Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 07:25, реферат
Первый период(1986-1989 гг.) связан с критическим анализом развития экономики в предшествующие годы, принятием курса на ускорение экономического развития. интенсификацию производства (1986-1987) гг. на полный хозрасчет и самофинансирование, снятием запретов на рост заработной платы, переходом на договорные цены по широкому кругу продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров.
Первый период(1986-1989
гг.) связан с критическим анализом
развития экономики в предшествующие
годы, принятием курса на ускорение
экономического развития. интенсификацию
производства (1986-1987) гг. на полный хозрасчет
и самофинансирование, снятием запретов
на рост заработной платы, переходом на
договорные цены по широкому кругу продукции
производственно-технического назначения
и потребительских товаров.
Второй период(1990-1991 гг.) характеризуется
принятием программы чрезвычайных мер
по финансовой стабилизации экономики
и курса на внедрение рыночных отношений
в республике. Были приняты решения по
сдерживанию бесконтрольного роста выплат
населению денежныхсредств, связыванию
наличных денег, сокращению ассигнований
средств государственного бюджета на
производственное строительство, по конверсии
оборонных отраслей промышленности.
Начиная с 1990 г. в республике произведенный
национальный доход впервые за годы двенадцатой
пятилетки сократился по сравнению с 1989
г. на 4,4 процента. Спад производства охватил
все сферы экономики, что вызвало тотальный
дефицит не только товаров народного потребления,
но и средств производства
Третий период(1992 г. и последующие годы).
2 января 1992г. в Республике Казахстан был
сделан первый шаг по реальному переходу
к рыночной экономике: на большинство
товаров народного потребления и средств
производства цены были отпущены, ибо
держать их дальше было просто невозможно,
поскольку ситуация конца 1991 г., особенно
в крупных промышленных центрах и городах
настолько обострилась, что в печати стали
появляться даже статьи об угрозе голода
практически во всех странах СНГ, в том
числе и в Казахстане.
Сокращение размеров ссудной задолженности
было вызвано тем, что за счет повышения
цен произошло некоторое улучшениефинансового
состояния предприятий (также в связи
с переходом на хозрасчет и самофинансирование),
прекращением выдачи кредитов подрядным
организациям под затраты незавершенного
производстваСМР, изменением методов
кредитования, погашением предоставленных
ранее ссуд на временное восполнение недостатка
собственных оборотных средств и прирост
норматива, а также частично просроченных
кредитов в промышленности и в сельском
хозяйстве. В торговле сокращение кредитов
произошло в результате снижения остатков
товарных запасов при одновременном увеличении
розничного товарооборота.
Вместе с тем, следует отметить, что в целом
по республике сокращение задолженности
по краткосрочным ссудам произошло незасчет
улучшения работы народного хозяйства
и укрепления его финансового состояния,
а в результате трансформирования ее в
неплатежи поставщикам, сумма которых
возросла против )985г. более чем в 3,7 раза
и составила на начало 1991 г., по даннымНационального
банка республики, 2,5 млрд.руб.
Значительная часть кредитных ресурсов
отвлечена впросроченную задолженность
по ссудам банков. Наиболее крупные неплатежи
поставщикам и банкам имели совхозы, колхозы,
предприятия по производственно-техническому
обслуживанию и строи тельные организации
Ухудшение состояния финансов и платежной
дисциплины в народном хозяйстве республикив
этот период в основном .быловызвано бесхозяйственностью
в обеспечении сохранности ииспользовании
собственных оборотных средств, отсутствием
экономических стимулов к эффективному
ведению дел. Каждый четвертый рубль кредитных
ресурсов былистрачен не на производительные
цели, а на покрытиебюджетного дефицита
и государственного долга, т.е. на проедание.
Совершенно неприглядная картина складывалась
с использованием централизованных кредитных
ресурсов. Из кредитов, выданных в 1991 г.
за счет централизованных ресурсов, почти36%
приходилось на государственный долг.
Такое крайне нерациональное размещение
денежной массы привело к тому, что на
1 января 1992 г. Казахстан по расчетам с
государствами бывшего СССР вышел с дефицитом
(дебетовым сальдо), что означает заимствование
средствв указанной сумме у других суверенных
государств.
В целом по республике на 1 января 1992 г.
объем кредитных вложений увеличился
почти в 2,6 раза. Увеличение кредитных
вложений произошло практически во всех
отраслях народного хозяйства.
