Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа
Целью данной работы является:
1) изучение видов инфляции;
2) установление причин возникновения инфляции;
3) применение методов регулирования инфляции для борьбы с ней;
4) изучение антиинфляционной политики, как главного метода регулирования инфляции;
5) выяснение социально-экономических последствий инфляции.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать нормативные документы, вспомогательные материалы,
- провести обзор литературных источников имеющих отношение к теме работы.
Введение
1. Виды инфляций
2. Механизмы развертывания.
2.1 Причины инфляции
2.2 Регулирование инфляции
3. Антиинфляционная политика
3.1 Основные направления антиинфляционной политики
4. Социально-экономические последствия
Заключение
Список литературы
Отсюда возникает и доверие к органам государственной власти, которые проводят жесткий, но взвешенный курс на поддержание не только денежного обращения, но и экономической стабильности и роста экономики. Однако нередки случаи превращения денежной политики в инструмент бюджетной политики, подмены стратегических установок краткосрочными мероприятиями.
Проведение долгосрочной денежной политики не может и не должно ограничиваться интересами исключительно денежного хозяйства. В противном случае вне поля зрения окажется важнейшая сфера хозяйственной деятельности -- производство товаров и услуг, которое представляет собой противоположный полюс рыночного равновесия. Поэтому необходимо постоянное отслеживание воздействия денежной политики на реальный сектор экономики и внесение необходимых коррективов в проводимые мероприятия как краткосрочного, так и долгосрочного характера.
2. Структурные диспропорции и инфляция.
В тесной взаимосвязи с первой причиной инфляции находится вторая -- структурные диспропорции в национальной экономике, которые вызывают возникновение прежде всего несбалансированной инфляции. Речь идет о диспропорциях производства предметов потребления и средств производства, или выпуска товаров непроизводственного и производственного назначения, между промышленностью и сельским хозяйством, сферой услуг и другими сферами хозяйственной деятельности, производством и инфраструктурой. Отсюда вытекает необходимость объективной увязки проводимой долгосрочной денежной политики со структурной и инвестиционной политикой правительства как непременное условие устранения народнохозяйственных и межотраслевых диспропорций. Это требование, как никакое другое, очевидно, в наибольшей степени подходит к современной ситуации в России, так как отрасли и производства, поставляющие на рынок товары и услуги, оказались вне рамок интересов денежной и экономической политики либерально-монетарных правительств. Рассчитывать на благоприятный исход возможно тогда, когда будет обращено внимание и приняты соответствующие меры по поддержанию и стимулированию инвестиционной и производственной активности предприятий, объединений, банков, кредитно-финансовых учреждений с целью расширения реструктуризации народного хозяйства и предложения товаров и услуг6.
3. Бюджетный дефицит и инфляция.
Другой причиной инфляции является дефицит государственного бюджета -- превышение расходов правительства над доходами государства. Он серьезно воздействует на инфляционные процессы. Здесь главные два момента: сама величина бюджетного дефицита и методы его покрытия. Инфляция развертывается в том случае, если начинается его финансирование инфляционными методами. Речь идет прежде всего о денежной эмиссии, об использовании государством печатного станка. Наиболее легко осуществимо это там, где денежная система находится в непосредственном подчинении исполнительной власти, а не законодательной (парламента). Рост инфляции провоцируют и займы правительства под ценные бумаги и долговые обязательства, которые оно получает от центрального банка. Однако если правительство распространяет заем среди населения, предпринимательских кругов, то это в значительно меньшей степени влияет на инфляцию. Но содействует инфляционным процессам, так как такого рода займы истощают финансовые ресурсы частного сектора, что ведет к росту процентных ставок, которые в свою очередь могут снизить инвестиционную активность. Сжатие инвестиционного процесса приведет к нежелательному сокращению потенциального производства, что в дальнейшем не может не сказаться на предложении товаров и услуг, а следовательно, и ценах.
Наглядным примером такой ситуации в России могут служить государственные краткосрочные обязательства (ГКО), рынок которых к середине 1995 г. достиг 165 трлн руб. Чрезмерное развитие этого рынка при растущем дефиците федерального бюджета требовало все новых и новых выпусков ГКО, так как необходимо было не только финансировать расходы бюджета, но и платить по старым долгам, включая и огромные проценты. Невиданная доходность на рынке ГКО (до 187% годовых) обусловила то, что этот рынок, подобно водовороту, стал всасывать денежные ресурсы всех секторов экономики, «обескровливая» их. Мало того, бюджетные деньги, направляемые через банки для кредитования реального сектора экономики, использовались для приобретения ГКО. В конечном счете все это легло непомерной ношей на плечи населения, экономику в целом, что не могло не провоцировать инфляционные процессы.
