Пути решения проблем
государственного кредита связаны
напрямую с резервами. Существуют значительные
резервы для повышения эффективности
государственного кредита. В качестве
неотложных мер могут быть осуществлены
следующие мероприятия:
- обеспечить реальную защиту прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;
- повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;
- для пробуждения реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства целесообразно не только защищать интересы кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);
- расширить круг заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;
- перейти при реализации государственных ценных с официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;
- осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций на оказание им помощи преимущественно путем предоставления казначейских ссуд;
- отказаться от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществлять привлечение ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.
В целом пути решения проблем,
связанных с государственным кредитом
должны учитывать не только экономические,
но и политические последствия тех или
иных действий в отношении государственного
кредита.
Заключение
Назначение государственного
кредита проявляется в первую
очередь в том, что он является
средством мобилизации в руках
государства дополнительных финансовых
ресурсов. В случае дефицитности государственного
бюджета дополнительно мобилизуемые
финансовые ресурсы направляются на
покрытие разницы между бюджетными
расходами и доходами. При положительном
бюджетном сальдо мобилизуемые с
помощью государственного кредита
средства прямо используются для
финансирования экономических и
социальных программ. Это означает,
что государственный кредит, являясь
средством увеличения финансовых возможностей
государства, может выступать важным
фактором ускорения социально-экономического
развития страны.
Формулируя выводы необходимо
отметить, что:
- Кредит - это движение ссудного капитала (денежного капитала), предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Он выступает в двух основных формах: коммерческого и банковского кредита.
- Кредит выполняет функции: перераспределительную, экономии издержек, обращения, ускорения концентрации и централизации капитала. В современных условиях кредит наряду с деньгами и финансами используется как инструмент регулирования экономики.
- Кредитная система включает, во-первых, совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования и, во-вторых, совокупность финансово-кредитных институтов, которые подразделяются на центральные банки, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения (кредитные организации).
- Банковские операции обычно подразделяются на четыре группы: пассивные, активные, банковские услуги и собственные операции банков. Первые две группы операций наиболее распространены, и на них приходится основная часть банковской прибыли.
- Совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита представляет собой денежно-кредитную политику. Она направлена либо настимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).
Что касается перспектив развития
государственного кредита, то ожидается,
что при выполнении мероприятий
по решению существующих проблем, в
сфере государственного кредита
ожидаются заметные успехи. При больших
источниках финансирования кредита, то
есть при достаточном федеральном
бюджете, Россия сможет обеспечивать большее
количество заемщиков, что в свою
очередь наладит экономику государства
в целом.
Библиографический список:
- Чернов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит, учебное пособие. – М.: Магистр, 2008 – 527 с.
- Бухгалтерский учет, часть 2
- Финансы: Учебник 2-е издание, перераб. и допол./ под ред. В.В. Ковалева. – М.: Издательство проспект, 2006. – 640 с.
- Финансы: Учебник/ под ред. Ковалева В.В., "Проспект", М., 2001
- Анулова Г.Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Государство и экономика / Соколинский В.М. – М. // 1996 г.
- Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Финансы и статистика, 2000.— 464 с.: ил
- Анулова Г.Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Учебник / Под ред. Булатова А. С М.:1997 4. «Курс общей экономической теории»
- Дробозина Л.А. Финансы. Денежное Обращение. Кредит – М.: ЮНИТИ, 2000.
- Финансы и кредит. Серия «Высшее образование»/под редакцией Ф59 А.П. Ковалева. Ростов н/Д; Феникс. 2003 г.
- Борисов С.М. Внешние долги России. / Деньги и кредит, №2 / 1997.
- Финансы, денежное обращение и кредит. / Учебное пособие. Литовских А.М., Шевченко И.К. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
- Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ / Финансы, №7 / 1999.
- Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности / Финансы, №5 / 1999.
- http://www.minfin.ru - МинФин