Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:03, реферат
Организация социологического исследования - сложный и многоплановый процесс. Рассмотрим его основные составляющие.
Весь изучаемый социальный массив социологи называют генеральной совокупностью, конечно, для исследования берется какая-то часть, точно так же, как при анализе крови берется одна капля.
Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию.
4.Виды вопросов в анкете по форме представления
Методы социологических исследований
По форме представления можно выделить следующие виды вопросов: закрытые вопросы, полузакрытые вопросы и открытые вопросы.
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы предполагают,
что респондент при ответе на вопрос
ограничен заранее придуманным
исследователями списком
Пример закрытого вопроса: "Вы довольны своей зарплатой?" Варианты ответов:
а) Да, мне платят даже больше, чем я заслуживаю,
б) Да, я получаю столько, сколько заслуживаю,
в) Нет, я должен (должна) получать больше
г) Я не работаю
Закрытые вопросы также могут быть дихотомическими, предусматривающими ответы только «да» или «нет» на вопрос или с множественным выбором - более двух вариантов ответа, как в примере, приведенном выше.
В закрытых вопросах очень
важно правильно подобрать
Некоторые закрытые и полузакрытые
вопросы могут подразумевать
не один, а несколько ответов
Полузакрытые вопросы
Полузакрытые вопросы также как и закрытые, содержат варианты ответа респондента на поставленный вопрос, но при этом респондент может не ограничиваться предложенным списком вариантов, а предложить свой вариант ответа. Полузакрытые вопросы более сложны в обработке, но позволяют собрать более интересную информацию, чем закрытые.
Открытые вопросы
Открытые вопросы не содержат вариантов ответов, а предлагают опрашиваемому самому сформулировать ответ на вопрос в свободной форме. Процедура обработки открытых вопросов достаточно трудоемка и заключается в следующем. Исследователи просматривают заполненные анкеты и распределяют ответы респондентов на открытые вопросы на несколько однородных групп.
Ответы респондентов внутри
такой группы схожи по смыслу. Затем,
каждой такой группе социологи присваивают
определенное название (категорию), которое
отражает общий смысл ответов
респондентов попавших в данную группу.
Например, социологи проводят социологический
опрос для выяснения отношения
граждан к сотрудникам ДПС. При
анализе ответов респондентов на
открытый вопрос «Как Вы оцениваете работу
сотрудников ДПС в Вашем
Сложность обработки открытых вопросов компенсируется богатством информации, которую получают исследователи. Эти вопросы применяются в случаях большой неопределенности, когда у социологов, маркетологов или психологов нет достаточной информации об исследуемом явлении или процессе, чтобы заранее предугадать всевозможные варианты ответов на интересующий их вопрос.
5.количественные методы сбора социологической информации
Анализ документов. Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Документом можно назвать любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения и передачи информации. В документах используются различные способы закрепления информации: с помощью слов, цифр, символов, рисунков. Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.
Использование документальных
источников информации в научном
исследовании позволяет: быстро и при
минимальных затратах получить сведения
об объективных фактах, явлениях, событиях,
связанных с темой
В социологии применяют следующие методы изучения документов:
неформализованный (традиционный);
формализованный.
В свою очередь формализованный
вид анализа документов может
быть представлен тремя
контент-анализом или анализом содержания (от англ. – content – содержание);
анализом статистической информации;
информационно-целевым анализом текстовой информации.
Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки. Традиционный метод анализа документов основывается на «понимающем» восприятии текста. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, трудностями использования технических средств. Эти недостатки преодолеваются с помощью количественных приемов исследования, характерных для контент-анализа.
Контент-анализ – это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. Процедура контент-анализа позволяет воссоздать социальную реальность по индикаторам, содержащимся в различных источниках информации. Как правило, такими источниками являются периодическая печать, радио- и телепередачи, информация сети интернет, одним словом, информация, имеющая значительный объем и тенденцию к постоянному обновлению.
Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Объектом их исследования выступают такие документальные источники, как: протоколы заседаний органов власти (Парламента, законодательных органов всех уровней), планы проведения заседаний, количество и содержательная сторона политических решений всех органов власти и многое другое. Например, в 1994 и 1995 годах анализировались президентские послания США Билла Клинтона. Послания содержат от 7 до 10 тысяч слов. Сначала были сформированы категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи. По изменению относительных частот в посланиях 1994 и 1995 годов были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Аналогичные исследования начали проводиться с посланиями президента России.
Опросные методы. Большая часть эмпирической информации добывается в социологии при помощи опросных методов. Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают наибольшую часть всех социологических данных. Назначение опроса – сбор сведений о состоянии общественного (коллективного) мнения больших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контактов (бесед) с социологом.
Опрос является важнейшим,
а в некоторых случаях
Среди основных видов опросов, применяемых в прикладном социологическом исследовании, выделяют: анкетные опросы, интервьюирование, экспертные опросы, социометрические опросы и тестирование.
Две основные разновидности опроса: анкетирование (опрашиваемый заполняет вопросник сам, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него) и интервьюирование (при его проведении происходит личное общение интервьюера с респондентом; интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы).
Из всех видов опросов особенно часто в социологическом исследовании используются анкетные опросы. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос, опрос через газету, журнал.
Анкета – размноженный
на компьютере или типографским способом
документ, содержащий в среднем от
30 до 40 вопросов, адресованных респонденту.
Логика построения вопросов в анкете
соответствует целям
В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование бывает сплошным или выборочным. При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность, а при выборочном только ее часть – выборочная совокупность. Выборочное анкетирование – наиболее распространенный метод получения первичной социологической информации.
Наиболее гибким методом
сбора социологической информа
Классическое социальное обследование с использованием интервьюирования было осуществлено в XIXв. английским предпринимателем Чарльзом Бутом, который изучил условия жизни в Лондоне. Его работа «Жизнь и труд населения Лондона» занимает 17 томов. Три года Бут жил среди бедноты и провел тысячи личных интервью. В частности, его отчет о состоянии религиозности в Лондоне основан на 1800 интервью.
Важное значение для социолога, проводящего опрос, имеет определение обследуемой совокупности. Она задается самим объектом исследования (например, обследование студентов, пенсионеров, вкладчиков Сбербанка, работников предприятия). Все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования образует генеральную совокупность. Часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называются выборочной совокупностью. Репрезентативностью называется свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности.
6. Качественные методы социологического исследования: содержание, сфера применения
Качественные исследования предназначены для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?» «Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения». Качественные методы основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию.
В социологической практике
под качественными данными
Качественные методы дают возможность выделить мотивационную составляющую восприятия людьми объектов социологического исследования, повышая таким образом информативность выводов и даже серьезно изменяя их. Качественные методы направлены на изучение максимально широкого спектра мнений. Раскрытие наиболее полной картины ситуации является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи изучаемого явления, а значит - воздействовать на него.
Качественные методы наиболее
применимы для решения
1. Сознательных факторов, доступных для структурированных опросников;
2. Личных чувств и языка, для которых требуется «сочувствующее» интервью;
3. Интуитивных ассоциаций,
для выявления которых
4. Бессознательных, спонтанных
реакций, не подверженных
Качественные методы можно использовать не только для уточнения внутренней структуры и динамики общественного мнения, но и как вспомогательные при подготовке количественных исследований - например при формировании анкеты (получение спектра ответов, их предварительная кластеризация), или при разработке рабочей гипотезы исследования (выяснение специфических закономерностей восприятия изучаемого феномена и уточнение направлений исследования).
Преимущество качественных
методов социологического исследования
заключается в том, что они
позволяют не только констатировать
наличие явления, но и выявить
возможные причины возможные
последствия его возникновения.
Основной недостаток качественных методов
социологического исследования заключается
в том, что при малой (ограниченной,
нерепрезентативной) выборке они
не позволяют производить
Информация о работе Формирование социологической выборки. Типы выборок