Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов государственных заимствований, рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга, оценка долговой политики РФ. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, классификации государственного долга, а также рассмотрение принципов и методов управления государственным долгом, зарубежный опыт управления государственным долгом и анализ показателей долговых обязательств. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом.
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты государственных заимствований…………...4
1.1. История возникновения государственного долга………………..…4
1.2. Экономическое содержание и роль государственного долга……...6
1.3. Классификация государственного долга…………………………....8
2. Управление государственным долгом……………………………….13
2.1. Принципы и методы управления государственным долгом...…...13
2.2. Зарубежный опыт управления государственным долгом……......19
3. Оценка долговой политики РФ………………………………...…….28
3.1. Анализ показателей долговых обязательств……………………....28
3.2. Проблемы управления государственным долгом в РФ и пути их
решения…………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………....41
Аргентины в использовании определенных нововведений во внешних заимствованиях. Речь, в частности, идет об облигационном займе, на сумму 500 млн. дол. сроком на 5 лет, который был размещен на финансовом рынке
США, и считается смелым решением Аргентины — одной из первых прибегнуть к внешним заимствованиям в условиях неблагоприятных последствий мирового финансового кризиса. При этом был использован не совсем обычный метод определения суммы платежа по купону с изменяющейся доходностью, что обеспечивает для инвесторов сохранение в будущем реального рыночного уровня доходности облигаций. Доход по первому полугодовому купону был установлен на уровне 9,5% (в форме надбавки в 3,75% к купону в 5,75% по облигациям казначейства США). Доходность по следующим купонам определяется на аукционах, где держатели облигаций и любые новые инвесторы могут подавать заявки на покупку облигаций. Первоначальным инвесторам, проигравшим на аукционе, облигации оплачиваются по цене указанных базовых облигаций казначейства США. Имеется в виду, что колебания цен в любом направлении будут здесь меньшими, чем по обычным бумагам с твердым процентом, и это повышает спрос на такие облигации со стороны пенсионных фондов и страховых компаний.
Наряду с описанием успешных выпусков гособлигаций на внешнем рынке, обращается внимание также на случающиеся неудачи в их размещении, и такой опыт служит для других уроком на будущее. Из крупных эмиссий неудачной, например, оказалась попытка Центрального банка Филиппин разместить облигации долгосрочного займа на сумму свыше 1 млрд. дол., хотя этому и предшествовала длительная подготовка. Осложнения были связаны с рядом обстоятельств, среди которых, в частности, отмечают возникшие разногласия и элементы соперничества между Центральным банком и Минфином страны, а также необычный подбор ведущих менеджеров. Поскольку закон запрещает Минфину выпускать от имени республики займы на срок свыше 25 лет, Центробанк хотел в данном случае подтвердить свою роль в управлении внешним долгом страны и превзойти финансовое ведомство по условиям заимствований. Мандат на размещение займа был предоставлен шести инвестиционным банкам, хотя обычно на этом рынке в подобных случаях используют одного или двух ведущих менеджеров. В этой связи высказывались предположения, что назначение большого числа менеджеров, между которыми возникли, разногласия, отражало стремление Центробанка отблагодарить многие фирмы, помогавшие организовать этот крупный заем.[9, стр 25]
Из опыта
стран с переходной экономикой представляет
интерес организация и практика
внешних заимствований в Китае,
в особенности при
Государственная
администрация по валютному контролю,
координируя и контролируя
Внешние заимствования для инвестиционных целей осуществляют также три новых государственных банка - Государственный банк развития, Эспортно-импортный банк и Банк сельскохозяйственного развития. Основанный в 1994г.
