Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:38, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.

Работа состоит из  1 файл

Государственные финансы.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Большинство ныне развитых стран на ранних стадиях развития использовали те или иные способы протекционизма и стимулирования развития рынка. В относительно недавнем прошлом Япония, Южная Корея, ряд других стран в дополнение к созданию институциональных основ рынка использовали различные методы поддержки экономики своих стран. Для этих целей использовались, в частности, субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту, защиты внутреннего рынка. В зависимости от конкретных условий проводилась та или иная валютная, торговая, кредитная финансово-промышленная политика. Проведение этих мер базировалось на эффективной деятельности сильного государства.

Государство обеспечивает взаимодействие и регулирование отношений с другими странами путем участия в ООН, МОТ, ЮНЕСКО, (ТО, международных финансовых и кредитных организациях, а в региональных организациях и на двусторонней основе в политической, военной, культурной, экономической и иных сферах.

Проблемы регулирования интеграции в мировую экономику приобрели особую актуальность в конце XX — начале XXI вв. Развитие международной торговли и движение капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограничения государственных органов внутри отдельных стран, возможностями и желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, обусловленные выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.

Государственное регулирование  охраны окружающей среды осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, средств массовой информации и др.

Наиболее общими предпосылками  эффективности государства являются следующие:

- объем осуществляемых государством  функций и реализуемые им меры  должны соответствовать экономическому  потенциалу, финансовым ресурсам  и социально-политической обстановке  в стране;

- используемые меры и механизмы  должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации;

- работа госаппарата должна  улучшаться, при этом имеется  в виду нацеливание его на  решение проблем общества в  целом, преодоление интересов  отдельных групп и слоев населения,  не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.

Средством решения проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая  корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.

По мере роста экономического потенциала страны возможности государства и его способность расширять свои функции увеличиваются. Государственные расходы в странах с развитой рыночной экономикой в 90-е годы XX в. составляли около половины ВВП, тогда в развивающихся странах — около 1/4 или 1/3. Попытки стран с менее развитой экономикой обеспечить своим гражданам такой же объем товаров и услуг, как в развитых странах, обречены на провал, кроме вреда, ничего принести не могут. Сначала нужно добиться повышения экономического потенциала страны.

Государство играет существенную роль в экономической жизни раны. Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений жду участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии шить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство проводит определенную экономическую политику, осуществляя прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование экономики путем воздействия на такие ее важнейшие составляющие, как финансы, денежное обращение, кредит, цены, валютные отношения и др.

 

Заключение

 

Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, и как один из ведущих экономических рычагов государства.

Государственные и рыночные механизмы  сосуществуют и дополняют друг друга. Нормальное социально-экономическое  и политическое развитие страны предполагает эффективное функционирование государства. Для успешного развития страны требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная да: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовать принятые законодательные нормы, обеспечивать экономическую стабильность и благоприятные условия для деятельности субъектов хозяйствования. В общем виде, казалось бы, все понятно тем не менее роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии, поиски ответов на вопросы том, чем должно и чем не должно заниматься государство, а если должно, то какими методами, на протяжении длительного времени родятся в центре внимания политиков и экономистов.

Государственные финансы являются, как уже отмечалось, инструментом, с помощью которого органы государственной  власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы и, таким образом, создают условия для выполнения государством своих функций.

Вместе с тем, сосредоточивая в  своих руках и расходуя огромнее финансовые ресурсы, органы государственного управления являются самостоятельным крупным участником экономических и финансовых процессов в стране: в государственных финансах различных стран аккумулируется от 25 до 50% ВВП, органы государственного управления выступают в роли крупнейших (15—25% ВВП) покупателей на рынке товаров и услуг.

Финансовые ресурсы  Российской Федерации включают следующие  звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

Эти три блока финансовых отношений  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Второе звено финансовых ресурсов — внебюджетные специальные фонды. В 1993 г. насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе — 4 социальных и остальные фонды производственного назначения.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Внебюджетные фонды выступают  в качестве стабильного, прогнозируемого  на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный кредит - это урегулированная  нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1.
  2. Федеральный Закон   от 26.04.95 №65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)
  3. Федеральный закон от 03.02.96. "О банках и банковской деятельности"
  4. О порядке регулирования деятельности кредитных организаций (с изменениями и дополнениями): Инструкция Банка России №1 от 30 января 1996 г.
  5. Долан Э. и др. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика.-М.-Л., 1994..
  6. Куров Л.П., Тилирясов В.Ч., Куранов В.Г. Современник банковской системы. Учеб. пособие. 3-е. изд. перераб. и доп. М.: Фелос А.Р.В., 2005 – 320 с.
  7. Матук Жан Финансовые системы Франции и других стран. -Финстатинформ. 1994.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Под ред. Сенчагова В.К., М., Проспект, 2001
  9. Финансы, деньги, кредит. Учебник Под ред. О.В. Соколовой-М.: Юристъ, 2000 - 784 с.
  10. Финансы. Денежное образование кредит. Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М: ЮНИТИ–Дана 2-е изд. 2001 - 512 с.
  11. Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Под ред. Дробозиной Л. А. -М.: Финансы, 1997
  12. Фишер С и др. Экономика. - М., 1994.
  13. Харрис Л. Денежные теории. - М., 1990.
  14. Виноходова А.Ф., Васильева И.Н., Черникова А.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - Старый Оскол: ООО"ТНТ", 2005. - 512 с.
  15. Геоинформационное моделирование территориальных рынков банковских услуг Геоинформационное моделирование территориальных рынков банковских услуг: монография/ А.Г.Дружинин, Н.В. Гонтарь, А.В.Калтырин, Н.И. Коломоец, С.В.Кугаев. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. - 114 с.
  16. Игнатьева Д.А.,Карпов Э.А.,Виноходова А.Ф. Банковские услуги предприятию:Учеб.пос.-Старый Оскол: Изд. ООО ТНТ,2004г.-512с.
  17. Петрова Елена Витальевна, Приз Ольга Николаевна Кредитование в процессе формирования устойчивого развития экономики России/ Е.В.Петрова, О.Н. Приз. - Краснодар, 2005. - 215 с.

 

 

 

 


Информация о работе Государственные финансы