В 1991 г. произошли значительные изменения
в структуре кредитных вложений. Так, снизился
удельный вес кредитов, направленных на
мероприятия, связанные с решением продовольственной
программы с 49,0 до 26,8 %, социальных программе
19,2 до 14,2 %, а также увеличением производства
товаров народного потребления и расширением
услуг населения соответственно с 6,6 до
6,3 % и с 1,5 до 1,1 %, что свидетельствует о
недостаточной эффективности кредитных
отношений в республике.
Резко продолжают уменьшаться объемы
краткосрочных кредитов, предоставляемых
населению, потребительской кооперации,
а также тем, кто занимается индивидуальной
трудовой деятельностью и кооперативам,
поскольку возросли размеры процентных
ставок. Естественно, при таких высоких
процентных ставках, кредитами, как правило,
пользуются лишь торгово-посреднические
структуры, у которых выше оборачиваемость
денежных средств и доходность производимых
операций и услуг. Большая сеть коммерческих
банков занималась в основном кредитованием
мелких частных коммерческих структур,
деятельность которых заключалась в перепродаже
одних и тех же товаров, в основном завозимых
извне, а также в обналичивании части безналичности
со счетов в банке и выпуске их на потребительский
рынок, где не имелось достаточной товарной
массы для их покрытия. В этой связи деньги
оседали в личных сбережениях, не вступали
в "кругооборот", тем самым подпитывали
новый виток инфляции.
Резкое относительное снижение доли кредитных
вложений, предоставленных правительству
Казахстана в 1992 г.' по сравнению с 1991г.
(с 24,0 до 3,5 %), объясняется некоторым улучшением
финансового положения государства за
счет усиления тяжести налогового бремени,
вызванного стремительным ростом цен,
что резко отрицательно сказалось на финансовом
положении государственных предприятий,
так как рост цен опережал рост их прибыли.
В этой связи одна из главных проблем экономики
Казахстана состоит не только в общем
объеме кредитной эмиссии, но и в том, что
эмитированные кредитывзначительной
части выдаются на цели, противоречащие
экономической природе кредита: на покрытие
дефицитов финансов государственных предприятий
и правительственного бюджета. Каждое
восьмое предприятие закончило 1992 г. с
убытками, каждое второе - в бытовом обслуживании,
каждое третье - в торговле и коммунальном
хозяйстве. Значительная часть предоставляемых
предприятиям кредитов превращалась в
многотысячные зарплаты. К примеру, в начале
1993 г. выплата заработной платы рабочих
и служащих обеспечивалось за счет эмиссии
денег Национального банка.
В последние годы в условиях либерализации
цен и нарастания кризисных явлений в
экономике усилилось давление со стороны
министерств и предприятий государственного
сектора на Национальный банк республики
в части разрешения предоставления банковских
кредитов, причем, как правило, на льготной
основе. Такое положение препятствует
стабилизации экономики и обеспечению
устойчивости функционирования финансово-кредитной
системы республики.
Таким образом, как свидетельствуют результаты
анализа, экономические процессы, происходящие
в условиях перехода к рынку и глобальной
либерализации цен, начиная с января 1992г.,
определили новые тенденции в развитии
денежного оборота и кредитных отношений
Республики Казахстан. Все это вызвало
весьма противоречивые явления в развитии
кредитных отношений, обусловленные началом
вхождения Казахстана в рынок.
Каковы же причины такого положения?
1. Огромная дебиторская задолженность
за предприятиями стран Содружества и
особенно России. Дело в том, что предприятия
Казахстана не смогли быстро приспособиться
к работе в рыночных условиях, отгружая
свою продукцию за пределы Казахстана,
они не получали оплату за отгруженные
материальные ценности. В этой связи у
них возникает дефицит финансовых ресурсов,
вследствие чего они вынуждены искать
источники финансирования своей деятельности.
Такими источниками, как правило, за неимением
других, являлись кредиты коммерческих
банков. В свою очередь, коммерческие банки
свои кредитные ресурсы формировали в
значительной мере за счет централизованных
кредитных ресурсов Национального Банка
Республики Казахстан.
