Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:50, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, также проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом.
ВВЕДЕНИЕ 3
Государственный долг 4
1.1 Понятие и сущность государственного долга 4
1.2 Классификация государственного долга 8
Управление государственным долгом 12
2.1 Структура государственного долга 12
2.2 Способы управления государственным долгом 20
Проблемы управления государственным долгом и способы их решения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованных источников 34
В категорию "государственный долг" включаются все признанные долги Российской Федерации. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, "безденежного" выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.
Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).
Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг (текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг - это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном, государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.
Наибольшие проблемы связаны со структурой государственного внутреннего долга. Так, укрупненная разбивка внутреннего долга имеет следующий вид:
а) рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ценных бумаг;
б) нерыночные обязательства,
связанные с исполнением
К основным различиям этих двух групп обязательств относится, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.
Число видов (форм, статей) государственного долга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению (прежде всего за счет нерыночных инструментов). Обострение ситуации с бюджетом обусловливает и сдвиги в структурном построении внутреннего долга. К критическому сдвигу относятся, в частности, крупные пирамиды ГКО. Расходы бюджета по обслуживанию долга по ГКО фактически не учитывались в составе расходов федерального бюджета. Минфин сальдировал все обороты рынка ГКО, включая поступления от новых выпусков и сумм, направляемых на погашение старых выпусков.
Закон Российской Федерации "О государственном внутреннем долге РФ" (1993 г.) определил разделение госдолга на внешний и внутренний долг, в связи с чем валютные заимствования и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешнему долгу, а рублевые заимствования - к внутреннему долгу.
Примитивизм данного подхода соответствовал условиям первых лет реформирования. Процесс реформирования и развитие финансовых рынков с расширением проведения валютных операций потребовали поиска новых решений (как в аналитических, так и в практических целях для решения проблем классификации государственного долга). Проблема особенно осложняется тем, что в настоящих условиях по ряду позиций внешний и внутренний долги представляют довольно гармоничный симбиоз, в частности, связанный даже с техническими проблемами, когда мы имеем практику сальдирования отдельных показателей (особенно по обслуживанию государственного долга).
2. Управление государственным долгом.
2.1 Структура
государственного долга (2008-
Для управления госдолгом важна не только абсолютная величина, но и ее структура. Специалисты условно делят долги на две части: рыночную и нерыночную. Нерыночная часть задолженности не поддается реструктуризации. Обычно это долги перед государствами и международными финансовыми институтами.
В
процессе управления
Эффективное использование
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Структура государственного внешнего долга РФ
Категория долга |
К 01.10. 2008г. 'млн. долларов |
К 01.10. 2009г. 'млн. долларов |
К 01.11. 2010 г. 'млн. долларов |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
40400 |
38 036,4 |
40879,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
1400 |
1 080,2 |
822,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
2000 |
1 858,0 |
1762,5 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1500 |
1 336,0 |
1132,9 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
800 |
1 231,9 |
825,6 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
4600 |
3 908,1 |
3252,2 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
27700 |
26 239,6 |
30456,5 |
Задолженность по ОВГВЗ |
1800 |
1 778,2 |
1775 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
600 |
604,4 |
852,3 |
*Материал подготовлен
Департаментом
В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, часть объема долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов, в последние года наметилась тенденция к снижению. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 ноября 2010 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 822,7 млн. долларов. Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.
По состоянию на 1 ноября 2010 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 1132,9 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.
Коммерческая
задолженность является наиболее сложной
с точки зрения урегулирования. До
последнего времени остается коммерческая
задолженность перед десятками
тысяч иностранных фирм-
В соответствии
с указанным Заявлением
Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 ноября 2006 года 30456,5 млн. долл. Как правило, еврооблигации - это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги.
Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:
· Международный валютный фонд (МВФ);
· Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
· Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Динамика структуры государственного внешнего долга РФ представлена в Приложении 1(ед. изм. в млн. долл. США) представлена на рисунке 2.1
Рис. 2.1Динамика внешнего долга РФ.
Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах представлен в таблице 2.2
Таблица 2.2 – Структура внутреннего долга РФ
Виды ценных бумаг |
Облигации фед. займа с пост. купонным доходом |
Облигации фед. Займа с фиксир. купоном |
Облигации фед. Займа с Амортизац. долга |
ГСО-ППС |
ГСО-ФПС |
ОГВЗ |
1991 года ОРВВЗ |
Итого внутренний долг |
на 01.01. 2008 |
288,42 |
51,43 |
807,59 |
10,42 |
91,00 |
0,0003 |
0,03 |
1 248,89 |
на 01.01. 2009 |
328,17 |
33,83 |
882,03 |
45,41 |
132,00 |
- 0,0002 |
0,03 |
1 421,47 |
на 01.01. 2010 |
706,37 |
- |
863,38 |
135,42 |
132,00 |
0,0002 |
- |
1 837,17 |
Информация о работе Государственный долг, проблемы управления им