4. Милитаризация экономики и инфляция.
Существенным фактором развития инфляционных процессов является милитаризация национальной экономики и вообще любое парапроизводство или квазипроизводство7. К такого рода производствам относятся любые хозяйственные объекты, функционирование которых не ведет к росту насыщения рынка товарами и услугами и не содействует поддержанию дальнейшего процесса воспроизводства. Одним словом, это затратные производства без сколь-либо заметной отдачи в форме товаров и услуг. Прежде всего, сюда относятся объекты долгостроя или законсервированные объекты. И парапроизводство, и милитаризация воздействуют на инфляционные процессы с равной силой, находя свое проявление в трех важнейших моментах.
Во-первых, парапроизводство и милитаризация увеличивают нагрузку на расходную часть государственного бюджета, что ведет к росту его дефицита.
Во-вторых, с ними связано деформирование структуры общественного производства и сужение возможности увеличения выпуска предметов потребления в результате отвлечения финансовых ресурсов из товаропроизводящих отраслей народного хозяйства. Это в свою очередь вызывает необходимость поиска новых и значительных источников инвестирования с целью осуществления в дальнейшем реструктуризации экономики и конверсии военного производства.
В-третьих, наращивание военной промышленности и парапроизводства вызывает дополнительный спрос на потребительском рынке в силу получения доходов работниками этих сфер и отсутствия адекватного предложения этими сферами необходимых товаров и услуг. Таким образом, появляется фактор, вносящий дисбаланс между спросом и предложением.
5. Международный обмен и инфляция.
Инфляционные процессы в национальной экономике могут провоцироваться посредством международного обмена. Это осуществляется по двум каналам. Первый -- через ценовой механизм международной торговли, когда рост цен на импортные ресурсы придает новый импульс инфляционным издержкам внутри страны. Второй -- через механизм движения краткосрочных капиталов, связанных с национальными различиями в уровнях процентных ставок8. Более высокие процентные ставки вызывают приток капиталов из других стран, которые втягиваются в сферу обращения, тем самым увеличивая денежную массу. Следовательно, более высокие процентные ставки, воздействуя на поступление краткосрочных капиталов извне, усиливают и ускоряют инфляционный процесс.
6. Несовершенство рыночных структур и инфляция.
На инфляционный процесс в немалой степени влияет и характер национальной экономики и рынка. В частности, господство монополистических структур в экономике, превалирование несовершенной конкуренции на рынках являются той благоприятной средой, в которой легко подхватываются и усиливаются инфляционные тенденции. Монопольное положение предприятий позволяет не только взвинчивать цены, но и одновременно сокращать производство с целью еще большего роста цен и поддержания их на высоком уровне. Наглядной демонстрацией действия данного инфляционного фактора является российская действительность 1992--1993 гг., когда цены были отпущены при полном господстве ранее сформировавшихся олигополистических и монополистических структур в общественном производстве. В результате рост цен сопровождался затовариванием предприятий и остановкой производства.
7. Политическая нестабильность и инфляция.
Наконец, необходимо обратить внимание на неэкономический фактор, который имеет огромное воздействие не только на денежное хозяйство, но и на экономическую ситуацию в целом. Речь идет о наличии или отсутствии политической стабильности, которая находит свое проявление в непредсказуемости поведения правительства или быстрой смене одного правительства другим. Такая ситуация вызывает свертывание инвестиционной активности, повышение цен с целью покрытия отрицательных эффектов, которые могут возникнуть в ближайшем будущем. Финансово-кредитные учреждения с целью обезопасить себя от риска максимально завышают процентные ставки и стремятся ограничиваться краткосрочными кредитными сделками, что ведет к «накачке» банковских денег9. Со стороны потребителей начинает давать себя знать массовый «психоз» спроса, обусловленный непредсказуемостью дальнейшего социально-экономического развития страны. Слабость правительства к тому же провоцирует силовое давление на него со стороны различных социальных, профессиональных, предпринимательских групп, что ведет к еще большей экономической и политической дестабилизации.
Выяснив причины инфляции в национальном и международном масштабе можно ответить на вопрос: возможно ли вообще избавиться от инфляции? В современной рыночной экономике инфляционный рост цен неистребим, ибо очень трудно или невозможно искоренить глубокие причины этого явления, о которых сказано в предыдущем пункте.
Стало быть, более реально вести борьбу не столько с причинами обесценения денег, сколько с их последствиями, иначе говоря, сделать инфляцию управляемой, а ее уровень -- умеренным.
В условиях современной рыночной экономики государство применяет следующие важнейшие регуляторы инфляции10.
