Государственные заимствования, их формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы и на примере Российской Федерации определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
На основе цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть формы и методы государственных заимствований

проанализировать внутреннею и внешнюю задолженность Российской Федерации в настоящее время
рассмотреть принципы долговой политики РФ в перспективе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. ...3
Глава 1.Государственные заимствования, их формы и методы.
1.1 Сущность и обусловленность государственных заимствований, государственные гарантии ………………………………………………………5
1.2 Формы и методы государственных заимствований………………………..9
Глава 2. Рынок государственного долга, его формирование и развитие в России.
2.1 Анализ внутреннего долга России.…………………………………………15
2.2 Анализ внешнего долга России……………………………………………24
Глава 3. Перспектива создания единой государственной системы управления долгом. Принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.
3.1 Перспектива создания единой государственной системы управления долгом. …………………………………………………………………………...28
3.2 Принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.…………………………...................................................................30
Заключение …………………………………………………………….…34
Список используемой литературы ……………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

    ГСО – государственные сберегательные облигации с индексированным по уровню инфляции доходом.

      Первое размещение ГСО-ФПС (фиксированная процентная ставка на каждый купонный период) было проведено Сберегательным банком Российской Федерации по закрытой подписке в июле 2006 года. В декабре 2006 года был проведен аукцион по размещению ГСО-ППС (постоянная процентная ставка по всем купонным периодам).

    ГКО – государственные краткосрочные бескупонные облигации, как правило, размещаются для финансирования кассовых разрывов, срок обращения – до 1 года.

    ОФЗ – представляют собой именные купонные среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные ценные бумаги.

    ОФЗ-ПК – облигации федерального займа с переменным купонным доходом. Купонный доход по ОФЗ-ПК определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

    ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД и определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-ПД.

    ОФЗ-ФК – облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.

    ОФЗ-АД – облигации федерального займа с амортизацией долга. Погашение номинальной стоимости ОФЗ-АД осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-АД. Причины же формирования государственного долга в России имеют свою специфичную историю. Прежде всего, нужно отметить ту часть внешнего долга бывшего СССР, которую Российская Федерация приняла на себя – 102 млрд. долл. Остальная задолженность сформировалась  вследствие заимствований российского правительства преимущественно в 1992-1998годах  на внешнем и внутреннем рынке. Здесь имеются ввиду займы у международных финансовых организаций – Международного Валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, а также займы у российских инвесторов. Поскольку российскому правительству не удавалось вплоть до 2000года реализовать сбалансированный бюджет, дефицит покрывался, начиная с 1995 года за счет внутренних и внешних займов.

    Как уже отмечалось, до 1995года Министерство финансов финансировало дефицит за счет прямых заимствований у Центрального банка, т. е. осуществляло монетизацию государственного долга. Эта практика было прекращена в 1995 году. Однако, прекратив финансирование за счет прямых кредитов ЦБ, правительство стало наращивать финансирование за счет внутренних займов. Выпуская ГКО – ОФЗ, правительство стремилось покрыть дефицит государственного бюджета неинфляционном путем. Однако мобилизованные  средства использовались неэффективно, т. е. Направлялись на поддержку нерентабельных предприятий, убыточных отраслей (угольная промышленность), на субсидии депрессивным регионам, на чеченскую войну, на содержание непомерно разросшегося бюрократического аппарата и т. п. Структурной же перестройке экономики, поддержке малого и среднего предпринимательства, продуманной промышленной политики не уделялось должного внимания. Таким образом, расширения налогооблагаемой базы не происходило, и, соответственно собираемость налогов в госбюджет ос оставляла желать много лучшего. Тяжелое налоговое бремя, отсутствие налоговой реформы способствовало «уходу в тень» многих предприятий, что также означало сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, финансовые структуры ( коммерческие банки страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды ) как уже говорилось, прибегали к ГКО в расчете на их чрезвычайно высокую ( по меркам стран с развитой рыночной экономикой ) доходность, составлявшую в отдельные периоды до 200% годовых. Нерезиденты ( на рынке ГКО к середине 1998года их доля составляла около 30% ) также приобретали ГКО, привлеченные их высокой доходностью. Приходило время выплаты процентов и погашения по ГКО, но денег в бюджете на это не было, и государственный долг рефинансировался. Таким образом, правительство Российской Федерации выстраивало «финансовую пирамиду», которая рухнула 17 августа 1998 года, когда было объявлено о замораживании выплат по внутренним долгам и 90-дневном моратории на выплату долгов коммерческими банками своим внешним кредиторам.

     В целом восстановление рынка внутреннего  долга и его смежных сегментов  произошло лишь к началу 2002года. К этому времени были в основном решены следующие задачи:

  • полностью урегулированы проблемы с внешними и внутренними инвесторами после дефолта 1998года;
  • инвесторам предлагались различные виды ценных бумаг на рынке

федеральных облигаций;

  • были предоставлены схемы и возможности репатриации прибыли внешним инвесторам;
  • до инвесторов доводилась информация о направлениях использования заемных средств;
  • федеральные власти участвовали в решении проблем с задолженностью регионов.