Продолжение ныне действующей системы
кредитных отношений не способствует
эффективному размещению финансовых и
кредитных ресурсов Казахстана, а загоняет
проблему острого недостатка денежных
ресурсов вглубь, поскольку заимствование
под высокие процентные ставки кредитных
ресурсов у других стран Содружества способствует
увеличению размеров внешнего долга республики
перед другими государствами Содружества,
что усиливает экономическую зависимость
от этих стран. Складывается парадоксальная
ситуация - предприятия, скажем России,
должны Республике Казахстан за отгруженные
товары, а Казахстан, в свою очередь, должен
России, точнее Центральному банку России,
по полученным у него кредитам.
Следует обратить внимание еще на одно
весьма актуальное и совершенно новое
явление в деле развития кредитных отношений.
Если до 1 июля 1992г., решая вопрос о выдаче
централизованных кредитов, республика
не придавала этому особого значения,
поскольку никакого контроля со стороны
Центрального банка России за кредитной
эмиссией стран Содружества практически
не было, то теперь обстоятельства и экономические
условия в корне изменились. С 1 июля 1992г.
кредитная эмиссия стран Содружества
взята под контроль Центрального банка
России и строго учитывается, что способствует
сдерживанию безудержной инфляции. Конечно,
чисто теоретически Нацбанк Республики
Казахстан может по-прежнему выдать кредит
коммерческим банкам сколько угодно и
создать тем самым видимое благополучие
у предприятий. т.е. у них будут свободные
средства на расчетных счетах, кредитовое
сальдо на корреспондентских счетах коммерческих
банков, но использовать эти средства
предприятия смогут только при наличии
товарно-материальных ценностей в Казахстане,
либо при наличии свободных средств на
корреспондентских счетах в Центральных
банках стран СНГ, либо за счет кредита,
полученного от соответствующей страны
для пополнения корреспондентского счета
республики.
Следовательно, проблемы сохранения, приумножения,
эффективного управления государственной
собственностью приобретают особую актуальность
в связи с переходом к рыночным отношениям.
В мире накоплен богатый опыт эффективного
управления государственным имуществом,
который следует внимательно изучить
и с учетом реальной экономики использовать
в хозяйственной практике.
Как видно из анализа состояния финансовых
и денежно-кредитных отношений, ценовой
фактор оказал негативное влияние на всю
финансово-кредитную сферу республики.
Однако нельзя не отметить и о главных
положительных моментах перехода на свободные
цены. К ним в первую очередь следует отнести
достижение некоторой сбалансированности
между денежной и товарной массой. Известно,
что до начала либерализации цен, ни один
товар не стоил так дешево как деньги.
Это был единственный товар, в котором
не было дефицита. Главной задачей предприятий
в тех условиях было выбить фонды на материальные
ресурсы, а деньги, как правило, были всегда
в избытке либо их легко можно было взять
в банке.
Таким образом, произошло принципиальное
изменение роли денег, финансов и кредита
в народном хозяйстве и поведения предприятий
по отношению к этим стоимостным категориям.
Внимание предприятий переключилось с
поиска дефицитных ресурсов к поиску путей
сбыта собственной продукции, платежеспособного
потребителя. Экономика из традиционно
ориентированной на затраты становится
ориентированной на спрос. Ресурсоограниченная
экономика заменяется спросоограниченной
экономикой. Это радикальное изменение
всей системы приоритетов в поведении
хозяйственных звеньев, которою существенно
повышает реальные возможности государства
управлять экономикой через деньги, финансы
и кредит.
Экономическая и финансовая стабилизация
в республике связана с поиском стратегии
и выработкой эффективной денежно-кредитной
политики в современных условиях, которая
должна быть направлена на ограничение
и сдерживание денежной и кредитной эмиссии.
Проведение политики жесткой денежно-кредитной,
рестрикции связано с нарастанием диспропорций
в сфере производства и в сфере обращения,
ростом цен и инфляции.
В этих условиях правительство и Нацбанк,
в принципе правильно выбрали основные
направления своей политики на стабилизационный
период: снижение темпов падения производства
и темпов инфляции, укрепление покупательной
способности национальной валюты и т.
д .Указанные направления в. основном базируются
па регулировании денег в обращении с
помощью активной монетарной политики,
проводимой правительством и Нацбанком
республики.
Одним махом проблему стабилизации денежно-кредитной
системы в целом и национальной валюты,
в частности, решить невозможно. Стабильность
в указанной сфере связана с уровнем экономического
развития. Необходимо насытить внутренний
рынок товарами и услугами в самое ближайшее
время, создать сильный экспортный потенциал,
поддержать платежеспособный спрос, осуществить
налоговую реформу, реформу цен и оздоровить
бюджет. На все это нужно время. Поэтому
введение может быть только поэтапным.
