Государственная иновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:39, реферат

Описание

На протяжении последних десяти лет Правительство Республики Казахстан занималось укреплением финансового сектора, накоплением материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной системы.

Содержание

Введение
1 Сущность и принципы государственной инновационной политики
2 Формирование государственной инновационной политики
3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

государтвенная иновационная политика.docx

— 25.02 Кб (Скачать документ)

Введение

1 Сущность и принципы  государственной инновационной  политики

2 Формирование государственной  инновационной политики

3 Этапы индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении последних  десяти лет Правительство Республики Казахстан занималось укреплением  финансового сектора, накоплением  материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной  системы.

Стратегия Казахстан 2030

Сегодня перед Правительством стоит очередная задача - разработать  грамотную индустриальную политику, которая позволит республике развить  промышленную базу страны, основанную на новом высокотехнологичном и  конкурентном производстве.

В основные задачи Правительства  при разработке индустриальной программы  входит: определение перспективных  перерабатывающих производств, повышение  качества отечественной продукции, расширение ассортимента готовой продукции, модернизация основных фондов предприятий, изучение внешних рынков, создание конкурентных преимуществ для продвижения  отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, и немаловажной задачей является накопление научно-технического потенциала страны с целью создания базы для интеграции Республики в  мировое постиндустриальное общество.

Интенсивный приток инвестиций в экономику Казахстана требует  качественного изменения работы строительных организаций. В первую очередь, это касается коренного  изменения технологии строительных работ, строительных материалов и механизмов, применяемых при возведении объектов. Промышленность строительных материалов и конструкций с учетом расширения строительных работ в Астане, а  также в таких городах как  Алматы и Атырау, сохранит свою ведущую роль, особенно в производстве и поставках железобетонных, бетонных и гипсокартонных изделий, высокоэффективных утеплителей, пластиковых труб, строительного стекла, легких строительных конструкции, цемента, обоев и красителей для отделки. Таким образом, огромная нагрузка ложится на плечи малого и среднего бизнеса, который является основой формации современного общества, формирует основную часть ВВП большинства развитых стран. Именно в данном секторе сконцентрирована основная масса национальных ресурсов.

 

1 Сущность и  принципы государственной инновационной  политики

Государственная инновационная  политика Государственная инновационная  политика - это составная часть  социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РК в области науки, техники и  реализации достижений науки и техники  представляется в разрабатываемых  правительством РК концепции социально-экономического развития РК на долгосрочную перспективу  и программе социально-экономического развития РК на среднесрочную перспективу.

Государственная инновационная  политика РК формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

· признание приоритетного  значения инновационной деятельности для повышения эффективности  уровня технологического развития общественного  производства, конкурентоспособности  наукоемкой продукции, качества жизни  населения и экономической безопасности;

· обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным  функционированием конкурентного  механизма в инновационной сфере;

· концентрация государственных  ресурсов на создании и распространении  базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные  структурные сдвиги в экономике;

· создание условий для  развития рыночных отношений в инновационной  сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной  деятельности;

· создание благоприятного инвестиционного климата при  осуществлении инновационной деятельности;

· активизация международного сотрудничества РК в инновационной  сфере;

· укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления  инновационной деятельности.

 

Формирование и осуществление  государственной инновационной  политики РК обеспечивают органы государственной  исполнительной власти РК, назначаемые Правительством РК. Инновационная политика субъектов РК формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РК с учетом государственной инновационной политики РК и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством РК.

Политика в области  инновационной деятельности как  элемент системы государственного регулирования имеет:

· четко определенные цели и приоритетные направления инновационной  деятельности;

· органы управления, реализующие  функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

· информационную систему, формирующую  информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций  управления;

· инструменты регулирования  и поддержки, с помощью которых  органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формирование  государственной инновационной  политики

«Переход РК к инновационному пути развития - это единственная возможность  сделать нашу страну конкурентоспособной  и войти в мировое сообщество на равных»говорится в “Основах политики РК в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

Политика, формируемая Министерством  образования и науки РК, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно - техническая программа: определение  приоритетов в сфере науки  и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических  приоритетов, механизмов создания и  построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в РК; а также содействие укреплению материально-технической базы научной  деятельности ВУЗов, совершенствование  нормативно-правовой базы науки и  инновационной сферы, и др.