1. Проведение политики доходов. Имеется в виду сдерживание инфляции издержек. В развитой рыночной экономике правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы в негосударственном секторе экономики. Оно использует косвенные методы в виде «социального партнерства» -- поиска соглашения работодателей с профессиональными союзами наемных работников путем взаимных уступок.
2. Ограничение монополистической деятельности в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое «вздувание» цен».
3. Твердое проведение антиинфляционной политики способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует об этом граждан. Причем основой программы авторитетного правительства является не возмещение роста цен (что усиливает инфляцию), а меры, на 'практике противодействующие стихийному повышению цен.
4. Эффективное регулирование ценовой динамики благодаря умелой денежной политике центрального банка. Как показывает опыт ряда стран, центральный банк применяет следующие способы регулирования предложения денег:
а) операции на открытом рынке. Чтобы уменьшить предложение денег, центральный банк продает государственные ценные бумаги (государственные облигации и векселя казначейства - правительственного финансового органа, ведающего кассовым исполнением государственного бюджета), что способствует изыманию денег из экономики. Чтобы увеличить предложение денег, центральный банк покупает у коммерческих банков такие бумаги. В последнем случае результат такого воздействия операций на открытом рынке на количество денег в обращении приводит в действие так называемый денежный мультипликатор. Денежный мультипликатор (от лат. muhiplicator -- умножающий) показывает увеличение объема денежной массы на каждую единицу национальной валюты в результате проведенных операций на открытом рынке. Величина этого мультипликатора обратно пропорциональна норме обязательных банковских резервов, а также отношению, в котором люди делят свои денежные средства на наличность и банковские депозиты;
б) изменение ставки банковского процента. Если такая ставка возрастает (кредит дорожает), то предложение денег сокращается. Когда эта ставка снижается (кредит дешевеет), то предложение денежных средств увеличивается;
в) изменение нормы обязательных резервов. По решению центрального банка все банки обязаны держать определенную долю своих депозитов в качестве резерва. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регулирование является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение.
Между тем в разных странах мира наблюдается различная степень эффективности регулирования инфляции. В последнее десятилетие XX в. в странах Запада инфляция развивалась умеренными темпами11. В то же время в ряде других государств произошел огромный рост потребительских цен, вызвавший угрозу экономической безопасности нации. Пороговое значение инфляции в год составляет 20%, но во многих странах этот показатель был многократно превышен.
Д. Что касается глобального распространения инфляции, то важное значение имеет усиление деятельности международных органов контроля и регулирования финансовых потоков. Опираясь на нормы международного финансово-валютного права, эти органы при содействии заинтересованных государств могут, возможно, добиваться в перспективе регулирования колебаний национальных валют из единого центра. Это будет в общих интересах мирового сообщества.
Таким образом, изучение острых макроэкономических проблем вплотную подвело нас к тому, чтобы рассмотреть, как организовано управление национальным хозяйством.
Так как главным методом регулирования инфляции является антиинфляционная политика, то хотелось бы остановиться на ней поподробней и выяснить основные направления российской инфляционной политики.
Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией12. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует граждан. Причем основой программы сильного правительства являются не компенсации роста цен, что усиливает инфляцию, а меры, на практике противодействующие стихийному движению цен. Наметились два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов. Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления Налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика приводит к замедлению экономического роста. Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия. Политика доходов - сдерживание величины инфляции издержек. В развитой рыночной экономике правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы13. Оно использует косвенные методы в виде социального «партнерства» - поиска компромиссных соглашений работодателей с профессиональными союзами наемных работников. Основные направления российской антиинфляционной политики. Изложенное в 1 главе позволяет сделать вывод, что наиболее серьезную угрозу для экономики представляет гиперинфляция, которая несет в себе разрушительные последствия вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, что производственная деятельность становится неэффективной, в результате идет массовое переключение на торгово-посредническую деятельность, фирмам становится все более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, а это, в свою очередь, ведет к усилению инфляционного давления14. В итоге начинается общее сворачивание производства, при котором нормальные экономические отношения попросту разрушаются. В этих условиях неизвестно, какую цену необходимо назначить на товары, поэтому нарушаются и кредитные отношения. Заниженная реализация приводит к снижению налоговых поступлений, в результате растут дефицит бюджета и государственный долг и деньги фактически перестают выполнять свои функции. В конце концов наступает кризис в финансово-денежной сфере, при котором как производство, так и обмен попросту останавливаются, и в итоге может наступить не только экономический, но и социальный хаос. С 1992 г. проблемы высокой инфляции и меры борьбы с ней выдвинулись в финансово-экономической политике России на первое место. Очевидно, что резкий рост цен был вызван именно процессом их либерализации, так как к началу реформ российская экономика носила в основном монопольный характер.
Информация о работе Инфляции: виды, механизмы развертывания, социально-экономические последствия