Государственное кредитование в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования
1.1 Сущность государственного кредита
1.2 Формы и методы государственного кредита
Глава 2. Государственный долг
2.1 Понятие государственного долга в рыночной экономике
2.2 Внешний государственный долг
2.3 Управление государственным долгом в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

финансы презентация.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

Введение 

 
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования

 
1.1 Сущность государственного кредита  
1.2 Формы и методы государственного кредита

 
Глава 2. Государственный долг

 
2.1 Понятие государственного долга  в рыночной экономике  
2.2 Внешний государственный долг  
2.3 Управление государственным долгом в Республике Казахстан

 
Заключение 

 
Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  
Экономические и политические реформы, проводимые в Казахстане с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.  
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.  
В последнее время интерес финансистов к государственных займов и государственного долга. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.  
В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг. 
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. 
Цель данной работы является рассмотреть государственный долг и государственный кредит. 
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:  
рассмотреть теоретические основы государственного кредитования; 
изучить понятие и сущность государственного долга; 
исследовать управления государственным долгом. 
 
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования 
 
1.1 Сущность государственного кредита 
 
Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - юридические и физические лица. 
Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно на финансирование экономики. Отношения по государственному кредиту включают в финансовые по следующим основаниям: 
1) мобилизуемые путем государственного кредита средства рассматриваются как финансовые ресурсы государства, направляемые для финансирования разных потребностей - как производственных, так и непроизводственных, равно как стратегических, так и оперативных;

2) расчеты за полученные  и предоставленные кредиты, выплаты  процентов за них производятся за счет средств бюджетов -центрального (республиканского) при заимствованиях правительства, или местных - при заимствованиях местных органов власти. Поскольку основную и постоянную часть бюджетов составляют налоговые поступления, то принято считать мобилизуемые посредством займов средства «антиципированными налогами», то есть налогами, взысканными наперед. 
В границах распределительной функции финансов государственный кредит выполняет подфункцию перераспределения денежных средств на условиях их последующего возврата. Это связано с аккумуляцией временно свободных денежных средств у населения, предприятий и организаций. В этой функции государственный кредит является одной из форм организации сбережений. С помощью кредита, относительно небольшие в среднем, сбережения населения, предприятий концентрируются у государства и направляются на финансирование потребностей экономики, социально-экономической инфраструктуры. 
Это достигается путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, предприятий и организаций, выпуска других видов ценных бумаг государства (казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов). Наличие разнообразных инструментов государственного заимствования дает возможность населению свободу выбора организационных форм сбережений. Объективными результатами действия этой функции является увеличение объема и ускорения темпов расширенного воспроизводства. 
Перераспределительная функция государственного кредита проявляется также в его свойстве «антиципирования», когда средства, используемые в текущем периоде, могут возвращаться кредитору через десятки лет, то есть за счет налогов, взимаемых с будущих поколений; таким образом, достигается перераспределение средств будущих поколений в пользу нынешних. 
Вторая подфункция государственного кредита -регулирующая. В первую очередь государство регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов, оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента. Тем самым государство вступает в конкуренцию на этом рынке и вытесняет с него частных инвесторов («эффект вытеснения»). Это вызывает ограничение их инвестирования в определенные виды бизнеса. Одновременно при покупке ценных бумаг государства достигается сокращение денег (наличных и безналичных) в обращении, что может быть эффективным для ликвидации последствий эмиссии денег.

 

 

1.2  Формы и методы  государственного кредита

 

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренний выступает в следующих формах: обращение части вкладов населения в государственные займы, т. е. сберегательные учреждения предоставляюткредит государству за счет заемных средств, а именно депозита. Особенность этого кредита в том, что сберегательные учреждения выступают как посредники, которые действуют без ведома реальных владельцев вкладов. Сберегательные учреждения покупают у государства ценные бумаги и продают их населению; 
заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. В этом случае правительство занимает у ЦБ средства для погашения дефицита бюджета и возмещает долг, образовавшийся в прошлые годы; 
казначейские ссуды, т. е. оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности; 
государственные займы характеризуется тем, что свободные денежные средства предприятий, населения привлекаются на финансирование общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг; гарантированные займы, т. е. государство гарантирует погашение займа, выпущенного региональными органами власти или отдельными субъектами хозяйствования, и выплаты процента по ним.