Государственный банк развития финансирует инфраструктуру и ключевые проекты, которые обычно направляются ему правительством, однако, он в праве и отклонить их. Все акции банка принадлежат государству, и он отчитывается перед Госсоветом. Хотя банк не производит заимствования под прямые гарантии правительства, его международный кредитный рейтинг установлен на уровне суверена. По закону банк не может быть объявлен банкротом и имеет неограниченную безотзывную кредитную линию у Центробанка. Считается, что иностранные инвесторы готовы приобретать долгосрочные облигации банка на весьма выгодных для него условиях, без учета кредитного рейтинга страны.
Отмечаются
специфические последствия
Одна из новых
актуальных проблем для стран
региона — восприятие его иностранными
инвесторами как единого
3. ОЦЕНКА ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ.
3.1. Анализ показателей долговых обязательств.
За 1998 – 2009 гг. внешний государственный долг России сократился более чем в 5 раз. На начало апреля 2009 г.он составлял 29,9 млрд долл. Однако со 2-го квартала минувшего года, впервые за последние 11 лет, начался его рост. На начало октября внешний госдолг достиг 46,2 млрд. при этом долг органов государственного управления изменился незначительно, а органов денежно-кредитного регулирования во 2-м и 3-м кварталах 2009 г.вырос с 2,5 млрд до 16,6 млрд долл. (табл. 1)
Динамика внешнего госдолга России в 2009 г., млрд долл. Табл.1
01.01.09 |
01.04.09 |
01.07.09 |
01.10.09 | |
Органы государственного управления |
29,5 |
27,4 |
30,0 |
29,6 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
3,3 |
2,5 |
11,0 |
16,6 |
Всего |
32,8 |
29,9 |
41,0 |
46,2 |
В федеральном бюджете на 2010 г.и на период 2011-2012 гг.предполагается продолжить практику крупных внешних заимствований. Например, в наступившем году они составят 18 120,8 млн долл., а в 2012 г.вырастут до 20 084,8 млн (предполагаемый объем погашения, соответственно, - 3434,0 и 2637,5 млн долл.)[16]
Основной формой
государственных внешних
С учетом новых заимствований задолжность по федеральным ценным бумагам, обращающимся на внешнем рынке, составит в наступившем году 44,5 млрд долл., а к 2013 г.достигнет 80,9 млрд. Добавим, что помимо выпуска еврооблигаций, предполагается привлечь крупные заимствования также у международного валютного фонда (МВФ).
В федеральном бюджете на 2010-2012 гг четко не обоснована необходимость в столь гигантских валютных займах. Ведь золотовалютные резервы страны высоки ( 441,7 млрд долл. на 13.11.2009), они составляют около 70% резервов всех стран еврозоны. При этом в последнее время наши золотовалютные запасы постоянно растут, несмотря на то, что часть их - средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - используется на финансирование дефицита бюджета. Кроме того, коммерческие банки за последний год накопили собственные валютные резервы. Часть накоплений может быть вложена в государственные ценные
бумаги, номинированные в иностранной валюте.
В целом из-за новых кредитов и займов внешний государственный долг России к концу 2012 г. увеличится до 104,3 млрд долл., т.е. в 3,5 раза. Его объем превысит 65% от уровня 1998 г. и вновь станет одним из самых больших в мире. Надо отметить, что в развитых странах ярко выражена тенденция к росту внутреннего госдолга, а внешний обычно невелик. В России же в 2010-2012 гг. внешний госдолг будет расти гораздо быстрее внутреннего и почти сравняется с ним.
В последнее время усиливается также и тенденция роста внутреннего государственного долга России. В 2002-2008 гг. он увеличился с 545 млрд руб. до 1804,2 млрд - 3,6% ВВП. В соответствии с бюджетом на 2010-2012 гг. внутренний государственный долг в 2012 г. возрастет по сравнению с 2008 г. в 2,4 раза и составит 8,1% ВВП. Этот рост будет осуществляться, прежде всего, за счет выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, которых в 2011 г. предусмотрено разместить на сумму 957,5 млрд руб. (табл. 2). Это около 60% от емкости сегодняшнего рынка государственных ценных бумаг.
Размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке для финансирования дефицита госбюджета, млрд долл.
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
Размещение государственных ценных бумаг |
642,3 |
844,1 |
957,5 |
755,4 |
Погашение государственных ценных бумаг |
100,4 |
275,7 |
208,9 |
518,9 |
Чистые заимствования на внутреннем ранке (объем размещения госбумаг, уменьшенный на объем их погашения) |
541,9 |
568,4 |
748,6 |
236,5 |
Только за 2011 г. объем новых государственных ценных бумаг составит более половины выпущенных за последние 11 лет. Объем размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) резко возрастет с учетом их обмена на акции банков в рамках докапитализации кредитных организаций.
Сегодня российский рынок государственных ценных бумаг находится в кризисном состоянии. Дюрация рыночного портфеля (средний срок до погашения облигаций) уменьшилась за полтора года с 2104 до 1663 дней. Котировки отдельных выпусков ОФЗ снижались до 60-90% от номинала. Масштабный выпуск госбумаг в 2010-2012 гг. придется осуществлять за счет эмиссии все более краткосрочных ценных бумаг с доходностью примерно в 2 раза выше, чем в докризисный период.
В итоге рынок облигаций федерального займа начнет развиваться по принципу пирамиды ГКО-ОФЗ в 1994-1998 гг., а погашение госбумаг будет производиться за счет новых, все более масштабных выпусков. Объем погашения облигаций в 2012 г. (518,9 млрд руб.) в 6,2 раза превысит уровень 2008 г. (84,3 млрд). Чистые заимствования на внутреннем рынке сократятся с 748,6 млрд в 2011 г. до 236,5 млрд руб. в 2012 г. Пирамида госбумаг станет работать сама на себя. Все большее количество выпускаемых облигаций будет предназначаться для погашения их прежних выпусков и все меньшее - для привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет.
Кризис
привел к росту затрат на обслуживание
внутреннего госдолга. В связи с тем, что
доходность ОФЗ возросла с 5,25 в мае 2008
г. до 14,09% в феврале 2009 г., заимствования
на внутреннем рынке стали для государства
в 2,7 раза дороже. В федеральном бюджете
на 2010 г. и на период 2011 — 2012 гг. предусматривается,
что стоимость внутренних заимствований
хотя и будет уменьшаться, но сохранится
на очень высоком уровне. В 2010-2012 гг. внутренние
займы будут размещаться под 9-11,5%
годовых, что в 1,5-2 раза выше, чем до кризиса.
В целом
государственный внутренний и внешний
долг Российской Федерации в 2002-2008 гг.
снизился
с 42,2 до 6,5% ВВП. Однако кризис внес изменения в эту динамику. Уже в 2009 г. он вырос до 10,1% ВВП. В соответствии с федеральным бюджетом на 2010-2012 гг. государственный внутренний и внешний долг России в 2012 г. превысит 15% ВВП (рис. 1). Это существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по госдолгу - 60% к ВВП. Но если такие темпы сохранятся, то в 2021 г. этот порог будет превышен.
Доля расходов на обслуживание и погашение госдолга в общих расходах федерального бюджета увеличится к 2012 г. в 1,9 раза (табл. 3). До 2009 г. эта доля снижалась. В 2010-2012 гг. она будет быстро расти.[15]
Табл. 3
Расходы на обслуживание и погашение государственного долга РФ
Расходы |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
На обслуживание госдолга, млрд руб. |
202,8 |
304,3 |
450,6 |
561,0 |
На погашение госдолга, млрд руб. |
137,8 |
116,4 |
160,1 |
96,0 |
Всего, млрд руб. |
340,6 |
420,7 |
610,7 |
657,0 |
На обслуживание и погашение госдолга, % к расходам федерального бюджета |
3,6 |
4,2 |
6,5 |
6,8 |
3.2. Проблемы
управления государственным дол
В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.
Информация о работе Государственный долг и способы управления государственным долгом