Государственный долг, проблемы управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, также проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Государственный долг 4
1.1 Понятие и сущность государственного долга 4
1.2 Классификация государственного долга 8
Управление государственным долгом 12
2.1 Структура государственного долга 12
2.2 Способы управления государственным долгом 20
Проблемы управления государственным долгом и способы их решения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

ГосДОЛГ-курсач готов!!!!.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

В категорию "государственный  долг" включаются все признанные долги Российской Федерации. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, "безденежного" выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.

Государственный долг оценивается по номинальной  стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).

Величина государственного долга в национальной части внешней  задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг (текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг - это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном, государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.

Наибольшие  проблемы связаны со структурой государственного внутреннего долга. Так, укрупненная разбивка внутреннего долга имеет следующий вид:

а) рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ценных бумаг;

б) нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшихся задолженностей.

К основным различиям  этих двух групп обязательств относится, во-первых, то, что первые из них имеют  определенную программную форму, закладываются  в бюджетные проектировки на ряд  лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.

Число видов (форм, статей) государственного долга не является стабильным и имеет тенденцию  к увеличению (прежде всего за счет нерыночных инструментов). Обострение ситуации с бюджетом обусловливает и сдвиги в структурном построении внутреннего долга. К критическому сдвигу относятся, в частности, крупные пирамиды ГКО. Расходы бюджета по обслуживанию долга по ГКО фактически не учитывались в составе расходов федерального бюджета. Минфин сальдировал все обороты рынка ГКО, включая поступления от новых выпусков и сумм, направляемых на погашение старых выпусков.

Закон Российской Федерации "О государственном  внутреннем долге РФ" (1993 г.) определил  разделение госдолга на внешний и  внутренний долг, в связи с чем  валютные заимствования и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешнему долгу, а рублевые заимствования - к внутреннему долгу.

Примитивизм данного  подхода соответствовал условиям первых лет реформирования. Процесс реформирования и развитие финансовых рынков с расширением проведения валютных операций потребовали поиска новых решений (как в аналитических, так и в практических целях для решения проблем классификации государственного долга). Проблема особенно осложняется тем, что в настоящих условиях по ряду позиций внешний и внутренний долги представляют довольно гармоничный симбиоз, в частности, связанный даже с техническими проблемами, когда мы имеем практику сальдирования отдельных показателей (особенно по обслуживанию государственного долга).

 

2. Управление государственным долгом.

2.1 Структура  государственного долга (2008-2010 гг.)

Для управления госдолгом важна не только абсолютная величина, но и ее структура. Специалисты  условно делят долги на две  части: рыночную и нерыночную. Нерыночная часть задолженности не поддается  реструктуризации. Обычно это долги перед государствами и международными финансовыми институтами.

     В  процессе управления государственным  долгом органами государственной  власти должны решаться следующие  основные задачи:

  • поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства,
  • обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

      Эффективное использование мобилизованных  средств и контроль над целевым  использованием выделенных кредитов должны максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой. Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации  представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1- Структура  государственного внешнего долга РФ

Категория долга

К 01.10.

2008г.

'млн. долларов

К 01.10.

2009г.

'млн. долларов

К 01.11.

2010 г. 

'млн. долларов

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

  40400

        38 036,4

 40879,7

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,

не являвшаяся предметом реструктуризации

    1400

         1 080,2

     822,7

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

  2000

          1 858,0

   1762,5

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ

    1500

         1 336,0

   1132,9

Коммерческая  задолженность бывшего СССР***

     800

         1 231,9

     825,6

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

    4600

         3 908,1

   3252,2

Задолженность по еврооблигационным займам

  27700

        26 239,6

 30456,5

Задолженность по ОВГВЗ

    1800

          1 778,2

    1775

Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте

      600

    604,4

   852,3


*Материал подготовлен  Департаментом государственного  долга и государственных финансовых  активов Министерства финансов  Российской Федерации

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, часть объема долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов, в последние года наметилась тенденция к снижению. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 ноября 2010 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 822,7 млн. долларов. Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

По состоянию  на 1 ноября 2010 года объем задолженности  перед странами - бывшими членами  СЭВ составил 1132,9 млн. долл. Кроме  осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.

Коммерческая  задолженность является наиболее сложной  с точки зрения урегулирования. До последнего времени остается коммерческая задолженность перед десятками  тысяч иностранных фирм-экспортеров  большинства развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.[12].

 В соответствии  с указанным Заявлением Правительства  Российской Федерации в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:

  • контракты с рассрочкой платежа;
  • краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
  • тратты и векселя с платежом по предъявлении;
  • отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
  • инкассо;
  • другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные  в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 ноября 2006 года 30456,5 млн. долл. Как правило, еврооблигации - это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги.

Внешняя задолженность  Российской Федерации в части  международных финансовых организаций  включает в себя государственные  долговые обязательства перед следующими организациями:

· Международный валютный фонд (МВФ);

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

· Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Динамика структуры  государственного внешнего долга РФ представлена в Приложении 1(ед. изм. в млн. долл. США) представлена на рисунке 2.1

Рис. 2.1Динамика внешнего долга РФ.

Государственный внутренний долг, выраженный в государственных  ценных бумагах представлен в  таблице 2.2

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 –  Структура внутреннего долга РФ

    Виды

ценных бумаг

 Облигации фед. займа с пост. купонным доходом

 Облигации фед. Займа с фиксир. купоном

 Облигации фед. Займа с

 Амортизац. долга

 ГСО-ППС

 ГСО-ФПС

 ОГВЗ

 1991 года

 ОРВВЗ

 Итого внутренний

 долг

на 01.01.

2008

 288,42

 51,43

 807,59

 10,42

 91,00

 0,0003

 0,03

      1 248,89

на 01.01.

2009

 328,17

 33,83

 882,03

 45,41

 132,00

 - 0,0002

 0,03

     1 421,47

на 01.01.

2010

 706,37

            -

 863,38

 135,42

 132,00

 0,0002

 -

     1 837,17

Информация о работе Государственный долг, проблемы управления им