Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:18, контрольная работа
Цель данной курсовой работы: выявление особенностей и проблем функционирования финансов в Российской империи начала 20 века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи;
1. Охарактеризовать особенности финансовой системы России в начале 20 века.
2. Рассмотреть состав и структуру доходов и расходов государственного бюджета.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Особенности финансовой системы России в начале XX века……………4
2. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета…6
3. Обострение финансовых проблем в период Первой мировой войны…..11
Заключение……………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..14
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..14
ВВЕДЕНИЕ
Финансы - это историческая категория, содержание которой существенно изменяется с изменением общих условий воспроизводства.
В начале 20 века развитие финансовой системы Российской империи было специфичным ввиду того, что финансы они строились на принципиально новых как политических, так и экономических основах. Последствия этого периода частично продолжают оказывать влияние на механизм функционирования современной российской финансовой системы.
Актуальность данной работы
объясняется тем, что для преодоления
существующих на современном этапе
проблем в функционировании финансовой
системы необходимо всестороннее изучение
и обобщение исторического
Объектом данной работы является финансовая система государства. Предмет контрольной работы – особенности организации и функционирования финансов в начале 20 века.
Цель данной курсовой работы: выявление особенностей и проблем функционирования финансов в Российской империи начала 20 века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи;
Контрольная работа включает в себя 3 пункта. Структура контрольной работе выстроена аналогично поставленным задачам.
В результате экономического
развития в пореформенный период
(прежде всего промышленного подъема
90-х годов XIX века) окончательно сложилась
система российского
Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX века стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и всё глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.
На рубеже XIX–ХХ веков капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы).
Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали уровень производства, диктовали цены и объем продаж, делили мир на сферы влияния. Процесс формирования монополистического капитализма был характерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь.
В условиях монополистического капитализма финансовая система России определялась государственной и частной формами банковского капитала. Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кредитную. Он оказывал поддержку банковским монополиям, занимался государственным кредитованием промышленности и торговли. Дворянский земельный и Крестьянский поземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение.
Заметную роль играла система акционерных коммерческих банков, принимавших активное участие в развитии кредитной системы.
В России шла концентрация и централизация капитала крупными акционерными банками (Русско-Азиатской, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской). Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны.
В конце XIX - начале XX в. государственная финансовая система находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений.
Сильный удар по государственным финансам нанес кризис 1900-1903 гг. Правительственная казна была фактически опустошена попытками спасти убыточные промышленные предприятия и поддержать разваливающуюся банковскую систему.
Русско-японская война и революция 1905 года становятся сильным ударом по государственным финансам. Затраты на войну с Японией планировались в пределах 1 млрд. руб., однако в реальности составили 2,3 млрд. рублей.
Эти расходы были практически целиком профинансированы за счёт роста государственного долга. Курс государственных ценных бумаг с фиксированной 4 % доходностью упали за 1904-1905 с 94 % номинала до 71 %, в декабре 1905 в правительстве рассматривался вопрос об отмене золотого обращения. Избежать этого удалось благодаря займу во Франции на 843 млн. рублей. Следует отметить, что 60 % российского государственного долга приходилось на Францию.
После русско-японской войны 1904-1905 гг. и революции 1905-1907 гг. государственный долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культурные преобразования. Крупные правительственные иностранные займы временно поддерживали финансовую систему, однако годовые платежи по ним накануне первой мировой войны достигли огромной цифры в 405 млн. рублей.
Основу финансового хозяйства
Российской империи составлял
Вплоть до начала XX в. проект
бюджета утверждался
На протяжении всего XIX и начала XX в. российский бюджет сводился с дефицитом. Чтобы несколько скрасить общую картину, общий бюджет подразделялся на «обыкновенный» и «чрезвычайный». К «чрезвычайным» расходам относились прежде всего расходы на ведение войн, на борьбу с последствиями стихийных бедствий и т.п., большую часть «чрезвычайных» доходов казна получала за счет внутренних и внешних займов. В результате двойного счета финансовому ведомству удавалось сводить обыкновенный бюджет с положительным сальдо, реальный же дефицит проходил по графе бюджета чрезвычайного.
