Исламский банкинг . Особенности. Положение во время финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:17, реферат

Описание

Пожалуй на сегодняшний день тема исламского банкинга, ее особенностей, положения во время мирового финансового кризиса наиболее актуальна и на мой взгляд наиболее обсуждаемая. С каждым днем, все больше увеличивается колличество людей, заинтересованных исламским банкингом и в целом исламской финансовой политикой, поскольку люди замечают перспективу развития данной отрасли. Многие люди задаются такими вопросами : Как? Какити методами исламский банкинг выстоял во время глобального финансового кризиса? Что повлияло на стабилизацию положения?

Работа состоит из  1 файл

статья.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)

Исламский банкинг . Особенности. Положение во время финансового кризиса.

 

         Пожалуй на сегодняшний день тема исламского банкинга, ее особенностей, положения во время мирового финансового кризиса наиболее актуальна и на мой взгляд наиболее обсуждаемая. С каждым днем, все больше увеличивается колличество людей, заинтересованных исламским банкингом и в целом исламской финансовой политикой, поскольку люди замечают перспективу развития данной отрасли. Многие люди задаются такими вопросами : Как? Какити методами исламский банкинг выстоял во время глобального финансового кризиса? Что повлияло на стабилизацию положения?

Чтобы ответить на эти вопросы, для начала рассмотрим общую картину, ключевые понятия и постараемся  понять что из себя в целом представляет исламский банкинг.

        Исламский банкинг— способ ведения банковских дел, который согласуется с религиозными правилами ислама. [1]

Ислам одобряет все функции банков. Как и во всех государствах мира, в исламских государствах банки играют важную роль в экономике. Но принцип деятельности исламских банков в корне отличается от деятельности обычных банков. Суть функционирования исламских банков заключается в том, что банк не получает ссудных процентов, но выступает в качестве финансового посредника. То есть клиент (вкладчик) заключает с банком сделку, согласно которой они выступают партнёрами в бизнесе: вкладчик предоставляет деньги, а банк — использует свои источники информации, квалифицированных специалистов и т. д. Прибыль делится между вкладчиком и банком, убытки же ложатся только на клиента — банк рискует только своим временем. Банку выгоден успех клиента, только в этом случае он получает прибыль. Кроме того, банк может взимать процент за свою работу. Исламские банки предоставляют возможность финансировать покупку недвижимости или оборудования, строительные и сельскохозяйственные проекты, малый и средний бизнес.

Хотя стороны заранее признают возможность убытка по объективным  рыночным причинам, вкладчик имеет  право расследовать причины неудачного вложения. В случае, если вина (неквалифицированность специалистов) банка будет установлена, банк понесёт ответственность перед пострадавшей стороной. [2]

        Моментально возникает вопрос: А как же тогда существует исламский банк, не получая прямого процента? И нужно заметить, что существует, хорошо удерживая свои позиции, при этом имея успех не только в мусульманских странах. В данное время все больше стран заинтересованы в системе исламского банкинга, так например в Великобритании,США, в странах Европы открываются множество филиалов исламских банков. На мой взгляд, в успехе исламских банков большую роль играет тот факт, что в основе деятельности исламских банков лежат не принципы личной финансовой выгоды, а социально-этические принципы. К примеру, у всех людей разный достаток, разный уровень жизни, некоторым не хватает даже на проживание и пропитание и в таких ситуациях можно обратиться за помощью в исламский банк, так как он учитывает все положения и возможности клиента, предоставляя свои услуги.

          Правила, по которым функционирует исламский банкинг:

  • общий запрет на ссудные проценты;
  • запрет на спекуляцию — использование каких-либо обстоятельств, чьих-либо затруднений в своих интересах, своих планах (например, спекуляция на политических затруднениях). Однако "западные" финансовые инструменты в изменённой форме (в соответствии с законами шариата) используются двумя биржами: NASDAQ Dubai и «Дубайским финансовым рынком» (владелец арабская холдинговая компания Borse Dubai).
  • запрет на азартные игры (лотерея и т.п.).

