Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:49, статья

Описание

Государственный долг—финансовые обязательства, вытекающие из государственных заимствований и гарантий, предоставленных органами власти по обязательствам других лиц.
Государственные заимствования осуществляются в виде займов и кредитов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство государственных и местных органов власти, является облигация.
Для кредитов, привлекаемых органами государственной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно (не опосредствуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов органов исполнительной власти различных уровней.

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 45.00 Кб (Скачать документ)
 

Введение

     В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка.  
ВЕСЬ МИР живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их изолированности. 

     Государственный долг—финансовые обязательства, вытекающие из государственных заимствований и гарантий, предоставленных органами власти по обязательствам других лиц.

     Государственные заимствования осуществляются в  виде займов и кредитов. Государственные  займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство государственных и местных органов власти, является облигация.

     Для кредитов, привлекаемых органами государственной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно (не опосредствуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов органов исполнительной власти различных уровней. Прямое заимствование средств может производиться, в частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.

     Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, экономическими субъектами. Государственные органы гарантируют не только безусловное погашение займов (кредитов), но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идет о гарантированных заимствованиях.

     Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для  расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. 

     Государственный долг разделяют на внутренний и внешний.

     Внутренний  государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

     В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

     Может иметь форму кредитов, государственных  займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ

     Внешний долг — это суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним  кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий (накопленный) государственный внешний долг, который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы. К внешним долгам  обычно относят долги, платежи по которым производятся в иностранной валюте либо в товарах и услугах и которые влияют на платежный баланс.

     Совокупный объем государственного долга России по состоянию на 1 октября 2011 года составил 5142,6 млрд. руб. против 4761,4 млрд. руб. - на 1 сентября и 4158,1 млрд. руб. - на начало года, говорится в материалах Минэкономразвития России. За сентябрь общий объем госдолга вырос на 381,19 млрд. руб., или на 8%, а в целом за январь-сентябрь текущего года увеличение составило 984,6 млрд. руб., или 23,7%

     В структуре совокупного объема государственного долга объем государственного внутреннего долга РФ с учетом госгарантий на 1 ноября составил 4,013 триллиона рублей против 3,995 триллиона рублей на 1 октября.

     Таким образом, объем внутреннего госдолга с учетом гарантий увеличился в октябре на 18 миллиардов рублей, или на 0,5%.

     С начала года (тогда показатель составлял 2,940 триллиона рублей) по 1 ноября показатель увеличился на 1,073 триллиона рублей, или на 36,5%.

     В том числе в составе внутреннего долга государственные гарантии РФ в рублях за 10 месяцев 2011 года сократились на 3,9% и на 1 ноября 2011 года составили 454,032 млрд. рублей. За октябрь текущего года госгарантии выросли на 1,8%

     В структуре внутреннего долга по состоянию на 1 ноября 2011 доля ОФЗ-АД составляет 1 079,584 млрд. руб., ОФЗ-ПД - 1 829,063 млрд. руб., ГСО-ФПС - 132 млрд. руб., ГСО-ППС - 421,150 млрд. рублей, еврооблигации, номинированные в национальной валюте, - 90 млрд. рублей.

     А объем государственного внешнего долга  РФ за сентябрь в долларовом выражении  снизился на 2,4% - до 36,002 миллиарда долларов по состоянию на 1 октября 2011 года, в пересчете на евро - увеличился на 4% - до 26,443 миллиарда евро, следует из материалов Минфина.

     На 1 сентября внешний госдолг РФ составлял 36,881 миллиарда долларов, или 25,437 миллиарда евро.

     При этом за девять месяцев зафиксировано сокращение показателя в обеих основных мировых валютах: в долларах - на 9,9% (с 39,957 миллиарда долларов на 1 января 2011 года), в евро - на 12,4% (с 30,193 миллиарда на 1 января).

     Основная  долговая статья - еврооблигации, задолженность  по которым на 1 октября составила 29,183 миллиарда долларов. Международным  финансовым организациям РФ должна 2,648 миллиарда долларов, членам Парижского клуба кредиторов - 610,2 миллиона долларов, остальным официальным кредиторам - 1,484 миллиарда долларов.