Только после русско-японской войны и революции 1905-1907 гг. наметился устойчивый прирост бюджета в целом (доходная часть обыкновенного бюджета за 1900-1913 гг. выросла в 2 раза - см. табл.1). Однако в структуре государственных доходов преобладали поступления от казенной винной монополии (в 1913 г. 899,3 млн. руб. - см. табл. 2), что свидетельствовало о слабости бюджетной политики правительства и дало основание современникам оценить российский бюджет как «пьяный». В расходной части бюджета, в течение 1900-1913 гг. также увеличившейся почти вдвое, почти 60% занимали непроизводительные расходы государства (военные, по государственному долгу, на содержание полицейско-административного аппарата и др. - см. табл.4).
Царское правительство, таким образом, направляло основные средства казны на имперские цели, недостаточно заботясь о бюджетном финансировании производства и социально-культурной сферы.
Таблица 1. Государственный бюджет России за 1900-1913 гг. (млн. руб.)
Годы |
Обыкновенный бюджет |
Чрезвычайный бюджет * |
Суммарный бюджет | ||||||
Доходы |
Расходы |
Излишек(+) или дефицит (-) |
Доходы |
Расходы |
Излишек(+) или дефицит (-) |
Доходы |
Расходы |
Излишек (+) или дефицит (-) | |
1900 |
1704,1 |
1555,4 |
+148,7 |
32,6 |
333,8 |
-301,2 |
1736,7 |
1889,2 |
-152,5 |
1904 |
2018,3 |
1909,8 |
+111,5 |
385,4 |
830,8 |
-445,4 |
2403,7 |
2737,6 |
-333,9 |
1907 |
2342,5 |
2196,0 |
+146,5 |
143,0 |
386,6 |
-243,0 |
2485,5 |
2582,6 |
-97,1 |
1910 |
2781,0 |
2473,2 |
+307,8 |
24,1 |
123,5 |
-99,4 |
2805,1 |
2596,7 |
+208,4 |
1913 |
3417,4 |
3094,2 |
+323,2 |
13,8 |
288,7 |
-274,9 |
3431,2 |
3382,9 |
+48,3 |
Источники: Министерство финансов. 1904-1913 гг. СПб., 1913; Ежегодник Министерства финансов. Вып.1902. СПб.., 1903, С.46-51; Там же. Вып.1912 г. СПб., 1912, С.56-61; Там же. Вып.1915. Пг.,1915,С.40-45.
Чрезвычайные доходы на 90% состояли из займовых средств; в расходную часть включены хозяйственно-операционные суммы военного ведомства (в 1913 г. - 126,5 млн. руб.), суммы, ассигнованные на сооружение и выкуп в казну железных дорог (в 1913 г. - 115,6 млн. руб.), расходы по ликвидации последствий русско-японской войны и досрочному выкупу займов.
Таблица 2. Доходная часть обыкновенного бюджета России за 1900 и 1913 гг. (млн. руб.)
Статьи дохода |
Годы |
В % к 1900 г. | |||
1900 |
1913 | ||||
абс. |
% |
абс. |
% | ||
Прямые налоги 1 |
131,9 |
7,7 |
272,5 |
8,0 |
206,6 |
Косвенные налоги 2 |
658,1 |
38,6 |
708,1 |
20,7 |
107,6 |
Пошлины 3 |
88,3 |
5,2 |
231,2 |
6,8 |
261,8 |
Правительственные регалии 4 |
176,8 |
10,4 |
1024,9 |
30,0 |
579,4 |
Доходы от казенных имуществ и капиталов 5 |
473,5 |
27,8 |
1043,7 |
30,6 |
220,4 |
Доходы от отчуждения государственных имуществ |
0,6 |
0,0 |
2,9 |
0,1 |
483,3 |
Выкупные платежи |
96,2 |
5,6 |
1,2 |
0,03 |
1,2 |
Возмещение расходов главного казначейства |
71,1 |
4,2 |
116,7 |
3,4 |
164,1 |
Прочие статьи доходов |
7,5 |
0,5 |
16,2 |
0,4 |
216,0 |
Итого доходов |
1704,1 |
100 |
3417,4 |
100 |
200,6 |
Информация о работе История финансов Российской Империи в первой половине 19 века