Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:39, реферат
На протяжении последних десяти лет Правительство Республики Казахстан занималось укреплением финансового сектора, накоплением материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной системы.
Введение
1 Сущность и принципы государственной инновационной политики
2 Формирование государственной инновационной политики
3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
Заключение
Список литературы
Введение
1 Сущность и принципы государственной инновационной политики
2 Формирование государственной инновационной политики
3 Этапы индустриально-
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжении последних
десяти лет Правительство Республики
Казахстан занималось укреплением
финансового сектора, накоплением
материальной базы, привлечением инвестиций,
формированием налоговой и
Стратегия Казахстан 2030
Сегодня перед Правительством стоит очередная задача - разработать грамотную индустриальную политику, которая позволит республике развить промышленную базу страны, основанную на новом высокотехнологичном и конкурентном производстве.
В основные задачи Правительства при разработке индустриальной программы входит: определение перспективных перерабатывающих производств, повышение качества отечественной продукции, расширение ассортимента готовой продукции, модернизация основных фондов предприятий, изучение внешних рынков, создание конкурентных преимуществ для продвижения отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, и немаловажной задачей является накопление научно-технического потенциала страны с целью создания базы для интеграции Республики в мировое постиндустриальное общество.
Интенсивный приток инвестиций в экономику Казахстана требует качественного изменения работы строительных организаций. В первую очередь, это касается коренного изменения технологии строительных работ, строительных материалов и механизмов, применяемых при возведении объектов. Промышленность строительных материалов и конструкций с учетом расширения строительных работ в Астане, а также в таких городах как Алматы и Атырау, сохранит свою ведущую роль, особенно в производстве и поставках железобетонных, бетонных и гипсокартонных изделий, высокоэффективных утеплителей, пластиковых труб, строительного стекла, легких строительных конструкции, цемента, обоев и красителей для отделки. Таким образом, огромная нагрузка ложится на плечи малого и среднего бизнеса, который является основой формации современного общества, формирует основную часть ВВП большинства развитых стран. Именно в данном секторе сконцентрирована основная масса национальных ресурсов.
1 Сущность и
принципы государственной
Государственная инновационная
политика Государственная инновационная
политика - это составная часть
социально-экономической
Государственная инновационная политика РК формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
· признание приоритетного
значения инновационной деятельности
для повышения эффективности
уровня технологического развития общественного
производства, конкурентоспособности
наукоемкой продукции, качества жизни
населения и экономической
· обеспечение государственного
регулирования инновационной
· концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
· создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
· создание благоприятного
инвестиционного климата при
осуществлении инновационной
· активизация международного сотрудничества РК в инновационной сфере;
· укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
Формирование и осуществление государственной инновационной политики РК обеспечивают органы государственной исполнительной власти РК, назначаемые Правительством РК. Инновационная политика субъектов РК формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РК с учетом государственной инновационной политики РК и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством РК.
Политика в области
инновационной деятельности как
элемент системы
· четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
· органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
· информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
· инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
2 Формирование государственной инновационной политики
«Переход РК к инновационному пути развития - это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных»говорится в “Основах политики РК в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.
Политика, формируемая Министерством образования и науки РК, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно - техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в РК; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.
Управление программой осуществляется
Научно-координационным
· наноиндустрия и перспективные материалы;
· энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;
· технологии живых систем;
· информационно-
· экология и рациональное природопользование;
· безопасность и противодействие терроризму.
В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.
Первый блок - генерация знаний
В рамках этого блока реализуется
около 250 проблемно-ориентированных
поисковых исследований фундаментального
характера и прикладные разработки.
Осуществляется также поддержка
научно-организационного и методического
обеспечения интеграции научной
и образовательной
Второй блок - разработка технологий
Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. тенге. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.
Третий блок программы - коммерциализация технологий
В первую очередь, здесь следует
говорить о создании и развитии эффективных
механизмов государственного и частного
партнёрства. Хорошими примерами в
этой связи могут стать реализуемые,
начиная с 2003 года, важнейшие инновационные
проекты государственного значения,
которые были поддержаны ещё Министерством
промышленности, науки и технологий
РК и очень успешно продолжают
развиваться при поддержке
Важнейший элемент - это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере; казахстанский фонд технологического развития (КФТР).
КФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно - технических, инновационных проектов.
3 Этапы индустриально-
В реализации Стратегии Стратегия индустриально- инновационного развития Республики Казахстан до 2015 г. (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан, № 1096 от 17.05.2003 г.) индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.
На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.
Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов - участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.
На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.
Общая стоимость Программы на 2005-2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.
Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.
Результаты от реализации
Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного
освоения месторождений нефти и
газа не приведут к коренному изменению
структуры экономики и
Заключение
Укрепление конкурентных позиций Казахстана в глобальной экономике во многом будет определяться его вступлением во Всемирную торговую организацию. Эту задачу мы последовательно решаем уже несколько лет и близки к завершению.
Во-первых, для учета национальных интересов Казахстана до конца года необходимо привести законодательство Казахстана в соответствие с нормами обязательных соглашений ВТО.
Во-вторых, в процессе вступления
Казахстана в ВТО Правительство
должно отстоять приемлемый уровень
внутренней государственной поддержки
аграрного сектора и
В-третьих, нужно выработать
реальные, действенные и системные
меры по совершенствованию таможенного
администрирования и
В-четвертых, нужно ускорить процесс перехода всех юридических лиц на международные стандарты финансовой отчетности.
В-пятых, Правительство совместно с Союзом «Атамекен» должны в ближайшее время подготовить для наших промышленников и предпринимателей из всех секторов экономики соответствующие рекомендации.
Для того, чтобы ввести данные индикаторы в практику определения эффективности реализации Стратегии, целесообразно в статистические сборники ввести обязательную информацию по следующим показателям:
1. Инвестиции в реализацию
Стратегии индустриально-
* кредиты казахстанских банков;
* кредиты иностранных банков;
* иностранные инвестиции;
* бюджетные средства;
* другие инвестиции.
Реализация Стратегии позволит:
* увеличить к 2015 году
удельный вес производства
* повысить удельный вес
услуг научной и научно-
* замедлить снижение доли
обрабатывающей промышленности
в структуре ВВП с 13,3% в 2000
году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения:
данный показатель без
Вместе с тем, без реализации
Стратегии доля добавленной стоимости
горнодобывающих отраслей в промышленном
производстве в 2015 году может достигнуть
55-56%, в том числе в добыче нефти
- 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом
реализации Стратегии горнодобывающие
производства составят только 46-47%. При
этом доля наукоемких и высокотехнологичных
производств возрастет с 0,1% от ВВП
в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные
изменения произойдут в структуре
добавленной стоимости