Государственные ценные бумаги РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы является государственный рынок ценных бумаг.

Содержание

Введение 3
1 Сущность рынка государственных ценных бумаг 5
1.1 Рынок государственных ценных бумаг 6
1.2 Участники рынка ценных бумаг 10
1.3 Нормативно-правовая база рынка ценных бумаг, государственных ценных бумаг 11
1.4 Современное состояние рынка ценных бумаг России 14
2 Государственные и муниципальные ценные бумаги в РФ и их классификация 18
2.1 Государственные ценные бумаги 18
2.2 Виды государственных ценных бумаг 21
2.3 Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) 23
2.4 Государственные среднесрочные бескупонные облигации 23
2.5 Облигации государственных сберегательных займов (ГКСЗ) 25
Заключение 27
Список использованой литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовик Государственные ценные бумаги России.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)
r>---

     Участники рынка ценных бумаг могут осуществлять различные виды деятельности (брокерская, дилерская, траст, клиринг, консалтинг, хранение, залог и др.)

     Рассмотрим  краткую характеристику основных видов  деятельности на рынке ценных бумаг.

  1. Брокерская деятельность. Брокер на чужие деньги за комиссионные выполняет поручения, чтобы купить или продать ценные бумаги.
  2. Дилерская деятельность. Дилер на собственные деньги на свой страх и риск ведет фондовые операции.
  3. Маклерская деятельность. Маклер (спекулянт) играет на повышение или понижение цен на фондовом рынке в целях получения прибыли.
  4. Депозитарная деятельность. Депозитарии предлагают хранение ценных бумаг под определенную ответственность и на определенных условиях.
  5. Клиринговая деятельность. Клиринг на рынке ценных бумаг предполагает выполнение обязательств по поставке ценных бумаг и расчетам по ним.
  6. Трастовая деятельность. Траст основан на передаче доверительному управляющему по трастовому договору всех или части полномочий по управлению и распоряжению ценными бумагами.
  7. Ведение реестра ценных бумаг. Реестродержатель осуществляет все операции по учету движения ценных бумаг и отражению в реестре права собственности на них.
  8. Консалтинг. Консультационная, аналитическая деятельность на рынке ценных бумаг основана на широком использовании экспертных оценок. Консалтинг – это профессиональная помощь в форме консультаций или рекомендаций со стороны высококвалифицированных специалистов по анализу, прогнозу и решению практических проблем на рынке ценных бумаг.

    1.3 Нормативно-правовая база рынка ценных бумаг, государственных ценных бумаг

 

     Законодательной основой развития рынка ценных бумаг  являются нормативно-правовые акты, принятые главным образом в 1991-1996 годах. Общее понятие ценных бумаг и операций с ними дано в Гражданском кодексе РФ. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года регулирует деятельность профессиональных участников этого рынка, дает характеристику роли и механизма действия фондовых бирж, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) и ее региональных отделений, формулирует основные понятия рынка ценных бумаг. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 25 декабря 1995 года регламентирует действия акционерного общества на рынке ценных бумаг. Он дает характеристику содержания ряда фондовых операций акционерного общества, определяет права и обязанности владельцев акций и облигаций, правила регистрации ценных бумаг и некоторые вопросы определения рыночной стоимости акций. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 15 марта 1999 года регламентирует вопросы раскрытия информации и порядок защиты прав и интересов инвесторов на фондовом рынке.

     Большое число нормативных актов, выпущенных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ, регулирует ряд отдельных процедур. Например, «Стандартные эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций», утвержденные постановлением ФКЦБ России от 11 ноября 1998 года №48, детально описывают порядок выпуска акций и облигаций акционерных обществ и иных коммерческих структур, размещаемых при их реорганизации.

     Перечень  основных законодательных и нормативных  документов, регулирующих рынок ГКО-ОФЗ на современном этапе развития рынка ценных бумаг в России (с последующими изменениями и дополнениями):

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.
  2. Федеральный закон “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” от 29.07.1998 г. №136-ФЗ.
  3. “Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. №790.
  4. “Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 г. №458.
  5. “Положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Центрального банка Российской Федерации”, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.10.1999 г. №1142.
  6. “Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 24.11.2000 №103н.
  7. “Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 16.08.2001 №65н.
  8. “Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 22.12.2000 №112н.
  9. “Условия выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 18.08.1998 №37н.
  10. “Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 27.04.2002 №37н.
  11. Положение Банка России “Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг” от 25.03.2003 г. №219-П.
  12. Положение Банка России “О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации” от 25.03.2003 г. №220-П.
  13. Положение Банка России “Об обращении выпусков Облигаций Банка России” от 28.08.1998 г. №53-П.
  14. Положение Банка России “О порядке рассмотрения документов и заключения Банком России договоров о выполнении функций Дилера на рынке ГКО-ОФЗ” от 10.11.1998 г. №59-П.
  15. Положение Банка России “О порядке осуществления расчетов по операциям с финансовыми активами на ОРЦБ” от 08.06.1998 г. №32-П.
  16. Положение Банка России “О порядке депозитарного учета на Организованном рынке ценных бумаг”  от 28.02.1996 г. № 35, утвержденное Приказом Банка России от 28.02.1996 г. № 02-51.
  17. Инструкция Банка России “О специальных счетах нерезидентов типа “С” от 28.12.2000 г. №96-И.

     В настоящее время имеют место  многие случаи несоблюдения законодательства о ценных бумагах и нарушения прав инвесторов. При этом действующая нормативно-правовая база фрагментарна и не обеспечивает должной защиты прав инвесторов. До сих пор не определены четкие санкции за выпуск суррогатов ценных бумаг, не созданы механизмы предупреждения и пресечения мошенничества на рынке. Законодательство должно содержать четкое определение основания для частных исков инвесторов, создавать и закреплять эффективные механизмы их защиты, предусматривать уголовную ответственность за преступление на фондовом рынке.

     1.4 Современное состояние рынка ценных бумаг России

 

     Формирование  фондового рынка в России повлекло за собой возникновение связанных с этим процессом многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

     Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

     1. Преодоление негативно влияющих  внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

     2. Целевая переориентация рынка  ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

     3. Улучшение законодательства и  контроль за выполнением этого  законодательства.

     4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

      - создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

      - необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

      - ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

      - создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

      - гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

      - создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

      - государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

      - приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;

      - перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

      - срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов;

     5. Реализация принципа открытости  информации через расширение  объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

     Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе  являются:

      - концентрация и централизация капиталов;

      - интернационализация и глобализация рынка;

      - повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

     - компьютеризация рынка ценных бумаг;

      - нововведения на рынке;

      - секьюритизация;

      - взаимодействие с другими рынками капиталов.

     Тенденции к концентрации и централизации  капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

     Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что  национальных капитал переходит  границы стран, формируется мировой  рынок ценных бумаг, по отношению  к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

     Надежность  рынка ценных бумаг и степень  доверия к нему со стороны массового  инвестора напрямую связаны с  повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка – государством.

     Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

     Нововведения  на рынке ценных бумаг:

      - новые инструменты данного рынка;

      - новые системы торговли ценными бумагами;

      - новая инфраструктура рынка.

     Новыми  инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

     Новые системы торговли – это системы  торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

     Новая инфраструктура рынка – это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Информация о работе Государственные ценные бумаги РФ