     Задолженность перед кредиторами - бывшими странами СЭВ составляет 1,029 миллиарда долларов, неурегулированная задолженность  бывшего СССР - 56,9 миллиона долларов.

     Задолженность РФ по облигациям внутреннего валютного  займа (ОВГВЗ) составила на 1 октября 24,6 миллиона долларов, по гарантиям  РФ в иностранной валюте - 966 миллионов  долларов.

     Сейчас  государственный долг России составляет менее 10% ВВП (3,1% - внешний и 6,3% - внутренний). Это очень неплохой показатель на фоне других крупных стран. В частности, российский госдолг почти в два раза меньше Китая, в 4,5 раза - Турции и в 6 раз - Индии и Бразилии, пишет газета «Ведомости».

     Однако  с учетом корпоративного долга ситуация вырисовывается совершенна иная. У России он сопоставим с Турцией, но вдвое выше, чем у Индии и Бразилии, и почти в 5 раз - чем у Китая, где уровень корпоративных долгов ниже 10% по отношению к ВВП.

     По  данным ЦМАКП, на которые ссылается газета, за июль-декабрь российские компании и банки разместили евробонды на $20 млрд и заняли $19 млрд через синдицированные кредиты. Госкомпании и госбанки привлекли половину этих средств - примерно 70% размещений и 25% кредитов. Крупнейшие размещения провели ВЭБ - $3,2 млрд и Сбербанк - $3,16 млрд, крупнейший розничный банк России еще и взял кредит на $2 млрд.

     Абсолютным  лидером по заимствованием является «Газпром». На второй позиции находится  «Роснефть», на третьей - ВТБ. На эти  три гиганта нефтегазового и финансового секторов приходится 20% всего корпоративного долга.

     За 2010-2020 годы при среднегодовом росте  экономики на 4,1%, бюджетном дефиците в 2,3% ВВП и номинальных ставках  для внешнего долга в 7,3% (за 2005-2009 годы ставка составляла 6,3%) госдолг вырастет до 30% ВВП, а с учетом квазисуверенного долга (при условии сохранении его постоянной доли в 10% ВВП) - до 40% ВВП.

     Если  Россия столкнется с дефицитом бюджета  в 5%, то госдолг (без учета квазисуверенного) к 2020 году вырастет до 60% ВВП, что является довольно опасным уровнем.

     Однако  при профиците бюджета в 0,5%, по оценкам аналитиков DB, показатель снизится до совершенно малозначимых 1,5%. Последнее  весьма маловероятно, хотя столь успешный выход из кривой растущих долгов специалисты не исключает.

     В сентябре 2010 года Минфин прогнозировал, что госдолг страны к 2011 году составит 13,6% ВВП, к 2012 году вырастет до 15,7% ВВП, а  к 2014 году - до 17,4% ВВП.

     Согласно  документу, совокупный объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г составит 5 трлн руб, в том числе внутренний долг - 3,5 трлн руб, внешний долг - 1,5 трлн руб /48,8 млрд долл/. Объем внешних обязательств РФ до 2014 г возрастет в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн руб, а внутренних – возрастет в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн руб. Таким образом, госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6 проц ВВП в 2011 г до 17,4 проц ВВП в 2013 г.

     В представленных материалах Минфина  основными факторами, определяющими  характер и направления долговой политики на 2011-2013 гг, в частности, определены:

     - дефицит федерального бюджета,  который запланирован в 2011 г  на уровне 3,6 проц ВВП, в 2012 г  - 3,1 проц и в 2013 г - 2,9 проц;

     - низкий уровень государственного  долга, который в 2011 г составит 13,6 проц к ВВП, в 2012 г - 15,7 проц и в 2013 г - 17,4 проц, что заметно ниже, чем средний показатель для стран "большой восьмерки" и стран с аналогичным уровнем кредитного рейтинга;

     - ситуация на мировом рынке  капиталов, складывающаяся в текущем  году в пользу долговых инструментов  стран развивающихся рынков, показывающих лучшую динамику среди прочих классов активов и привлекающих инвесторов экономическим подъемом в этих странах и укреплением национальных валют.

Информация о работе Государственный долг