Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:01, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов и перспективы его развития в современной России. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:
- изучение экономической роли и функций бюджета и определение доходов всех уровней бюджетной системы;
- рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;
- определение перспектив развития государственных доходов.
Введение
1. Роль, функции и виды доходов бюджетов
1.1 Экономическая роль и функции бюджета
1.2 Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов
2. Формы доходов государственного бюджета
2.1 Налоговые доходы государственного бюджета РФ
2.2 Неналоговые доходы государственного бюджета РФ
3. Перспективы развития государственных доходов на 2011 год
3.1 Развитие бюджетной политики в области доходов на 2011 год
Выводы и предложения
Список использованной литературы
- формирования полного реестра государственной недвижимости, в том числе за рубежом.
Что касается
доходов от сдачи в аренду земли, то этот
вид неналоговых доходов за последние
несколько лет существенно увеличился.
Так, если в 2005 г. доходы федерального бюджета
от сдачи в аренду земли составляли 1,0
млрд руб., то в 2006 г. они составили 2,0 млрд
руб., в 2007―2008 гг. эти доходы составляли
по 4 млрд руб. в год. Хотя доходы от аренды
земли каждый год увеличиваются, однако
и в этой части неналоговых доходов существуют
определенные резервы,каторые связаны
с завершением работы по разграничению
собственности на землю.
3.Перспективы
развития государственных доходов на
2009-2011г.г.
3.1
Развитие бюджетной политики в области
доходов на 2009-2011г.г.
Формирование доходов федерального бюджета на 2009 год и на период до 2011 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2011 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2009-2011 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2008 году.
Минэкономразвития РФ в 2008 г. разработало прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2011 года по двум основным вариантам. Так, в основных вариантах прогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть ― умеренное снижение средней цены на нефть Urals с 112 долл/баррель в 2008 г до 88 долл/баррель в 2011года. Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и эффективностью реализации правительственных мер по усилению инновационного характера российской экономики и ее диверсификации.
Первый вариант ― инерционный ― отражает развитие российской экономики в условиях замедления роста экспорта углеводородов при относительном ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции на фоне нарастающих кризисных процессов на рынке ипотеки в США и мировых финансовых рынках. Это проявляется в торможении инвестиционной активности, значительном снижении темпов роста банковского кредитования и относительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВВП снижаются с 8,1 проц в 2007 г до 5,4―5,9 проц в 2010―2011 годах.
Второй вариант ― инновационный ― ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВВП в 2009―2011 годы прогнозируются на уровне 6,2―6,7 проц.
В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к
инновационному социально-ориентированному типу развития.
В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009―2011 годы предлагается второй вариант прогноза ― инновационный.
В соответствии с Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" *D*****t**: *r 2009 *s**t** - 10 927,1 *}*|***t. *****q. (18,98% *B*B*P); *r 2010 *s**t** - 11 733,6 *}*|***t. *****q. (18,81% *B*B*P) *y *r 2011 *s**t** - 12 839,0 *}*|***t. *****q. (18,06% *B*B*P), *y*x *~*y** *~*u*****u*s*p*x**r***u: *r 2009 *s**t** - 4 692,5 *}*|***t. *****q. (6,81% *{ *B*B*P), *r 2010 *y 2011 *s**t*p** 4 536,2 *}*|***t. *****q. (5,93% *{ *B*B*P) *y 4 637,5 *}*|***t. *****q. (5,24% *{ *B*B*P) *******r*u*******r*u*~*~*.
*B *****|**r*y**** ***{**~**}*y***u***{**s* *{***y*x*y***p ******y*x****|* ***u*x*{**u ***~*y*w*u*~*y*u *q***t*w*u***~**** *t*****t**r. *O*q***y*z **q***u*} *~*p*|**s**r**** *t*****t**r ***u*t*u***p*|***~**s* *q***t*w*u***p *x*p ***u***r**u ****|***s**t*y*u 2009 *s**t*p ********p*r*y*| 1 801,1 *}*|***t. *****q*|*u*z, *** *u****** ***~*y*x*y*|**** *r *~**}*y*~*p*|***~**} *r*****p*w*u*~*y*y *~*p 26,3% *** *****p*r*~*u*~*y** ** *p*~*p*|**s*y***~***} ***u***y**t**} *****u*t***t*****u*s* *s**t*p.