 
Государственные займы классифицируют: 
I. По субъектам заемных отношений: 
размещение центральными органами власти; 
размещение местными органами власти.

 
II. В зависимости от обращения  на рынке: 
рыночные; 
нерыночные. 
Рыночные — свободно покупаются, продаются и являются основными при финансировании бюджетного дефицита. 
Нерыночные — не могут свободно покупаться и продаваться, на рынке ценных бумаг не обращаются, выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов.

 
III. От срока привлечения средств: 
краткосрочные (до 1 года); 
среднесрочные (от 1 до 5 лет); 
долгосрочные (от 5 лет).

 
IV. В зависимости от обеспеченности  долговых обязательств: 
закладные; 
беззакладные. 
Закладные выпускают местные органы власти и обеспечиваются конкретным имуществом или доходом. 
Беззакладные, которые выпускаются центральным органом власти и обеспечиваются гарантией государства.

 

V. По характеру выплачиваемого дохода: 
выигрышные (мало пользующиеся спросом); 
процентные (доход по купонам, 1, 2, 3, 4 раза в год); 
- с нулевым купоном (весь доход выплачивается вместе с суммой основного долга).

 
VI. В зависимости от метода  определения дохода: 
с твердым доходом (фиксированный процент дохода); 
с плавающим доходом (процент дохода пересматривается).

 
VII. В зависимости от обязанности  заемщика соблюдать сро- ки  погашения займа: 
- с правом досрочного погашения, когда заемщик имеет право выпустить и разместить новый заем и погасить старый; 
- без права досрочного погашения. 
Внешний государственный кредит выступает в форме международного кредита.Государство выступает на мировом рынке или в роли заемщика или в роликредитора. Государственные внешние займы могут носить денежную и товарную форму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственный долг

 

1 Государственный долг 
 
Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил. 
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета. 
Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. 
Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике, а в большей степени - правилом: экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующим: 
1. Погашение задолженности и выплата процентов производятся за счет бюджетных средств, то есть за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества. 
2. При действиях государства по уменьшению госдолга путем увеличения налогов включаются макроэкономические зависимости: сокращение совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого национального продукта, снижаются стимулы к вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств в экономику. 
3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конкуренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвестиций, а снижение инвестиционных расходов уменьшает равновесный чистый национальный продукт. 
Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости. 
В практике Казахстана дефициты бюджетов и государственный долг существенно отличаются по формам финансирования и вызываемым последствиям. Значительная часть государственного долга представлена в форме задолженности по государственным казначейским обязательствам, представляющим своеобразную «финансовую пирамиду», выстраиваемую правительством. Суммы, заимствованные государством под действующий высокий дисконт (оседавший в качестве дохода коммерческих банков и других структур), постоянно увеличивают внутреннюю задолженность. 
К другим формам внутреннего государственного долга относятся: 
- задолженность Национальному банку по ранее полученным кредитам для покрытия бюджетного дефицита; 
- долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный выпуском облигаций и других ценных бумаг 
В Казахстане, с начала его самостоятельного развития, были своеобразные формы внутреннего государственного долга: 
списанная задолженность бюджета по возмещению разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, сырье для легкой промышленности и выплатам дифференцированных надбавок к закупочным ценам на сельхозпродукцию, что явилось результатом ценовых диспропорций в условиях административных методов распределения; 
списанная задолженность сельскохозяйственных предприятий и организаций водного хозяйства по ссудам банков вследствие бесхозяйственности, нарушения принципов кредитования и хозрасчетных методов хозяйствования; 
накопленная задолженность в форме так называемых «директивных» кредиторов, а также по обслуживанию и погашению обязательств внутриреспубликанского зачета. Директивные кредиты выдавались Национальным банком под гарантии Министерства финансов предприятиям и отраслям для поддержания их хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Внутриреспубликанский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженности. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитования в дальнейшем не используются. 
 