Причем, к каждому следующему этапу можно
будет переходить, только получив реальные
экономические результаты от предыдущих.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ БАНКОВСКАЯ
СИСТЕМА РК
Ключевое звено кредитной системы, контролирующее
основную массу кредитных и финансовых
операций, представляет банковская система.
Банковская система Казахстана, пройдя
в соответствии с Законом о банках и банковской
деятельности в Казахской ССР от 07 декабря
1990 г. стадию реформирования, перешла от
чисто государственной модели к смешанной.
В республике была сформирована так называемая
двухуровневая банковская система, где
верхний уровень был представлен Государственным
банком Казахской ССР, а нижний - остальными
банками, в состав которых вошли как существовавшие
на тот момент государственные специализированные
банки (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк,
Внешэкономбанк), так и вновь создаваемые
негосударственные банки (акционерные,
кооперативные, в форме хозяйственных
товариществ и т.д.). Все банки нижнего
уровня, включая государственные, были
уравнены в своем статусе и объединены
общей категорией "коммерческие".
В дальнейшем госбанки преобразовались
в акционерные (кооперативные, частные),
приобрели новых участников, т.е. фактически
утратили статус государственных. В этой
части банковская реформа оказалась не
совсем удачной, что побудило Правительство
создавать новые государственные специализированные
банки: Экспортно-импортный банк (1994 г.)
для обслуживания внешнеэкономической
деятельности государства, Государственный
реабилитационный банк (1995 г.) для свертывания
деятельности предприятия до жизнеспособного
уровня и восстановления его платежеспособности,
Республиканский бюджетный банк (1996 г.)
для обслуживания бюджетных организаций,
исполнения функций расчетно-кассовых
центров, сбора общегосударственных налогов
- фактического исполнения функций Казначейства.
После распада СССР и обретения Казахстаном
в 1991 г. статуса суверенного государства
возникла необходимость дальнейшего реформирования
банковской системы республики, создания
ее правовой основы, принятия новых законодательных
актов, регулирующих банковскую деятельность.
Данным обстоятельством было продиктовано
принятие 13 апреля 1993 г. Закона Республики
Казахстан "О Национальном банке Республики
Казахстан" и 14 апреля 1993 г. Закона Республики
Казахстан "О банках в Республике Казахстан".
Принятие указанных нормативных актов
закрепило двухуровневую банковскую систему
и определило порядок взаимоотношений
Национального банка Республики Казахстан
с банками второго уровня. Кроме того,
это способствовало созданию в Казахстане
большого количества (около двухсот) банков
второго уровня, что отвечало на первоначальном
этапе экономических реформ требованиям
развития рыночных отношений и формирования
благоприятной конкурентной макроэкономической
среды. В дальнейшем, в связи с усилением
в государстве роли центральных органов
исполнительной власти в лице Президента
и Правительства, требований по выводу
страны из глубокого экономического кризиса
и приобретением важного атрибута суверенности
- введением 15 ноября 1993г. национальной
валюты - казахстанского тенге, а также
введением в действие с 01 марта 1995 г. Гражданского
кодекса Республики Казахстан (Общая часть),
возникла необходимость и было принято
новое банковское законодательство. 30
марта 1995 г. был принят Указ Президента
Республики Казахстан, имеющий силу Закона,
"О Национальном банке Республики Казахстан",
а 31 августа 1995 г. - Указ Президента Республики
Казахстан, имеющий силу Закона, "О банках
и банковской деятельности в Республике
Казахстан".
Основной целью принятия Указа "О Национальном
банке Республики Казахстан" явилось
более полное отражение роли Национального
банка в осуществлении денежно-кредитной
политики и адаптация закона к международным
стандартам. Отсутствие законодательно
установленного механизма подотчетности
Нацбанка перед Президентом Казахстана
и Высшими представительными органами
республики порождало проблемы в правоприменительной
практике, в связи с чем в Указе "О Национальном
банке Республики Казахстан" четко
и подробно изложен порядок взаимодействия
Национального банка с Президентом и Парламентом.
В частности, определена подотчетность
Нацбанка только Президенту Республики
Казахстан, с согласия и по поручению которого
может осуществляться проверка деятельности
Национального банка.
