по анализу общественного  мнения в сфере средств массовой информации и маркетинга. Они позволяют  исследовать глубинные механизмы  процесса влияния массовой коммуникации на индивидуальное сознание и увидеть  закономерности восприятия социальной информации. Меняя набор методик, можно задать уровень получаемой информации: от социально обусловленных  реакций до их подсознательной мотивации. Можно выделить несколько уровней  анализа:

 

1. Сознательных факторов, доступных для структурированных опросников;

2. Личных чувств и  языка, для которых требуется  «сочувствующее» интервью;

3. Интуитивных ассоциаций, для выявления которых используются  невербальные методы или игры, выявляющие внутренний мир респондентов;

4. Бессознательных, спонтанных  реакций, не подверженных цензуре  сознания факторов, поддающихся  проективным методам.

 

Качественные методы можно  использовать не только для уточнения  внутренней структуры и динамики общественного мнения, но и как  вспомогательные при подготовке количественных исследований - например при формировании анкеты (получение спектра ответов, их предварительная кластеризация), или при разработке рабочей гипотезы исследования (выяснение специфических закономерностей восприятия изучаемого феномена и уточнение направлений исследования).

 

Преимущество качественных методов социологического исследования заключается в том, что они  позволяют не только констатировать наличие явления, но и выявить  возможные причины возможные  последствия его возникновения. Основной недостаток качественных методов  социологического исследования заключается  в том, что при малой (ограниченной, нерепрезентативной) выборке они  не позволяют производить корректную количественную оценку выделенных параметров.

Информация о работе Формирование социологической выборки. Типы выборок