С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).
При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года.
В части налогового законодательства приняты следующие решения:
а) индексация ставок акцизов:
- на табачные изделия: индексация специфических ставок на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной ставки до 7%;
- на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;
- на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год;
- на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года;
б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;
в) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);
*s) ***r*u*|*y***u*~*y*u *****u*t*~*y** *****p*r**{ *****p*~**********~**s* *~*p*|**s*p, *******p*~**r*|*u*~*~**** *****p*****u*z 361 *N*p*|**s**r**s* *{**t*u*{***p *Q******y*z***{**z *U*u*t*u***p***y*y, *r *t*r*p ***p*x*p, *****y ******} ********p*~*y*r *t*u*z*****r*******y*z *r *~*p**********u*u *r***u*}** *}*y*~*y*}*p*|***~***z ******r*u*~** *~*p*|**s**r**** *****p*r**{, ***p*x***u***y*r ****s*p*~*p*} *r*|*p*****y *****q***u*{****r *Q******y*z***{**z *U*u*t*u***p***y*y ***}*u*~*****p**** *t*p*~*~***u *****p*r*{*y *~*u *r ********, *p *r *t*u******** ***p*x.
По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:
а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;
б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры:
а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;
б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.
В банковском законодательстве запланировано внесение изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.
Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.1). В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.
Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составит порядка 8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже (рис.2). Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета
*q***t*u**
*t******p******~* ******t**|*w*y***u*|***~***}
Нефтегазовые доходы
федерального бюджета существенно сокращаются:
в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году.
В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне
6,8-7,0% ВВП (рис.3).
*Q*y**. 1. *D*****t** ***u*t*u***p*|***~**s* *q***t*w*u***p (*B*B*P), *}*|***t. руб.
*Q*y**. 2. *D*****t** ***u*t*u***p*|***~**s* *q***t*w*u***p, *y*x*}*u*~*u*~*y*u *r ***u*p*|***~**} *r*****p*w*u*~*y*y, %
Рис. 3. Нефтегазовые доходы федерального бюджета, % ВВП
Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
*R***p*r*~*y***u*|***~***z
*p*~*p*|*y*x ***********p*r*y*}**** ****{*p*x*p***u*|*u*z ***r*y*t*u***u*|*******r***u**
*S*p*q*|*y***p 1
Структура доходов федерального бюджета
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||||
млрд.
руб. |
% к ВВП | млрд.
руб. |
% к ВВП | млрд.
руб. |
% к ВВП | млрд.
руб. |
% к ВВП | |
Всего доходов | 6561,3 | 17,1 | 6636,2 | 15,7 | 7346,9 | 15,7 | 8097,4 | 15,5 |
В том числе: | ||||||||
Нефтегазовые доходы | 2545,8 | 6,6 | 2955,0 | 7,0 | 3245,2 | 6,9 | 3520,8 | 6,7 |
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) | 882,8 | 2,3 | 982,9 | 2,3 | 1088,0 | 2,3 | 1187,1 | 2,3 |
Таможенные пошлины | 1663,0 | 4,3 | 1972,1 | 4,7 | 2157,2 | 4,6 | 2333,7 | 4,4 |
Ненефтегазовые доходы | 4015,5 | 10,4 | 3681,2 | 8,7 | 4101,7 | 8,8 | 4576,6 | 8,8 |
НДС | 1943,7 | 5,1 | 2148,4 | 5,0 | 2430,4 | 5,2 | 2792,0 | 5,4 |
Налог на прибыль организаций | 172,8 | 0,4 | 191,5 | 0,5 | 192,4 | 0,4 | 200,3 | 0,4 |
ЕСН | 495,4 | 1,3 | 41,3 | 0,1 | 0 | 0 | ||
Акцизы | 105,8 | 0,3 | 145,1 | 0,3 | 182,7 | 0,4 | 233,9 | 0,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 11,1 | 0,0 | 10,7 | 0,0 | 11,2 | 0,0 | 11,8 | 0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 506,6 | 1,3 | 546,3 | 1,3 | 620,7 | 1,3 | 700,5 | 1,3 |