Указ "О банках и банковской деятельности
в Республике Казахстан" имеет существенные
отличия от старого Закона РК "О банках
в Республике Казахстан": определены
виды банков второго уровня - государственные,
депозитные, инвестиционные, банки с иностранным
участием, межгосударственные банки; все
банки, кроме государственных, создаются
только в форме акционерных обществ; разрешено
создание ассоциаций (союзов) банков; впервые
дано понятие небанковского финансового
учреждения, которое не является "банком",
но на основании лицензии Национального
банка правомочно проводить отдельные
виды банковских операций; более подробно
и четко изложен порядок создания, реорганизации
и ликвидации банков; введено новое понятие
- "консервация банков", которое представляет
собой проведение по решению Национального
банка принудительных мероприятий и процедур
в отношении банка в целях оздоровления
его финансового положения и улучшения
качества работы; предусмотрены новые
виды банковских операций - клиринговые,
ломбардные, выпуск платежных карточек
и другие; установлены определенные требования
к работникам, занимающим руководящие
должности в банке; введен запрет на предоставление
льготных условий лицам, связанным с банком
особыми отношениями.
Принятие новых законодательных актов
в банковской сфере, ужесточение контроля
и требований со стороны Национального
банка РК к созданию и функционированию
банков второго уровня - установление
с 15 апреля 1995 г. минимального размера
уставного фонда эквивалентного 1,5 млн.
долларов США для банков, получающих лицензию
на проведение валютных операций, привлечение
вкладов населения и открытие филиалов;
утверждение Правлением Нацбанка РК (с
дальнейшими изменениями и дополнениями)
Положения о ликвидации банков в Республике
Казахстан от 09 февраля 1996 г., Правил выдачи,
отзыва разрешения на создание, реорганизацию
банка, лицензии на проведение банковских
операций и иной банковской деятельности,
их аннулирования и приостановления, дачи,
отзыва, согласия на открытие, слияние
филиалов и открытие представительств
банка от 29 февраля 1996 г., Положения о пруденциальных
нормативах от 29 февраля 1996 г, Положения
о консервации банков в Республике Казахстан
от 29 февраля 1996 г., Положения об основных
условиях деятельности инвестиционных
банков и операций банков с ценными бумагами
от 28 марта 1996 г., Положения об условиях
приобретения и осуществления права контроля
над банком от 28 марта 1996 г., Положения
о порядке перехода банков второго уровня
к международным стандартам от 10 мая 1996
г. (в новой редакции от 12 декабря 1996 г.),
Положения о порядке принудительного
выкупа и продажи акций банка, имеющего
отрицательный размер капитала, от 31 декабря
1996 г. - все это подтвердило стремление
государства усилить контроль над банковским
сектором и привело к тому, что количество
банков в Казахстане стало сокращаться.
Если по состоянию на 01 марта 1995 г. общее
количество банков второго уровня в республике
составляло - 178 (Вестник Национального
банка N 1 от 28.04.1995 г.), на 01 сентября 1995 г.
- 147 (ВНБ N 9 от 15.09.1995 г.), на 20 апреля 1996 г.
- 117 (ВНБ N 24 от 30.04.1996 г.), то на 17 сентября
1996 г. в Казахстане количество банков сократилось
до 102, из которых еще несколько десятков,
по прогнозам, в период 1997-98 гг. будут ликвидированы
или реорганизованы. На последней пресс-конференции
в январе 1997 г. Председатель Национального
банка Республики Казахстан г-н Джандосов
У.А. подтвердил, что общая линия Правительства
и Нацбанка по-прежнему направлена на
то, чтобы уменьшить количество банков.
