Инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 00:51, реферат

Описание

Инвестиции (капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.

Содержание

Введение
1. Основные принципы инвестиционной политики
2. Разрыв между побуждениями к сбережению и инвестированием
3. Внутренние источники инвестиций
3.1. Прибыль как источник инвестиций
3.2. Амортизационные отчисления
3.3. Бюджетное финансирование
3.4. Банковский кредит
3.5. Средства населения
4. Отток капитала
5. Иностранные инвестиции в России
6. Препятствия на пути притока инвестиций. Инвестиционный климат в России
7. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики
9.Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.docx

— 49.96 Кб (Скачать документ)

Российское правительство  в последние годы проявляло в  отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная  политика предписывает оказывать поддержку  прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь  вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических  препон, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.

Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это  не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты  России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и  хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал. В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Например, в 1992 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире достигала 1,9 трлн. долл., в том числе США принадлежит 489 млрд. долл., Японии 248 млрд. долл., Великобритании 243 млрд. долл. На долю этих трех стран приходится 980 млрд. долл., или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом наблюдается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых стран, что объясняется высоким рейтингом их инвестиционного климата.

Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный климат в  стране. Сейчас правовые условия для  деятельности иностранных инвесторов в России являются наихудшими по сравнению  с другими государствами на территории бывшего СССР. В итоге Россия в  конкуренции за иностранные инвестиции начинает уступать не только балтийским государствам, но и Казахстану. В  сентябре 1993 г. эксперты "Эуромаки" поставили Россию в своем ранжированном перечне на 137 место из 170 стран, Латвию на 132-е, Литву на 130-е, Казахстан на 129-е, а Эстонию на 122-е.

Как показывает анализ законодательства стран-республик бывшего СССР, при  сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих  общих положений принят режим  большего благоприятствования иностранным  инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска.

Сейчас правительство  готовит поправки к Закону об иностранных  инвестициях. Предполагаются: налоговые "каникулы", освободить предприятия  с иностранными инвестициями от уплаты налогов и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты и, что самое важное для иностранных  инвесторов, предоставить им право  собственности на землю при создании новых предприятий.

В России до сих пор отсутствует  своя система оценки инвестиционного  климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются  на оценки многочисленных фирм, регулярно  отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том  числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без  участия российских экспертов, представляются не вполне достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

 

 

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ПОМОЩИ

В ОЗДОРОВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы должны оказаться  более перспективными, чем в 80-е  годы. В долгосрочной перспективе, в  ближайшие 10 лет, частный сектор Европы, Соединенных Штатов и Японии наверняка  станет для России основным источником инвестиционного капитала. Однако, до того как это произойдет, кредиторами России наверняка будут не частные инвесторы, а зарубежные правительства и официальные организации.

Сущность международных  организаций, участвующих в предоставлении финансовой помощи России, различна.

Во-первых, следует упомянуть  Международный валютный фонд (МВФ). Это организация, в которую Россия вступила летом 1992 года, занимается финансированием государственных программ борьбы с высокой инфляцией и общей валютно-финансовой нестабильностью.

В своей деятельности МВФ  руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут  получить кредиты от него лишь при  условии, что они обязуются проводить  определенную экономическую политику. Условия, выдвигаемые МВФ, могут  быть настолько жесткими, что лишь усугубят трудности реформ.

Вторым крупным международным  кредитором является Всемирный банк. В отличие от МВФ, деятельность которого сконцентрирована на кратковременных  макроэкономических кризисах, Всемирный  банк занимается проблемами долгосрочного  экономического развития.

Приоритетными для него являются структурные преобразования, такие, как либерализация торговли, приватизация, реформы системы образования  и здравоохранения, инвестиции в  инфраструктуру, т.е. реформы, которые  являются залогом долгосрочного  экономического роста. Всемирный банк выдает долговременные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по кредитам.

Банк специализируется на двух видах кредитов:

    • Целевые кредиты. Предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например строительства дороги, моста или электростанции.
    • Программные кредиты. Призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых отраслях экономики, например, провести либерализацию торговли.

 

В этом случае кредит - не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением экономической политики.

Третья влиятельная и  кредитная организация - это Европейский  банк реконструкции и развития (ЕБРР), созданный в 1991 г.

Специально для оказания помощи странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза на этапе рыночных преобразований. ЕБРР являет собой пример "банка регионального развития", главная задача которого - содействовать долгосрочному экономическому росту определенного региона за счет финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое же предназначение ЕБРР заключается в предоставлении кредитов прежде всего молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.

Четвертым источником официальной  финансовой поддержки является помощь, поступающая уже не от международных  организаций, а от отдельных западных правительств. Эта помощь принимает по меньшей мере две формы. Во-первых, правительства Запада предоставляют правительствам других стран (например, России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться с неотложными проблемами гуманитарного и экономического характера. Во-вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы те могли приобрести у страны-донора промышленное оборудование и другие товары. Таким образом, подобные кредиты выгодны обеим сторонам.

Последние годы Россия получала помощь из всех вышеперечисленных источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда соответствовали ее реальным потребностям.

За 1992 - 1993 гг. России 2,5 млрд. долл. выделили МВФ, 500 млн. - Всемирный  банк и несколько целевых ссуд пообещал ЕБРР (хотя большая часть  обещанных им средств так и  не поступила в распоряжение России в 1993 г.). Кроме того, Россия получила порядка 2 млрд. долл. от западных правительств в виде безвозмездных ссуд.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно выделить основные направления деятельности по повышению общего инвестиционного рейтинга нашей страны на мировой арене:

  • максимальное вовлечение в сферу инвестиционной деятельности валовых сбережений и обеспечение положительной динамики инвестиций;
  • осуществление контроля над вывозом капитала за рубеж, решение на государственном уровне проблемы возврата незаконно вывезенных капиталов;
  • развитие системы правового и коммерческого гарантирования эффективных инвестиционных проектов;
  • сокращение масштабов теневого сектора экономики на основе перехода значительной его части в сферу регистрируемой экономики;
  • развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов;
  • развитие в зарубежных странах сети инвестиционных представительств, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;
  • формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов;
  • проведение в регионах конференций с участием широкого круга российских предпринимателей;
  • расширение работы по созданию свободных экономических зон;
  • освобождение от НДС не производимого в России или производимого в недостаточных объемах технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. "Большой экономический  словарь". М., "Правовая культура", 1994 г. 

2. П. Самуэльсон. "Экономика", 1 т., М., 1992 г.

3. Д. Сакс. "Рыночная  экономика и Россия". М., "Экономика", 1995 г. 

4. А. Федченко. "Концепция  государственной экономической  политики на 1995 год". М., Ж. "Экономист", N 10,1994 год. 

5. А. Шахназаров. "Инвестиции: ситуация и перспективы". М., Ж. "Экономист", N 1,1994 год. 

6. Л. Шапошников. "Общеэкономическая  оценка инвестиционных программ  и проектов" М., Ж. "Экономист", N 5,1994 год. 

7. В. Фельзенбаум. "Иностранные инвестиции в России", М., Ж. "Вопросы экономики", N 8,1994 год.

8. В. Худиев. "Причины инвестиционного кризиса и пути его преодоления", М., Ж. "Экономист", N 8,1994 год.

9. Б. Пичугин. "Иностранные  частные инвестиции в России", М., Ж. "Экономист", N 11, N 12,1994 год. 

10. Я. Урисон. "Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций", М., Ж. "Вопросы экономики", N 8,1994 год.

 


Информация о работе Инвестиции