 
2 Внешний государственный долг 
 
Внешний государственный долг - сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести - а также уже случалось с рядом стран - к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов. 
Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели -относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение менее 18%; умеренным -18-30%. Другими показателями такой характеристики являются: 
отношение валового внешнего долга к ВВП - менее 48% -низкая, 48-80% - умеренная задолженность; 
отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг - менее 132%-низкая, 132-220%-умеренная; 
отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг - менее 12% - низкая, 12-20% - умеренная. 
Законом Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» определены следующие понятия. 
Валовой внешний долг - сумма полученных (освоенных) и непогашенных на определенную дату государственных и негосударственных внешних займов, а также долговых обязательств резидентов Республики Казахстан по контрактам с нерезидентами. 
Внешний государственный долг - составная часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства, местных исполнительных органов и Национального банка Республики Казахстан перед кредиторами - нерезидентами Республики Казахстан. 
Гарантированный государством долг - сумма полученных и непогашенных на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственные гарантии Республики Казахстан. 
Наличие внешнего долга означает необходимость передачи части созданного продукта за пределы страны. Процентные платежи по государственному долгу имеют тенденцию быстро расти, что воспроизводит долг «сам себя». Такие выплаты сдерживают будущее экономическое развитие и еще больше усугубляют дефицит бюджета страны-реципиента. 
Рост внешнего долга также снижает международный авторитет страны-реципиента и подрывает доверие населения к политике ее правительства. 
Негативные последствия крупных и хронических дефицитов и наличия государственного долга связываются с нарушениями макроэкономической стабильности. 
Помимо «эффекта вытеснения» инвестиций, высокий уровень процента по государственным ценным бумагам привлекает иностранный капитал, но такой приток средств означает прирост внешнего долга. Предпочтительность иностранных инвестиций в отечественные ценные бумаги повышает спрос на национальную валюту (на которую можно приобрести ценные бумаги) и вызывает рост ее курса на международном валютном рынке. Увеличение курса валюты приводит к удорожанию экспорта и удешевлению импорта, в результате чего экспорт сокращается, а импорт увеличивается. Торговый баланс сводится с отрицательным сальдо. Поскольку чистый экспорт (превышение экспорта над импортом) является компонентой совокупного спроса, его сокращение или отрицательное сальдо оказывает сдерживающее воздействие на национальное производство. 
В этой связи возможно законодательное вмешательство государства, в лице его представительного органа, в рассмотренные процессы путем установления пределов бюджетного дефицита и государственного долга, установление права вето по отдельным статьям расходов бюджета. 
Законом Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» установлены лимиты заимствования для соответствующих государственных структур: 
1) лимит правительственного долга; 
2) лимит внешнего долга Национального банка Республики Казахстан; 
3) лимит долга местного исполнительного органа. 
Эти лимиты представляют собой планируемые, соответственно, в республиканском бюджете, Национальном банке, местном бюджете, фиксированные суммы полученных и непогашенных займов, которые не должны превышать фактический долг соответствующей структуры на заданную дату (конец финансового года). Так, лимит внешнего долга Национального банка устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Национальным банком программных займов от международных финансовых организаций. 
Лимит заимствования Правительства Республики Казахстан устанавливается Законом о республиканском бюджете, в котором утверждается как лимит правительственного долга, так и объемы средств, направляемых на его обслуживание. 
Лимит долга местного исполнительного органа не должен превышать 25% доходов местного бюджета на соответствующий год; объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать 10% доходов местного бюджета на год. Кроме того, для местных исполнительных органов предусмотрен лимит заимствования, установленный в местном бюджете на соответствующий год предельный объем привлечения местным исполнительным органом займов на принятых в установленном Правительством порядке условиях и ограничениях. Лимит заимствования местного исполнительного органа на год не должен превышать 10% доходов местного бюджета на данный год. 
Законом устанавливается лимит представления государственных гарантий- фиксированная сумма, утверждаемая в составе республиканского бюджета на соответствующий финансовый год, в пределах которой могут быть выданы государственные гарантии Республики Казахстан. 
Государственная (правительственная, суверенная) гарантия Республики Казахстан - обязательство Правительства перед кредитором полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком - резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок. 
 