     В 2002году помимо традиционных размещений ГКО со сроками обращения пять-восемь месяцев и 2,5-3,5-летних ОФЗ-ФД, инвесторам был предложен новый вид федеральных облигаций – с амортизацией дохода (ОФЗ-АД). Особенностью этих ценных бумах является погашение их номинальной стоимости частями в течение двух их последних лет обращения. Они являются именными купонными ценными бумагами, предоставляющие право их владельцам на получение номинальной стоимости(частями) и дохода в виде процента, начисляемую на номинальную часть непогашенной стоимости. По срокам обращения ОФЗ-АД – самые «длинные» ценные бумаги Правительства РФ. Они быстро стали популярными среди инвесторов.

      Основными задачами, решаемыми в рамках долговой стратегии на 2003-2005год, в части  государственного долга  являлись:

  • увеличение доли государственного внутреннего долга в совокупном долге за счет увеличения объемов размещения рублевых государственных ценных бумаг;
  • развитие национального рынка государственных внутренних заимствований и улучшение характеристик этого рынка.

      На  начало 2005го года государственный внутренний долг  России уже был представлен практически только тремя разновидностями ценных бумаг -  ОФЗ-АД ( 71%), ОФЗ-ФК ( 23%), ОФЗ- ПД ( 6%).         
 
 
 
 

Таблица 1. Динамика внутреннего государственного долга за последние 12 лет в млрд. руб.4

Виды  ценных бумаг ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ГСО-

ППС

ГСО-

ФПС

ОГНЗ ОРВВЗ 1992г. ОГСЗ Итого  долг
01.01.98 272,61 47,62 115,78 - - - - 1,77 0,11 13,08 450,97
01.01.99 16,82 0,13 346,83 112,56 - - - 2,64 0,12 14,64 493,74
01.01.00 7,43 0,04 402,21 112,43 - - - 2,69 0,14 4,88 529,82
01.01.01 3,05 24,11 359,21 122,77 - - - 19,5 0,18 3 531,82
01.01.02 19,54 24,1 307,82 138,53 - - - 20,73 0,21 0,12 511,05
01.01.03 18,82 24,1 350,74 207,07 42,29 - - 11,5 0,08 0,11 654,71
01.01.04 2,72 24,1 50,48 199,31 375,42 - - 11,5 0,04 0,1 663,67
01.01.05 0,02 0,001 43,31 171,22 542,24 - - - 0,03 0,0002 756,82
01.01.06 0,02 0,001 123,64 131,13 596,33 - - - 0,03 - 851,15
01.01.07 - - 205,62 94,83 675,16 0,42 52 - 0,03 - 1028,06
01.01.08 - - 288,42 51,43 807,59 10,42 91 - 0,03 - 1248,89
01.01.09 - - 328,17 33,83 882,03 45,41 132 - 0,03 - 1421,47
01.01.10 - - 706,37 - 863,38 135,42 132 - - - 1837,17

    Как же изменилась структура государственного внутреннего долга на 01.01.2010?

    Структура государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, изменилась – наибольший вес занимают высоколиквидные долгосрочные ценные бумаги ОФЗ-АД, введенные с 2003 года. Прекращена эмиссия ГКО и ОФЗ-ПК. В 2006 году осуществлена эмиссия нового долгового инструмента ГСО. Из таблицы также видно, что государственный внутренний долг РФ  увеличивается каждый год ( кроме величины госдолга по состоянию  на 01.01.2002 - 511,05 млрд. рублей по сравнению с величиной 531,82 млрд. рублей по состоянию  на 01.01.2001)

    Рассмотрим  современное состояние внутреннего долга по состоянию на 1 ноября 2010 года. Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 01.11.10  года составил 2 225,9735 млрд. рублей. Наибольший вес (более 50% от общей суммы долга) занимают облигации федерального займа с постоянным купонным доходом , наименьший (менее 6%) – фиксированная процентная ставка на каждый купонный период. 

    

Рисунок 1.Структура внутреннего государственного долга РФ по состоянию на 01.11.10 ( в процентах) 

     Рассмотрим  структуру государственного внутреннего долга РФ по срокам погашения и видам обязательств.

