Автор работы: e************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 12:12, реферат
Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. [26, с.153] Управление госдолгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию в
2. способы
и методы Управление
Итак, государственные заимствования приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.
Существование
государственного долга автоматически
подразумевает обязанность
Таким
образом, управление государственным
долгом - одно из направлений финансовой
политики любого государства, связанное
с его деятельностью в качестве
заемщика, эмитента государственных
ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает
решение таких задач, как: минимизация
стоимости долга, недопущение переполнения
рынка заемными обязательствами
государства и резкого
Цель
управления госдолгом заключается
в нахождении оптимального соотношения
между потребностями
Понятие управления госдолгом можно рассматривать в широком и узком смысле:
- в широком
смысле - как формирование одного
из направленной экономической
политики государства,
- в узком
смысле управление госдолгом
можно представить как
В числе таких финансовых мероприятий, проводимых в рамках управления государственным долгом, наиболее распространены в мировой практике следующие.
1. Рефинансирование
долга, т.е. погашение ранее
выпущенных долговых
Самым
главным недостатком
Очевидно,
что с точки зрения инвесторов,
наиболее предпочтительным вариантом
является полное, безусловное и своевременное
выполнение государством своих обязательств.
Однако в условиях невозможности
для последнего по каким-либо причинам
обеспечить погашение займов и выплат
процентов по ним, могут быть приняты
решения о применении помимо рефинансирования
таких механизмов в области управления
государственными долгом, как конверсия,
консолидация, унификация, обмен облигаций
по регрессивному соотношению, отсрочка
погашения и аннулирование
2. Под
конверсией займов обычно
3. Государство,
заинтересованное в получении
займов, на длительные сроки,
Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Следует отметить, что при применении рассматриваемых механизмов управления государственным долгом власти должны понимать, что изменение первоначальных условий займов может вызвать социальную напряженность в обществе, а также оказать негативное воздействие на дельнейшее заимствование.
Следующим механизмом, применяемым государством в рамках управления его долгом, является унификация государственных займов. Она обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.
4. Унификация
- это объединение нескольких
займов в один, когда облигации
ранее выпущенных займов
5. В
исключительных случаях
6. Отсрочка
погашения займа или всех
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляется только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. При этом отсрочка погашения внешних займов как правило, проводится по согласованию с кредиторами и может не повлечь приостановку выплаты процентов по ним. [2, с.27]
7. В отличии от отсрочки под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему госдолгу). Как правило, при управлении государственным долгом данный метод является крайней мерой и может использоваться по двум причинам. Во-первых, аннулирование госдолга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
8. В
последние два десятилетия
Секъюритизация вышеуказанных кредитов позволит:
- унифицировать
структуру внутреннего
- пролонгировать долг Правительства страны за счет объединения разных по соку погашения кредитов в ценные бумаги Правительства Республики с одним сроком погашения;
- Национальному
банку проводить операции на
открытом рынке с
- подготовить
инвесторов к снижению
- позитивно повлиять не оценку кредитного рейтинга Республики Беларусь.
9. К
методам управления
В принципе новация является аналогом конверсии с той лишь разницей, что конверсия предполагает замену как одной формы займа на другую, так и на аналогичную (например, кредит на облигацию или облигацию на облигацию), а новация обычно предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию).
Необходимо отметить, что все вышеперечисленные изменения первоначальных условий государственных займов можно объединить в одно понятие - реструктуризация.
Исследование
финансовых инструментов управления государственным
долгом позволило обнаружить возрастающую
роль государственных ценных бумаг,
которые являются не только одним
из основных способов управления государственным
долгом, но и эффективным инструментом
регулирования денежно-
Анализ основных макроэкономических показателей Республики Беларусь также доказывает, что в процессе развития рынка государственных ценных бумаг его макроэкономическая роль значительно возросла. Государственные ценные бумаги стали не просто инструментом привлечения заемных ресурсов, но и рычагом стабилизации финансового сектора.
Поэтому, в первую очередь, целесообразно активизировать работу в этой области по следующим направлениям:
- передать
региональным и местным
- попытаться задействовать все источники сбережений в стране;
- внедрить
производственные ценные
- направить
все усилия на укрепление
- стремление
выпускать и размещать
Кроме
того, на усиленное заимствование
на рынке государственных ценных
бумаг непосредственно