Также можно отметить социальные и этические условия отбора, экономических действий. Особенно к этому относится запрет на инвестиции в такие предприятия как:

  • производство и потребление алкоголя
  • проституция
  • порнография
  • переработка мяса животных, которые умерли своей смертью, крови, свинины, мяса животных которые были забиты не с именем Бога. [3]

        Всем хорошо известно, что мировой экономический кризис начался из-за кредитной системы, а именно с ипотеки. Многие люди берут кредит в банках под большие проценты, затем сталкиваясь с трудностями не могут погасить его. Ведь основной целью коммерческих банков является получение прибыли за счет процентов, но при этом банк не учитывает как и для чего берет кредит клиент, к примеру, если дело касается бизнеса получит ли он сам прибыль, вложившись в какое-либо дело. Главное, чтобы долг был вовремя погашен. А в исламском банкинге обстоит все иначе. Получение прибыли не является целью банка, важнее всего помощь клиенту, пришедшему за помощью с верой в Аллаха. Вот и последовал ответ на основной вопрос: Как исламский банкинг выстоял во время мирового экономического кризиса? Не выдавая кредотов под проценты, не занимаясь растовщичеством, поскольку средства банков приходят из собственных депозитов, удерживая стабильное положение на рынке. Данная ситуация, процветание во время кризиса, и вызвала столь большой интерес инвесторов к исламским банкам. "Ни один исламский банк не обанкротился во время кризиса и не потребовал значительной помощи со стороны государства", - отметил профессор Уилсон, автор доклада по кувейтской программе развития LSE. [4]

        Вопросы ипотеки могут быть решены следующим образом: банк приобретает движимое или недвижимое имущество в собственное пользование, а затем продаёт его вкладчику по более высокой цене. Такая операция носит название бай’ бисаман аджил и считается разновидностью договора продажи, а не займа. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что в данном случае банк получает выгоду не от покупки или продажи денег, но только собственно товаров, что делает экономику более стабильной и прозрачной.

Согласно шариату, сумма  долга не может увеличиваться  даже при просрочке платежа, если только просрочка была сделана не по злому умыслу. Поэтому исламским  банкам при кредитовании приходится оговаривать, что в случае просрочки часть средств клиента идёт на благотворительные цели. Даже беспроцентный кредит, который предусматривает штрафные пени в пользу банка, не соответствует шариату. [5]

         АО "Исламский банк Al Hilal" - первый исламский банк в Республике Казахстан, начал свою деятельность в марте 2010 года и был создан в соответствии с Соглашением между правительством РК и правительством Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) об открытии исламского банка в РК, ратифицированным законом РК от 7 июля 2009 года. Основной целью открытия исламских банков в Казахстане и внедрения принципов исламского финансирования является открытие новых возможностей для местных компаний в работе с исламскими инвесторами. [6]

         Открытие Исламского банка в Казахстане является отличной перспективой для страны в части выгодного сотрудничества с исламскими предпринимателями и инвесторами. Одной из положительных сторон можно считать, что Al Hilal Bank, следуя законам шариата, не финансирует те операции, которые связаны с алкогольными напитками, табачными изделиями и оружием.

         За последние несколько лет по некоторым показателям исламские банки даже смогли обогнать классические финансово-кредитные институты, чему есть два объяснения. Во-первых, исламские банки накапливают опыт работы, в том числе и с западными партнёрами. Во-вторых, всё большую роль начинает играть нравственная сторона ведения бизнеса. Для правоверного мусульманина очень важно знать, что его деньги используются на богоугодные дела, а такую гарантию может дать именно исламский банк. [7]

         Подводя итоги, хочется отметить, что исламские банки находятся на правильном пути развития, потому что они предоставляют стабильность и располагают доверием клиентов, ведь работа банков, основанная на религиозном учении по законам шариата, доказала свою состоятельность и способность работать во время глобального финансового кризиса.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Исламский_банкинг
  2. http://www.memoid.ru/node/Osobennosti_i_perspektivy_islamskoj_ehkonomiki
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Исламский_банкинг
  4. http://www.islamnews.ru/news-18928.html
  5. http://www.memoid.ru/node/Osobennosti_i_perspektivy_islamskoj_ehkonomiki
  6. http://www.banker.kz/index.php/topic/34536-ao-islamskii-bank-al-hilal-o-banke/
  7. http://www.islam.ru/content/economica/islamskiy_banking_zalog_yspeshnoy_ekonomiki

 


Информация о работе Исламский банкинг . Особенности. Положение во время финансового кризиса