3 Управление государственным долгом в Республике Казахстан 
 
Управлением государственным долгом называется деятельность государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита; оно осуществляется в целях избежания макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем. При этом проводится мониторинг государственного долга, как деятельность уполномоченных государственных органов по отслеживанию и контролю процессов формирования, изменения и обслуживания долга. 
Управление государственным долгом включает в себя: 
1. Ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий десятилетний период государственного и гарантированного государством заимствования и долга с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга, заимствования и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий. 
Подготовка этого документа осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Национальным банком Республики Казахстан и уполномоченным за разработку Программы государственных инвестиций государственным органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития страны, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках ссудного капитала; 
2. Определение Министерством финансов Республики Казахстан объемов, форм и условий заимствования Правительством Республики Казахстан лимитов и объемов погашения и обслуживания правительственного долга, лимитов заимствования и долга местных исполнительных органов, утверждаемых в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год. По займам Национального банка Республики Казахстан эти процедуры осуществляются Национальным банком Республики Казахстан; 
3. Регистрацию Министерством финансов Республики Казахстан займов Национального банка Республики Казахстан, Правительства и местных исполнительных органов Республики Казахстан, контроль и мониторинг условий правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их изменений; 
4. Осуществляемые Министерством финансов Республики Казахстан контроль и мониторинг получения, погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов; 
5. Подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования. 
Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные выплаты во времени вознаграждения (интереса), комиссионных и иных платежей, вытекающих из условий заимствования. 
Погашение долга - возврат (амортизация) заемщиком полученных сумм займа в установленном договорами (соглашениями) с кредиторами (заимодателями) порядке, выполнение в установленном порядке других составляющих долг обязательств. 
Управление государственным долгом включает также такие методы: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) от государственного долга. 
Рефинансирование означает погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы. 
Конверсией называется изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором - при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа. 
Консолидацией является изменение первоначальных условий займа по срокам - с их продлением или сокращением. 
Унификация означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом. 
Обмен облигаций по регрессивному соотношению проводится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству 
невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа. 
Отсрочка погашения займов применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на поздние сроки. 
Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) происходит при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства государства. 
Перечисленные методы управления государственным долгом могут применяться в различных сочетаниях одновременно, например конверсия, консолидация и унификация или конверсия и унификация и т.д. 
В числе мер по оздоровлению финансов, в том числе снижению темпов роста государственного долга, возможна реализация части государственной собственности, то есть отказ от части активов путем продажи частному сектору; это снижает нагрузку, которую несет государство по поддержанию малоэффективной собственности. 
Развитие национальной экономики невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров. Но привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств: выплата суммы основного долга и процентов требует в данном случае передачи части реального продукта в распоряжение других стран. Увеличение значительного внешнего долга могут вызвать долговременные отрицательные экономические последствия, связанные с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены государственный кредит и государственный долг. В заключении хотелось бы сделать несколько выводов.

Государственный кредит- это урегулирование нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е  взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а так же других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный денежный заем средств. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного  долга, т.е. погасить старую государственную задолжность путем выпуска новых займов.

Как финансовая категория, государственный кредит выполняет функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Государственный долг - это  сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил. 
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворение общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Государственный долг в  больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться в следующие действия правительства: рефинансирование, налогообложение, создание денег.

Правительство не имеет  возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму  долга и проценты, но это будет  иметь инфляционный эффект. Но такие  действия правительства вызовут  негативные последствия: а) увеличение неравенство в доходах, так как имеются разные группы населения по величине доходов. И поскольку налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не «выберет» излишние доходы в результате перераспределения процентных доходов от обладания облигаций; б) процентные платежи требуют увеличения налогообложения, что снизит стимулы к инновациям, инвестициям, работе, что подорвет экономический  рост. Отношение процентных платежей по долгу показывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу; в) эффект вытеснения.

Информация о работе Государственное кредитование в РК