Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:16, реферат
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой
Так, повышение заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором не приводит к немедленному снижению коррупции. С другой стороны, это способствует постепенному повышению уровня квалификации бюрократии и в долгосрочной перспективе имеет позитивный эффект. В странах с наиболее низким уровнем коррупции зарплата чиновников в 3—7 раз превышает заработки в производственном секторе.
Одним из наиболее спорных вопросов является роль государственного регулирования рынков и государства как монополиста. Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции, поскольку тем самым снижается объём необходимых дискреционных властных полномочий и сокращаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством протекционного регулирования, а следовательно, возможности для поиска ренты. Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Наоборот, плановая экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников и поддерживающая цены на уровне ниже рыночных, порождает стимулы для взяточничества как средства получения дефицитных товаров и услуг[21].
Существует также
ряд возражений данному аргументу.
Во-первых, частный сектор не всегда
в состоянии предложить удовлетворительное
решение проблем, и в таких
случаях большинство людей
Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией отличается строгостью и последовательностью, основываясь на «логике в контроле за коррупцией»: «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий»[29].
В момент обретения независимости в 1965 г., Сингапур был страной с высокой коррупцией. Тактика её снижения была построена на ряде вертикальных мер: регламентации действий чиновников, упрощении бюрократических процедур, строгом надзоре над соблюдением высоких этических стандартов. Центральным звеном стало автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Одновременно с этим было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб. Это сочеталось с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.
В настоящее
время Сингапур занимает лидирующие
места в мире по отсутствию коррупции,
экономической свободе и
До середины
XIX века в Швеции коррупция процветала.
Одним из следствий модернизации страны
стал комплекс мер, нацеленных на устранение меркантилизма. С тех пор государственное
регулирование касалось больше домашних
хозяйств, чем фирм, и было основано на
стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах
и разрешениях. Был открыт доступ к внутренним
государственным документам и создана
независимая и эффективная система правосудия.
Одновременно шведский парламент и правительство
установили высокие этические стандарты
для администраторов и стали добиваться
их исполнения. Спустя всего несколько
лет честность стала социальной нормой
среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных
чиновников поначалу превышали заработки
рабочих в 12—15 раз, однако с течением времени
эта разница снизилась до двукратной[30]. На сегодняшний день
Швеция по-прежнему имеет один из самых
низких уровней коррупции в мире.