Причины ликвидации банков, по словам
руководства Нацбанка, в каждом отдельном
случае разные, но по большей части они
заключаются в невыполнении пруденциальных
нормативов, которые устанавливаются
Национальным банком, либо в слиянии или
поглощении одних банков другими. Все
эти меры, по мнению государства, должны
привести к созданию (сохранению) наиболее
устойчивых и крупных банков второго уровня,
стабилизации денежно-кредитной системы
в Казахстане и возможности ее стратегического
прогнозирования (регулирования).Особое
отношение государства, в определенном
смысле - привилегированное, к банковской
среде, как основному элементу финансовой
системы, подтверждается и тем, что, одновременно
с принятием новых законодательных актов
в банковской сфере, 07 сентября 1995 г. было
принято дополнение в ст. 3 Гражданского
кодекса Республики Казахстан (Общая часть),
в соответствии с которым отношения, связанные
с созданием, деятельностью, реорганизацией,
банкротством и ликвидацией банков, отчетностью
и аудиторской проверкой деятельности
банков, лицензирование отдельных видов
банковских операций, регулируются Кодексом
лишь в части, не противоречащей действующему
банковскому законодательству. Эта тенденция
сохранилась и в настоящий момент, о чем
свидетельствует внесение 07 декабря 1996
г. ряда изменений и дополнений в законодательные
акты Республики Казахстан - Гражданский
кодекс Республики Казахстан (Общая часть)
и Указы Президента Республики Казахстан,
имеющие силу Закона, "О Национальном
банке Республики Казахстан", "О банках
и банковской деятельности в Республике
Казахстан", "О хозяйственных товариществах",
"О ценных бумагах и фондовой бирже",
в соответствии с которыми предусматривается
возможность и основания принудительного
выкупа акций банков и небанковских финансовых
учреждений, в случае наличия у них отрицательного
размера капитала. Указанное решение может
приниматься Национальным банком по согласованию
с Правительством на условиях обязательной
последующей незамедлительной реализации
выкупленных акций новым инвесторам "в
целях усиления интересов кредиторов
банков второго уровня и обеспечения устойчивости
банковской системы республики".
Нестабильное финансовое состояние банков
Казахстана в настоящее время вынуждает
Национальный банк и Центральные органы
власти Республики Казахстан осуществлять
указанное выше вмешательство в банковскую
среду с целью поиска путей выхода из кризиса.
Ликвидация 04 октября 1996 г. крупного банка
республики - ОАО "Крамдс Банк", слияние
15 января 1997 г. крупных и имеющих широкую
сеть филиалов -ОАО "Туранбанк" (до
1991 г. - Промстройбанк) и ОАО "Алем Банк
Казахстана" (до 1991 г. - Внешэкономбанк)
в один банк с принудительным выкупом
акций и 100%-й продажей их Правительству
Республики Казахстан в лице Министерства
финансов (все названные банки находились
в кризисном состоянии и имели миллиардные
суммы отрицательного капитала в тенге);
передача на обслуживание в Государственный
реабилитационный банк неплатежеспособных
предприятий (отбор предприятий производится
Межведомственной комиссией и Правительством
Республики Казахстан из перечня неплатежеспособных
предприятий, который был сформирован
Агентством по реорганизации предприятий);
изменение действующего банковского и
гражданского законодательства, - все
это в целом, с одной стороны вызывает
определенные опасения в плане ограничения
прав собственников, а с другой - внушает
надежду на скорый выход из финансового
и банковского кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство экономистов рассматривают
кредитную политику как неотъемлемую
часть любой экономической политики. Действительно,
в ее пользу можно привести несколько
конкретных доводов:
1. Быстрота и гибкость, то есть по сравнению
с фискальной политикой кредитно-денежная
может быстро меняться. Так, в США комитет
открытого рынка Совета Федеральной резервной
системы буквально ежедневно принимает
решения о покупке и продаже ценных бумаг
и тем самым влияет на денежное предложение
и процентную ставку.
1. Слабая зависимость от политического
давления. Например, провести в Государственной
Думе новый налог либо поднять ставку
уже имеющегося значительно сложнее, нежели
повысить учетную ставку Центрального
банка, хотя и в последнем случае ощущается
влияние политической Среды. Кроме того,
даже по своей природе кредитно-денежная
политика мягче и консервативнее в политическом
отношении, чем фискальная. Изменения
в государственных расходах непосредственно
влияют на перераспределение ресурсов.
В то время как кредитно-денежная политика,
наоборот, действует тоньше, а потому представляется
более приемлемой в политическом отношении.
1. Монетаризм, представители которого
аргументировано доказывают, что изменение
денежного положения и количества денег
в обращении — ключевой фактор определения
уровня экономической активности и фискальная
политика относительно неэффективна.
Однако, следует признать, что кредитно-денежная
политика страдает определенной ограниченностью
и в реальной действительности сталкивается
с рядом сложностей:
1. Циклическая ассиметрия, то есть если
проводить политику дорогих денег, то
будет достигнута такая точка, в которой
банки станут вынуждены ограничить объем
кредитов, что означает ограничение предложения
денег. В то время как политика дешевых
денег может обеспечить коммерческим
банкам необходимые резервы, то есть возможность
предоставлять ссуды, однако она не в состоянии
гарантировать, что последние действительно
выдадут ссуды и предложения денег увеличиться.