Управление программой осуществляется Научно-координационным советом  под руководством Министра. По шести  основным научно - техническим направлениям сформированы приоритеты:

· наноиндустрия и перспективные материалы;

· энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

· технологии живых систем;

· информационно-телекоммуникационные системы;

· экология и рациональное природопользование;

· безопасность и противодействие  терроризму.

В новой редакции программы  следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

Первый блок - генерация  знаний

В рамках этого блока реализуется  около 250 проблемно-ориентированных  поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка  научно-организационного и методического  обеспечения интеграции научной  и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты  в этой сфере, создаются научно-образовательные  комплексы.

Второй блок - разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических  и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем  около 10 млн. тенге. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы - коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует  говорить о создании и развитии эффективных  механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в  этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные  проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством  промышленности, науки и технологий РК и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Агентства  науки и инноваций, фактически при  поддержке Министерства образования  и науки РК.

Важнейший элемент - это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это  бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере; казахстанский  фонд технологического развития (КФТР).

КФТР - внебюджетный фонд, который  формируется из тех отчислений, которые  предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно - технических, инновационных проектов.

 

3 Этапы индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан

В реализации Стратегии Стратегия  индустриально- инновационного развития Республики Казахстан до 2015 г. (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан, № 1096 от 17.05.2003 г.) индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в  законодательство, отраслевые программы  развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих  специалистов. Также будут созданы  институты развития, через которые  государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов - участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию  основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной  продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы  станет изменение структуры экономики  и диверсификация экспорта.

Общая стоимость Программы  на 2005-2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется  привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме  не менее 60410,83 млн. тенге.

Активное проведение индустриально-инновационной  политики обеспечит темпы роста  экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и  газа не приведут к коренному изменению  структуры экономики и промышленного  производства.

Заключение

Укрепление конкурентных позиций Казахстана в глобальной экономике во многом будет определяться его вступлением во Всемирную  торговую организацию. Эту задачу мы последовательно решаем уже несколько  лет и близки к завершению.

Во-первых, для учета национальных интересов Казахстана до конца года необходимо привести законодательство Казахстана в соответствие с нормами  обязательных соглашений ВТО.

Во-вторых, в процессе вступления Казахстана в ВТО Правительство  должно отстоять приемлемый уровень  внутренней государственной поддержки  аграрного сектора и реализовать  соответствующие адаптационные  меры по подготовке промышленных предприятий  к эффективному функционированию в  условиях ВТО.

В-третьих, нужно выработать реальные, действенные и системные  меры по совершенствованию таможенного  администрирования и обеспечению  профессионального соответствия специалистов таможенной службы современным требованиям. Мы должны проводить политику открытости экономики, снижения таможенных барьеров между странами региона и установления единого уровня внешних тарифов  в регионе. На эти и другие цели нашей таможенной системе государство  в последние годы выделяет значительные суммы.

В-четвертых, нужно ускорить процесс перехода всех юридических  лиц на международные стандарты  финансовой отчетности.

В-пятых, Правительство совместно  с Союзом «Атамекен» должны в ближайшее время подготовить для наших промышленников и предпринимателей из всех секторов экономики соответствующие рекомендации.

Для того, чтобы ввести данные индикаторы в практику определения эффективности реализации Стратегии, целесообразно в статистические сборники ввести обязательную информацию по следующим показателям:

1. Инвестиции в реализацию  Стратегии индустриально- инновационного  развития. В том числе по источникам  финансирования:

* кредиты казахстанских  банков;

 

* кредиты иностранных  банков;

* иностранные инвестиции;

* бюджетные средства;

* другие инвестиции.

Реализация Стратегии  позволит:

* увеличить к 2015 году  удельный вес производства товаров  в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;

* повысить удельный вес  услуг научной и научно-инновационной  деятельности в структуре ВВП  с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;

* замедлить снижение доли  обрабатывающей промышленности  в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения:  данный показатель без проведения  индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

Вместе с тем, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости  горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти - 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие  производства составят только 46-47%. При  этом доля наукоемких и высокотехнологичных  производств возрастет с 0,1% от ВВП  в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре  добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и  обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости  обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной  продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.

Информация о работе Государственная иновационная политика