Таблица 2.Структура государственного внутреннего долга  Российской Федерации  по срокам погашения  и по видам обязательств на 01.12.20086

Год погашения По  видам долговых обязательств Всего
ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ГСО-ФПС ГСО-ППС
2008 - - - - 10,000 -
2009 41,011 33,828 18,649 - 10 103,488
2010 83,33 - 47,794 - - 131,124
2011 78,771 - 31,000 - 0,415 110,186
2012 82,408 - 31,000 - - 113,408
2013 42,650 - 2,600 - - 45,250
2014 - - 7,420 - - 7,420
2015 - - 47,420 - - 47,420
2016 - - 47,420 - - 47,420
2017 - - 56,417 - - 56,417
2018 - - 105,796 - - 105,796
2019 - - 53,124 - - 53,124
2020 - - 51,680 - - 51,680
2021 - - 74,573 - - 74,573
2022 - - 35,111 52,000 - 87,111
2023 - - 34,111 39,000 - 73,111
2024 - - 18,000 41,000 - 59,000
2025 - - 19 - - 19,000
2026 - - 19 - - 19,000
2027 - - 22 - - 22,000
2028 - - 20 - - 20,000
2029 - - 23 - - 23,000
2030 - - - - - -
2031 - - - - - -
2032 - - - - - -
2033 - - - - - -
2034 - - 29,228 - - 29,228
2035 - - 58,455 - - 58,455
2036 - - 29,228 - - 29,228
Итого 328,170 33,828 882,026 132,000 10,415 1386,439
 

Из таблицы 2 видно, что конечным сроком погашения  обязательств по государственным ценным бумагам является 2036 год. Общая сумма обязательств 1386, 439 млрд. рублей, их них 328,170 – выплаты по ОФЗ-ПД ( 23,8% от общей суммы), 33,828- выплаты по ОФЗ-ФК ( 2,4%), 882,026- ОФЗ-АД( 63,6 %), ГСО-ФПС – 132,000 ( 9,5 %) и ГСО-ППС всего 10, 415 млн.рублей( 0,7 %). Самые большие выплаты предстоят по  Облигациям федерального займа с амортизацией дохода. 

2.2 Анализ внешнего долга России.

     По  абсолютным цифрам российский внешний  госдолг – один из самых низких в Европе. А по относительным показателям  – самый низкий, составляя лишь 8% от объема ВВП. Для сравнения – после кризиса 98-го года, внешний долг составлял почти 100% ВВП. Рост сырьевых цен значительно способствовал погашению внешнего долга.7

       Рассмотрим структуру внешнего долга РФ.

     В настоящее время внешний долг России складывается из:

     - кредитов Парижского клуба;

     -  задолженности перед странами, не вошедшими в Парижский клуб;

     - задолженности России перед  странами СЭВ8;

     - кредитов международных финансовых  организаций;

     - коммерческой задолженности;

      -рыночных займов России (еврооблигаций);

      -предоставления гарантий Российской  Федерации в иностранной валюте.

    На  мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.

    Внешний государственный долг России на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, сообщил Минфин РФ.

    Задолженность Парижскому клубу кредиторов по долгу  РФ, накопленная с 1992 году составила 1 млрд. долларов, странам, не вошедшим в клуб – 1,8 млрд. долларов. В 2006-2007 годах Россия досрочно погасила долг бывшего СССР перед клубом в размере 23,4 млрд. долларов.

    Парижский клуб - межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран инициатором создания которого выступила Франция. Объединение было создано в 1956 году. Его цель - пересмотр условий внешних займов развивающихся стран для избежания одностороннего моратория. Клуб практикует продление сроков погашения долга или его части, списание 30-60 процентов задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям. 
Вступление России в Парижский клуб (в 1995 г.) заставило страну признать свое обязательство по долгу СССР отказаться от части дебиторского долга. В то же время Россия добилась фиксации курса рубля по задолженности на уровне 1990 г. - 60 копеек за доллар.9

     Задолженность России перед странами СЭВ составляет 1,3 млрд. долл., «коммерческий» долг – 0,83 млрд. долл., задолженность перед Европейским банком реконструкции и развития, Международным банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и банком «Нордик» на 1 января 2010 года составила 3,8 млрд. долларов. Самой крупной задолженностью в структуре внешнего долга являются еврооблигации – 26,2 млрд. долл. (69,7%). 
 
 
 

Таблица 1.Структура внешнего государственного долга  Российской Федерации * в 2006-2010 годах в млрд. долларах США.10

    
Наименование 01.01.06 % 01.01.07 % 01.01.08 % 01.01.09 % 01.01.10 %
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ)  76,5 100 52 100 44,9 100 40.6 100 37,6 100
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 25,2 32,94 3,1 5,96 1,8 4,01 1.4 3,44 1,0 2,65
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский  клуб 3,5 4,57 3,3 6,35 2,2 4,9 1.9 4,67 1,82 4,8
Задолженность бывшим странам СЭВ 2,1 2,75 1,9 3,65 1,5 3,34 1.4 3,44 1,3 3,45
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 1,1 1,44 0,8 1,54 0,7 1,56 1.2 2,95 0,83 2,2
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 5,7 7,45 5,5 10,58 5 11,13 4.6 11,33 3,8 10,10
Еврооблигационные займы 31,5 41,18 31,9 61,35 28,6 63,7 27.7 68,22 26,23 69,76
ОВГВЗ 7,1 9,28 4,9 9,42 4,5 10,02 1.8 4,45 1,75 4,65
Предоставление  гарантий Российской Федерации в  иностранной валюте 0,3 0,39 0,6 1,15 0,6 1,34 0.6 1,5 0,9 2,39

Информация о работе Государственные заимствования, их формы и методы