Население тоже может сорвать намерения
Центрального банка, покупая у населения
облигации, могут использоваться населением
уже имеющихся ссуд.
Эта циклическая ассиметрия является
серьезной помехой кредитно-денежной
политики лишь во время глубокой депрессии.
В нормальные периоды повышение избыточных
резервов ведет к предоставлению дополнительных
кредитов и тем самым к увеличению денежного
предложения.
2. Изменение скорости обращения денег.
Так, с точки зрения денежного обращения
общие расходы могут рассматриваться
как денежное предложение, умноженное
на скорость обращения денег. В связи с
этим некоторые кейнсианцы считают, что
скорость обращения денег имеет тенденцию
меняться в направлении, противоположном
предложению денег, чем ликвидирует изменения
в последнем, вызванные кредитно-денежной
политикой. Иначе говоря, во время инфляция,
когда предложение денег ограничивается
политикой ЦБ, скорость обращения денег
склонно к возрастанию. И наоборот, когда
принимаются политические меры для увеличения
предложения денег в период спада, скорость
обращения вероятно упадет.
3. Влияние инвестиций, то есть действие
кредитно-денежной политики может осложниться
и даже временно затормозиться в результате
неблагоприятных изменений расположения
кривой спроса на инвестиции. Например,
политика сужения кредитоспособности
банков, направленная на повышение процентных
ставок, может оказать слабое влияние
на инвестиционные расходы, если одновременно
спрос на инвестиции, вследствие делового
оптимизма, технологического прогресса
или ожидания в будущем более высоких
цен на капитал растет. В таких условиях
для эффективного сокращения совокупных
расходов кредитно-денежная политика
должна поднять процентные ставки чрезвычайно
высоко. И наоборот, серьезный спад может
подорвать доверие к предпринимательству,
и тем самым свести на нет всю политику
дешевых денег.
Таким образом, кредитно-денежная политика,
проводимая центральным банком как орудие
государственного регулирования экономики
имеет свои слабые и сильные стороны. К
числу последних, например, относят и дилемму
целей кредитной политики, возникающую
вследствие невозможности для руководящих
учреждений стабилизировать одновременно
и денежное предложение, и процентную
ставку. Вышесказанное позволяет сделать
вывод, что правильное применение указанных
рычагов для улучшения экономической
ситуации в стране реально лишь при точном
планировании и прогнозировании влияния
кредитной политики ЦБ на внутригосударственную
деловую активность.
В современной экономике широко используются
кредитные отношения. Поэтому знание теоретических
основ кредита является необходимым условием
для рационального использования ссуд
в качестве инструмента, позволяющего
обеспечить удовлетворение потребностей
в финансовых ресурсах.
Кредитная система расширяет масштабы
денежного накопления, позволяет осуществить
переход денежных средств из одной отрасли
в другую и поэтому способствует росту
эффективности производства.
Роль и значение кредитной системы характеризуются
рядом показателей: общий объем кредитных
вложений, доля банковских ссуд в формировании
основного и оборотного капитала предприятий
и организаций, совокупныйплатежный оборот
и др.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильясов К.К. . Финансово-кредитные
проблемы развития экономики
Казахстана /Под ред.– Алматы: Бiлiм,
1995 – 240 с.
2. Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты
реформирования финансово-кредитной системы
Республики Казахстан в условиях перехода
к рыночной экономике. – Алматы: Гылым,
1994. – 439 с.
3. Райзберг Б.А.. Курс экономики: Учебник
/Под ред.– ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
4. Сейткасимов Г.С.. Деньги, кредит, банки:
Учебник /Под ред. проф.. – Алматы: Экономика,
1996. – 364 с.
5. Чекмаева Е.Н. Межбанковский кредитный
рынок и его регулирование /Деньги и кредит.
1994. №5-6. с. 68-71.
6. «Предприниматель и право». №12 (73), май,
1997.
1
1
1
Лизинговые фирмы Факторинговые фирмы
Ломбарды Кредитные товарищества Общества
взаимного кредита Страховые общества
Инвестиционные компании Пенсионные фонды
Финансовые компании
Специализированные банки: инвестиционные