История, становление и развитие казначейской системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:39, реферат

Описание

Федеральное казначейство, созданное Указом Президента РФ в 1992 г., возникло не на пустом месте. Издревле на Руси осуществлялся учет расходования и поступления денежных средств сначала княжеской, а затем царской казны. Менялись названия: Приказ, Коллегия, Министерство, Наркомат, снова Министерство.

Работа состоит из  1 файл

Казначейство.docx

— 19.52 Кб (Скачать документ)

  История, становление и  развитие казначейской системы России 

     Федеральное казначейство, созданное Указом Президента РФ в 1992 г., возникло не на пустом месте. Издревле на Руси осуществлялся учет расходования и поступления денежных средств сначала княжеской, а затем царской казны. Менялись названия: Приказ, Коллегия, Министерство, Наркомат, снова Министерство.

     Впервые слово "казначей" можно встретить  в "штатном расписании" Казенного  приказа, учреждения, которое в период от Иоанна III-го до царствования Петра  Великого заведовало Царским Казначейством.

     В 1775 г. одновременно с казенными палатами была учреждена должность уездного казначея. К обязанностям последнего относились прием и хранение всех казенных доходов своего уезда. Он принимал деньги от плательщиков, немедленно выдавая им квитанции в получении.

     С учреждением в 1821 г. Департамента государственного казначейства, все казначеи с их функциями были переданы в ведение этого Департамента. В 1866 г. было введено единство кассы на всей территории России.

     В середине 20-х годов нашего столетия функции казначейства были рассредоточены между Наркомфином СССР (далее  Минфином СССР) и Госбанком СССР, другими ведомствами и службами, и Государственное казначейство как отдельная структура в Министерстве финансов перестала существовать. Функции казначейства были в основном, переданы Госбанку. Многовековая история развития казначейства остановилась на 70 лет.

  Начатые с 1985 г. экономические реформы в большей степени были направлены на изменение формы собственности основных субъектов экономики. Однако при их реализации был упущен контроль за финансовыми потоками. Налоги и другие платежи в бюджет стали проходить через коммерческие банки.

      Только 27 августа 1993 г. постановлением Совета Министров Российской Федерации № 864, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе», органы Федерального казначейства были воссозданы.

     Переход от банковской к казначейской системе  исполнения бюджета был обусловлен развитием рыночных процессов в российской экономике, сопровождающихся образованием разрозненной массы кредитных организаций. Центральный банк Российской Федерации, сосредоточив все усилия на вопросах денежно-кредитного регулирования, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки вообще не осуществляли контроль за использованием бюджетных средств.

     Поэтому возникла острая необходимость создания органа, который совместил бы в  себе часть функций банковской и  налоговой систем Российской Федерации. Казначейство должно было «замкнуть» на себе осуществление и учет операций со всеми государственными федеральными ресурсами и освободить банковскую систему от функций ведения детального учета доходов федерального бюджета и контроля за целевым их использованием.

     За  сравнительно небольшой период, окончательно сформировалась единая централизованная система органов Федерального казначейства. Сегодня это Федеральное казначейство и подчиненные ему территориальные органы по республикам, краям, областям, автономиям, а также городам, районам и районам в городах.

     Казначейская система России является важнейшим инструментом по управлению и контролю финансовыми ресурсами государства.

     Августовский  кризис 1998 г. наглядно показал эффективность казначейской системы, когда все бюджетные средства, находившиеся на счетах в казначейских органах, совершенно не пострадали. В то же время организации, державшие средства в коммерческих банках, понесли огромные потери. Анализируя почти пятнадцатилетний период функционирования возрожденной казначейской системы исполнения бюджетов в России, можно обозначить ряд важнейших этапов.

     Одним из первых из них является организация  исполнения с 1994 г. Федерального бюджета по доходам: ежедневный учет поступлений в бюджетную систему и распределение этих поступлений по соответствующим бюджетам бюджетной системы.

     Второй  этап - исполнение федерального бюджета  по расходам начинался в 1995 г. с момента открытия органами Федерального казначейства балансовых счетов «Средства федерального бюджета». Счета также открывались преимущественно в расчетно-кассовых центрах Банка России, а при их отсутствии в других кредитных учреждениях.

     Следующим шагом в развитии казначейской системы  в России был переход (с 1996 г.) на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства.

     С 1999 г. наступил третий этап становления казначейской системы в России. В этот период изменился порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением социальных льгот отдельным категориям граждан (например, лицам, пострадавшим в периоды массовых репрессий и впоследствии реабилитированным). Указанные расходы стали осуществляться за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

     2001 г. ознаменовался началом четвертого этапа развития казначейской системы исполнения бюджетов, характеризующегося переходом к новому качеству исполнения бюджетов, основанному на методе единого казначейского счета. На данном этапе были предприняты конкретные меры по ориентированию деятельности Федерального казначейства на распространение практики предоставления услуг субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по кассовому обслуживанию их бюджетов централизованной федеральной структурой.

     С 2004 года функциональное развитие системы  казначейских органов тесно взаимоувязан с проходящими в России административной и бюджетной реформами.

     На  современном этапе развития российского  государства установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового  обслуживания региональных и местных  бюджетов централизованной системой Федерального казначейства, а также созданными в ряде субъектов Российской Федерации  самостоятельными региональными и  муниципальными казначейскими органами.

     Основное  предназначение казначейской системы  – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами.

     Федеральное казначейство выступает в основном поставщиком информации по доходам  и расходам бюджетов всех уровней для государственных органов власти, которая позволяет оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики. 

Отделение по Пряжинскому району

Управления  Федерального казначейства

По Республике Карелия

Информация о работе История, становление и развитие казначейской системы России